- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

UX, UXD, CX, UI, IxD: разбираемся в терминах

Чем UX отличается от UI и CX, что такое экосистема продукта и дизайн услуги. Объясняем происхождение слов, значения и сферы употребления.

UX, UXD, CX, UI, IxD: разбираемся в терминах - 1

UX — это user experience (пользовательский опыт). Словосочетание UX придумал Дональд Норман в 1993 году, когда работал в Apple.

«Я придумал термин, потому что понятия «человеческий интерфейс» и «юзабилити» были слишком узкими. Я хотел покрыть все аспекты персонального опыта с системой, включающей в себя индустриальный дизайн, графику, интерфейс, физическое взаимодействие и руководство пользователя. С тех пор этот термин широко распространился, так что он начал терять своё значение», — отметил Норман в 2007 году в интервью [1] Adaptive Path.

UX — это сфера между дизайном и аналитикой: дизайнеры думают о том, какие ощущения вызывает продукт, и разрабатывают прототипы.

Иногда в компаниях UX называют UXD или UEDuser experience design (дизайн пользовательского опыта), XDexperience design (дизайн опыта).

UI — это user interface (пользовательский интерфейс). Один из авторов термина — основатель «Adaptive Path» Джесс Гарретт определяет UI как сферу интерфейсных элементов: таблиц цветовых кодов, текста и кнопок.

Задача UI — сделать продукт понятным и простым в использовании. Часто UX и UI-дизайнер — это один человек: он самостоятельно тестирует прототипы и верстает их для веб-разработчика.

IxDinteraction design (дизайн взаимодействия или проектирование взаимодействия). Термин ввел Билл Моггридж, работая над первым ноутбуком GRiD Compass в 1984 году.

В основе IxD — анимация внутри интерфейсов: подвижные иконки, меню, переходы, гифки. Над IxD работают моушн-дизайнеры.

Рассмотрим термины, которыми пользуются UX-дизайнеры и тестировщики, когда говорят о структуре продукта, его целях или взаимодействии с покупателями: CX, AI, UX Ecosystem, SD.

CXcustomer experience (покупательский опыт). Является частью UX, включает в себя опыт бренда, чаще всего — интернет-магазинов.

CX-дизайн ориентируется на несколько факторов: удобство использования сайта, отзывы пользователей, индекс лояльности покупателей — NPS (от англ. Net Promoter Score).

IAinformation architecture (информационная архитектура). Основа IA — карта сайта или приложения: она помогает понять, где находится пользователь и как организован контент.

Информационная архитектура — это таблицы, классификации, меню. Цель IA — помочь пользователю быстро найти информацию.

UXEuser experience ecosystem (экосистема пользовательского опыта). Один из авторов термина — UX-дизайнер The Nerdery Дэйв Джонс. Он определяет UXE как «набор взаимосвязей между компонентами в информационной среде». Компоненты — это люди, их цели и практики, цифровые и аналоговые технологии, которые они используют для связи и обмена информацией, а также информацию, которую они разделяют.

SDservice design (дизайн услуги). Interaction Design [2] определяет SD так: «Дизайн услуг — это организация людей, инфраструктуры, коммуникаций так, чтобы повысить качество взаимодействия между поставщиком услуг и клиентами».

Цель SD — в проектировании удобной, понятной услуги для клиентов, которая будет успешно конкурировать с другими предложениями на рынке.

Где почитать о UX, UXD, CX, UI, IxD:

Interaction design [2]
Самая большая электронная библиотека с бесплатными материалами по UX/UI на английском.

Complete beginners guide to interaction design [3]
Принципы взаимодействия с пользователем, гайдлайны и полезные инструменты. На английском.

UX Guru [4]
Блог с переводами зарубежных статей о UX и авторскими постами русскоязычных специалистов.

Профессиональные секреты UX: UX ProTip [5]
Советы для дизайнеров, маркетологов, редакторов и SMM о том, как создать, продвигать и улучшать продукт. От дизайна кнопок до работы с клиентами.

Минимально жизнеспособный продукт: The Guide to MVP [6]
Про дизайнерские процессы, разработку сайтов и примеры. В книге детально разбирают сайты Airbnb и Dropbox.

Для тех, кто хочет слушать курсы и читать материалы по UX/UI на английском

Читателям блога дарим купон на 500 рублей [7] на покупку абонемента для изучения английского онлайн, в который входит 8 видов тренировок и еженедельные рассылки про английскую грамматику и лексику — «Витаминки» и «Плюшки».

А для безлимитного и вечного доступа ко всем возможностям сайта есть тариф «Всё включено» [8] (скидка не действует).

Автор: PuzzleEnglish

Источник [9]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/ui/269537

Ссылки в тексте:

[1] интервью: http://adaptivepath.org/ideas/e000862/

[2] Interaction Design: https://www.interaction-design.org/

[3] Complete beginners guide to interaction design: http://www.uxbooth.com/articles/complete-beginners-guide-to-interaction-design/

[4] UX Guru: https://medium.com/@ux_guru

[5] Профессиональные секреты UX: UX ProTip: https://medium.com/ux-ux-protips

[6] Минимально жизнеспособный продукт: The Guide to MVP: https://medium.com/the-guide-to-mvp

[7] купон на 500 рублей: https://puzzle-english.com/prices?coupon_id=21&pes=geektimes_ux_coup

[8] тариф «Всё включено»: https://puzzle-english.com/vip?pes=geektimes_ux_vip

[9] Источник: https://geektimes.ru/post/295997/