- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Почему брейнштормы бесполезны

Вспомните последнюю хорошую идею, которая пришла к вам в голову и при каких обстоятельствах это случилось. Возможно, вы принимали ванну, сидели в парке под деревом, а может быть, вас осенило во сне. Но вряд ли по-настоящему инновационное решение родилось во время командного брейншторма в офисной переговорке или на Zoom-совещании.

Метод брейншторма был разработан Алексом Осборном в 40-х годах именно для создания прорывных идей, что же пошло не так? Дело не в самой механике, а в том какие ошибки допускают при её использовании. Приведу самые распространенные недочеты, которые вижу на практике чаще всего. 

Почему брейнштормы бесполезны - 1
  1. Придумывание идей в группе

Типичная картина для крупной организации: приглашают 20-30 человек, чтобы охватить как можно больше мнений и компетенций, всех участников распределяют по командам. Группы отбирают лучшие идеи и презентуют их друг другу. Зачастую результаты у команд похожие или одинаковые, а реально в брейншторме участвуют 5, в лучшем случае 10 человек. Сьюзан Кейн в своей книге «Сила интровертов в непрерывно болтающем мире» приводит несколько причин такой ситуации:  

  • Социальная леность [1]: человек в группе прилагает меньше усилий, чем при индивидуальной работе, так как считает свой вклад менее важным. Феномен хорошо изучен, наиболее известны исследования Макса Рингельмана, Бибба Латане, Киплинга Уильямса и Стивена Харкинса

  • Снижение продуктивности, Production Blocking [2]: пока самые ассертивные участники группы говорят о своих решениях, другие слушают их, вместо придумывания своих идей

  • Социальное давление, Evaluation apprehension [3]: люди боятся выглядеть глупо в глазах других и предпочитают умолчать рискованные и смелые идеи

  • Регрессия к среднему [4]: самые талантливые участники перформят на среднем уровне группы

Мета-исследование 800 команд показало [5], что работая индивидуально, люди придумывают больше оригинальных идей.

Почему брейнштормы бесполезны - 2
  1. Голосование за лучшие идеи

Коллектив голосует не за самую хорошую идею, а за решения ассертивных участников, которые лучше их продают. Еще хуже, если заказчику брейншторма предоставляют только победившие предложения. Г. Бернс доказал [6], что на уровне биологии мозга [7] мы склонны соглашаться с мнением группы. Д. Ландэ дополняет [8]: «когда интроверты остаются в тени, организации принимают плохие решения».

  1. Плохая модерация

Даже волшебный компас не работал, когда капитан Джек Воробей не знал, куда хочет попасть. Модератор должен обладать экспертизой в области задачи, которую решает заказчик брейншторма, в идеале он и проводит мероприятие. Также организатор должен быть в контексте особенностей команды брейншторма: «забирать микрофон» у самых громких и подбадривать тихонь. Эффективность будет значительно выше, если модератор понимает, для чего проводит встречу и как именно будет использованы ее результаты, где расставить акценты и к чему мотивировать группу.

  1. Фрейминг

Здесь важно соблюсти баланс. Если не дать совсем никакого контекста, идеи будет сложно использовать в работе. Но избыток деталей и примеры решений создают эффект привязки или якоря [9], описанный в 1974 г.  Д. Канеманом и А. Тверски: оценка смещается в сторону ранее воспринятых чисел, даже если эти числа не имеют никакого отношения к оцениваемому значению. Другими словами: наш разум берет за основу ранее озвученную информацию как точку отсчета и выстраивает остальную картину от нее. Этому когнитивному искажению подвержены все, вне зависимости от уровня экспертности.

  1. Сложные правила

Настоящий корпоративный кошмар: встреча на несколько часов, 10 минут придумываем идеи в группах, дальше перемешиваем группы, теперь презентуем решения, срочно надеваем шапочку критика, а теперь кластеризуем стикеры, а сейчас голосуем — и так далее. Мозг [7] участников истощен долгой работой и попытками понять, чего хотят от них организаторы, а не главной целью мероприятия. 

За 5-10 минут генерации идей мы выдаем лишь то, что лежит на поверхности сознания, «застарелую картошку» в погребе, поэтому чаще всего на этом этапе будет много банальностей и совпадений. Хуже, если эту тухлую картошку кластеризовать, презентовать, делать из нее драники и пюре, вместо сбора нового урожая. 

Как сделать брейншторм полезным

  1. Больше времени на генерацию идей

Первые идеи редко бывают [10] самыми хорошими. Исследование [11] Л. Нордгрен и Б. Лукаса показывает: чем дольше мы придумываем решения, тем лучше их качество. При этом ощущается это не так: как правило, мы подходим к «обрыву», когда фонтан первоначальных мыслей иссякает и каждая следующая рождается все тяжелее. Большая ошибка завершать брейншторм, когда пена поверхностных идей снята и наступает этап творчества, только здесь возможны настоящие прорывы. Продуктивность падает, а креативность возрастает. 

