- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Многие утверждают, что прослушивание музыки и игра на инструментах развивают когнитивные способности. Однако последние исследования в этой области говорят, что это не так.
[1]
Фото Dayne Topkin [2] / Unsplash
Одними из первых о влиянии музыки на обучаемость заговорили греческие философы. Платон утверждал [3], что музыкальные науки раскрывают в человеке его внутренние моральные качества и пробуждают желание учиться. Аналогичной точки зрения придерживался Аристотель — по его словам, музыка взывает к эмоциям, поэтому подготавливает ум к принятию новых знаний.
Много лет спустя научное сообщество стало рассматривать этот вопрос не только с философской точки зрения. Научная группа из Японии и Великобритании изучила результаты более 50 исследований, проведенных с 1986 по 2019 год и посвященных тому, как умение играть на музыкальных инструментах влияет на
Занятия музыкой развивают исключительно музыкальные навыки — за пределы этой области эффект не распространяется. Свою работу ученые опубликовали в престижном журнале Memory & Cognition [6]. В свою очередь, представители Американской академии наук отмечают, что игра на музыкальных инструментах помогает [7] развить отдельные функции
Такие выводы подтверждает исследование, проведенное [8] психологом Генном Шелленбергом (Glenn Schellenberg) из Университета Торонто еще в 2013 году. Он оценил успеваемость 130 школьников в возрасте от 10 до 12 лет. Ученики, занимавшиеся в музыкальной школе, действительно имели более высокие оценки. Однако Шелленберг также обнаружил, что их успеваемость не связана с умением играть на гитаре или фортепиано. Психолог отметил, что главную роль сыграли социальные факторы. Родители этих школьников имели высокий достаток, были образованы и уделяли особое внимание воспитанию, поэтому дети лучше учились.
Аналогичные исследования проводят не только сред тех, кто занимается музыкой, но и тех, кто просто любит её слушать. Так, французский медик Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» утверждал [9], что звуки определенной высоты способствуют развитию
Работа ученых привела к рождению термина «эффект Моцарта».
Фото Jesus Hilario H. [12] / Unsplash
Ряд специалистов утверждает, что существует зависимость между уровнем интеллекта и предпочитаемым музыкальным жанром. Несколько лет назад группа ученых из университета Британской Колумбии опросила [13] более 1600 респондентов из разных социальных категорий.
Они обнаружили, что любители кантри, диско или хип-хоп, образованы хуже, чем любители классики, рока, попа, блюза или джаза. Но есть мнение, что подобные исследования нерепрезентативны. Они часто не учитывают широкий спектр сторонних факторов.
Как и в ситуации с не обнаруженной зависимостью между успеваемостью учащихся и занятий музыкой, наибольшее влияние оказывает не сам факт прослушивания композиций, принадлежаших определенному жанру, а социальные факторы и общий уровень благополучия и достатка. Причинно-следственные связи между образованностью и тем или иным жанром действительно не выявлены [14].
Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования [14]
«Листомания»: почему музыкальные способности делают человека сексуально привлекательным [15]
Почему офисный шум сводит нас с ума — обсуждаем исследования [16]
Выходной гимн работе: Что слушают разработчики [17]
Автор: Audioman
Источник [18]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/uchebny-j-protsess-v-it/356460
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/517040/
[2] Dayne Topkin: https://unsplash.com/photos/cB10K2ugb-4
[3] утверждал: https://www.erudit.org/fr/revues/ltp/1978-v34-n3-ltp3386/705684ar.pdf
[4] мышление: http://www.braintools.ru
[5] сделали вывод: https://www.thenational.ae/arts-culture/music/put-down-the-banjo-timmy-study-finds-learning-music-won-t-make-children-smart-1.1055974
[6] в престижном журнале Memory & Cognition: https://rd.springer.com/article/10.3758/s13421-020-01060-2
[7] помогает: https://www.washingtonpost.com/posteverything/wp/2015/07/21/the-science-of-why-music-improves-our-memory-and-verbal-intelligence/
[8] проведенное: https://www.zmescience.com/medicine/mind-and-brain/playing-a-musical-instrument-doesnt-make-you-smart-43243
[9] утверждал: https://www.audiomania.ru/content/art-5761.html
[10] взялись: https://www.nature.com/articles/365611a0
[11] Сонаты для двух фортепиано ре мажор K. 448: https://www.youtube.com/watch?v=3TkW1d7KMzU
[12] Jesus Hilario H.: https://unsplash.com/photos/5v69Vl62NCM
[13] опросила: https://www.cbc.ca/news/canada/british-columbia/musical-taste-shaped-by-wealth-and-education-ubc-study-finds-1.3099636
[14] не выявлены: https://www.audiomania.ru/content/art-5825.html
[15] «Листомания»: почему музыкальные способности делают человека сексуально привлекательным: https://www.audiomania.ru/content/art-4760.html
[16] Почему офисный шум сводит нас с ума — обсуждаем исследования: https://www.audiomania.ru/content/art-7206.html
[17] Выходной гимн работе: Что слушают разработчики: https://www.audiomania.ru/content/art-4736.html
[18] Источник: https://habr.com/ru/post/517040/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=517040
Нажмите здесь для печати.