  • Расскажите участникам об иллюзии «обрыва», попросите не останавливаться, когда кажется, что фантазия закончилась

  • Посвятите большую часть встречи именно генерации идей, сделайте несколько итераций. Лабораторное исследование Д. Чана показало [12], что лучше всего против провала в креативности работает сочетание увеличенного времени на придумывание и переключения с последующим возвращением

  • Дайте понять, что ожидаете вклад от каждого члена группы, все присутствующие важны и их идеи ценны для вас

  1. Идеи оцениваются заказчиком

Вы потратите меньше времени на брейншторм и сохраните мотивацию сотрудников с непопулярными идеями, если оценка произойдет за кадром

  • Решения кластеризуются, собираются в лонг-лист и оцениваются после брейншторма заказчиком или рабочей группой по одному из фреймворков [13]

  • Во время брейншторма каждый участник презентует свои идеи, чтобы остальные могли задать вопросы, а модератор фиксирует подробности решения 

  • Попросите участников оставить свое имя на стикерах, чтобы можно было уточнить детали после встречи 

  1. Брейншторм как процесс

Ограничивая брейншторм непосредственно встречей, мы используем только малую часть потенциала участников и самого метода, музы не склонны приходить по расписанию и в строго ограниченное время.

  • Попросите участников ознакомиться с контекстом и принести хотя бы 2 идеи до старта брейншторма. Вы потратите меньше времени на введение коллег в курс дела, а их мозг [7] будет в фоновом режиме генерировать решения без оглядки на мнение группы

  • Сделайте брейншторм регулярной встречей до достижения нужного результата. Например, встречаемся каждый понедельник на 15 минут и обмениваемся новыми идеями по теме 

  1. Чем проще, тем лучше

  • Встреча должна укладываться в 1 час, количество участников до 12 человек. Лучше сделать 2 брейншторма по 12 человек на 1 час каждый, чем объединить их в одну неэффективную встречу

  • Максимально простые правила из нескольких пунктов с упором на генерацию как можно большего количества идей. Инструкции должны быть оговорены и зафиксированы в начале встречи. Например: 

    • 15 минут придумываем - 15 минут представляем идеи - 15 минут второй раунд придумывания - 15 минут обсуждения

    • можно дополнять, но нельзя критиковать

    • на стикерах оставляем имя автора

Заключение

Любое изобретение человечества  может быть использовано во благо или во вред: атомная энергия наполняет светом миллионы домов по всему миру, но и привела к  большим трагедиям. Брейншторм может стать причиной демотивации и пустой тратой времени и денег (бесполезные встречи стоят [14] крупным компаниям порядка 100 миллионов долларов в год), либо источником вдохновения и прорывных идей, если подходить к нему осознанно, фокусироваться на цели и придерживаться принципа простоты.

Ссылки

Productivity Loss in Brainstorming Groups: A Meta-Analytic Integration by Brian Mullen,Craig Johnson & Eduardo Salas

https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/s15324834basp1201_1 [5] 

Introversion, the Legal Profession, and Dispute Resolution by John Lande

https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4126439 [8] 

Your Best Ideas Are Often Your Last Ideas by Loran Nordgren and Brian Lucas

https://hbr.org/2021/01/your-best-ideas-are-often-your-last-ideas [11] 

When silver is gold: Forecasting the potential creativity of initial ideas by Justin M. Berg

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0749597818308124 [15] 

Эффект Якоря, Д. Канеман и А. Тверски 

https://bigenc.ru/c/effekt-iakoria-172a9f [16] 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_привязки [9] 

Neurobiological correlates of social conformity and independence during mental rotation by Gregory S Berns

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15978553/ [6] 

Социальная леность

https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_леность [1]

Регрессия к среднему

https://ru.wikipedia.org/wiki/Регрессия_к_среднему [4] 

Production Blocking

https://en.wikipedia.org/wiki/Production_blocking [2]  

Evaluation apprehension

https://en.wikipedia.org/wiki/Evaluation_apprehension_model [3] 

8 innovation frameworks on how to prioritize your ideas

https://bigbangpartnership.co.uk/how-to-prioritize-ideas-your-idea-sorter/ [13] 

The Cost of Unnecessary Meeting Attendance by Dr. Steven G. Rogelberg

https://20067454.fs1.hubspotusercontent-na1.net/hubfs/20067454/Report_The%20Cost%20of%20Unnecessary%20Meeting%20Attendance.pdf [14] 

The importance of iteration in creative conceptual combination by Joel Chan, Christian D. Schunn

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0010027715300524 [12] 

Автор: Buterik

Источник [17]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-komandoj/395866

Ссылки в тексте:

[1] Социальная леность: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

[2] Production Blocking: https://en.wikipedia.org/wiki/Production_blocking

[3] Evaluation apprehension: https://en.wikipedia.org/wiki/Evaluation_apprehension_model

[4] Регрессия к среднему: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%BA_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%83

[5] показало: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/s15324834basp1201_1

[6] доказал: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15978553/

[7] мозга: http://www.braintools.ru

[8] дополняет: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4126439

[9] эффект привязки или якоря: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%BA%D0%B8

[10] редко бывают: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0749597818308124?casa_token=e1xQ4EieGlIAAAAA:43xj7VsGJkG6dP4WFNHKDVknYyqOSkLQ39xN0wmkUDxxT-wnUePdmoK4YkwH0GDDOk7vbnwBGYE

[11] Исследование: https://hbr.org/2021/01/your-best-ideas-are-often-your-last-ideas

[12] показало: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0010027715300524

[13] фреймворков: https://bigbangpartnership.co.uk/how-to-prioritize-ideas-your-idea-sorter/

[14] стоят: https://20067454.fs1.hubspotusercontent-na1.net/hubfs/20067454/Report_The%20Cost%20of%20Unnecessary%20Meeting%20Attendance.pdf

[15] https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0749597818308124: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0749597818308124

[16] https://bigenc.ru/c/effekt-iakoria-172a9f: https://bigenc.ru/c/effekt-iakoria-172a9f

[17] Источник: https://habr.com/ru/articles/841602/?utm_campaign=841602&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss