- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В прошлые выходные Microsoft проводили свой 16-й технологический конкурс студенческих проектов Imagine Cup [1]. Наряду с другими участниками, «Мой круг» [2] был приглашён поучаствовать на круглом столе «Сотрудник будущего: кого будут искать работодатели завтра?». Нас попросили осветить вопрос о важности soft skills и hard skills в ИТ-индустрии сейчас и в будущем.
Для ответа на этот вопрос мы провели опрос среди пользователей «Моего круга» и «Хабрахабра». Всего в опросе поучаствовало 3000 человек, все ответы мы визуализировали с помощью инфографики, и сегодня рады поделиться получившимися результатами. Предупреждаем: будет очень много информации.
Для начала, давайте посмотрим, кто именно поучаствовал в опросе, чтобы понимать тот контекст, в котором потом будем смотреть на ответы. Видим, что имеем примерно такую же выборку, что и во всех наших прошлых опросах.
Две трети наших респондентов — это разработчики.
Специалистов руководящего и продвинутого уровней в сумме больше, чем специалистов начального уровня и стажеров. Подавляющее большинство — мужчины.
Каждый третий из немиллионного города, каждый четвёртый из Москвы. Большинство работает в небольших частных компаниях. Каждый десятый временно не работает.
Первым же вопросом мы постарались узнать, насколько ИТ-специалисты различают жизненные навыки (soft skills) и профессиональные навыки (hard skills), насколько вообще думают на эту тему. Можно предположить, что чем чаще об этом различии задумываются, тем большую роль играют жизненные навыки в данном случае.
Большинство (70%) задумываются о различии жизненных и профессиональных навыков. Женщины — чуть чаще мужчин (76% против 69%). Скорее всего, это связано с различием тех специальностей, в которых работают женщины и мужчины. Как мы видели в предыдущих опросах [4], мужчины больше сконцентрированы на «технических» позициях, а женщины — на «гуманитарных».
На руководящих позициях задумываются о различии навыков чаще, чем на подчинённых, при вступлении в профессиональную жизнь — чаще, чем до этого. В стартапах задумываются чаще (77%), чем в других типах организаций, а во фрилансе — реже всех (63%).
Сфера, в которой работает специалист, также накладывает свой отпечаток на большую или меньшую важность различия навыков. Эйчары и менеджеры различают навыки гораздо чаще других, специалисты по эксплуатации — реже других.
Дальше мы решили разобраться, а что же такое жизненные навыки (soft skills) вообще? Можно ли составить перечень самых важных для ИТ-специалистов жизненных навыков?
Профессиональными навыками (hard skills) называют такие навыки, которые можно приобрести с помощью образования, которые можно измерить с помощью формальных тестов и которые применимы в конкретной профессии.
Жизненными навыками (soft skills) называют такие навыки, которые формируются в течение всей жизни, которые сложно измерить формальными тестами и которые применимы во всех профессиях.
Жизненные навыки делят на три группы:
1. Коммуникативные навыки
2. Личностные навыки
3. Управленческие навыки
Можно было выбрать сколько угодно вариантов. Больше половины голосов, с большим отрывом от остальных, собрали следующие коммуникативные навыки: умение работать в команде, умение аргументировать, умение слушать, умение договариваться и вести переговоры.
Всё это навыки командной работы, что неудивительно для нашей ИТ-сферы. Особенно чётко именно такая последовательность важности коммуникативных навыков характерна для разработчиков.
Интересны некоторые отличия в важности коммуникативных навыков в других сферах деятельности.
В отличие от коммуникативных навыков, тут гораздо большее разнообразие ответов. Заметно больше половины всех голосов набрал навык по поиску и анализу информации (66%) и навык по управлению временем (57%).
А вот какие интересные отличия от общего среднего удалось обнаружить.
В управленческих навыках в лидерах, набравших заметно больше половины голосов, оказался навык планирования (71%).
Вот наконец, мы и добрались до прогнозов на будущее!
Почти для всех специальностей одновременно оба типа навыков, профессиональные и жизненные, играют важную роль.
Ситуация, где когорта, считающая жизненные навыки важнее профессиональных, больше когорты, считающей наоборот, наблюдается только в трёх специальностях: продажах, эйчаре и менеджменте. Это характерно и для сегодняшнего дня и для ожидания в будущем, где к ним присоединяется ещё и аналитика.
Наибольшее доминирование когорты, считающей профессиональные навыки важнее жизненных, наблюдается в мобильной разработке, а также в телекоммуникации. Однако, в будущем такое доминирование у них смягчается, но ожидается похожее по силе в контенте.
Если посмотреть в динамике на изменение относительных долей когорт, считающих одни или другие навыки важнее (смотрим на разницу между процентными долями в будущем и настоящем), то получим следующую любопытную картину.
Практически во всех специальностях ожидается рост относительной важности жизненных навыков: больше всего изменений в этой области ожидаются в игровой разработке и телекоммуникациях. А единственные сферы, где ожидается наоборот, уменьшение относительной значимости жизненных навыков, — это поддержка и контент.
Рост относительной важности профессиональных навыков больше всего ожидается в продажах, а также в эйчаре, поддержке и контенте. И наоборот, самое сильное снижение важности этих навыков ожидается в игровой разработке, телекоммуникациях и аналитике.
Если делать очень грубое обобщение, то в целом мы видим, что технические специальности стремятся «гуманизироваться», а гуманитарные наоборот «технологизироваться», порой с некоторым ущербом другим навыкам.
Из этого грубого вывода есть пара исключений. В менеджменте нет стремления к росту важности профессиональных навыков, а жизненные навыки становятся ещё важнее. В эйчаре, маркетинге, продажах, тестировании и администрировании растет важность и тех, и других навыков одновременно.
Витает гипотеза, что навык программирования скоро станет универсальным навыком, который будет нужен практически во всех сферах деятельности. Мы решили проверить эту гипотезу, и вот, что получили.
На вопрос о нужности программирования можно было поставить оценку от 1 (совсем не нужно) до 5 (очень нужно). Далее, мы вычислили средневзвешенное значение и работали с ним.
Видим, что среди разработчиков ожидается небольшое уменьшение важности навыка программирования, особенно сильно, по сравнению с другими, в игровой разработке. А вот во всех остальных сферах деятельности, действительно ожидается, что навык программирования станет более востребованным. Особенно сильно этого ожидают в сфере эйчара.
Результаты этого вопроса подкрепляют грубое обобщение из результатов предыдущего: мы видим, что технические специальности стремятся чуть уменьшить свою технологичность, а гуманитарные наоборот — увеличить.
Перейдём же от теории и прогнозов к непосредственно текущей практике! Посмотрим, как жизненные и профессиональные навыки влияют на найм и увольнения.
Как видим, больше половины (59%) специалистов принимают непосредственное участие в подборе и оценке новых сотрудников, две трети из них интересуются жизненными навыками кандидата.
Частота интереса к жизненным навыкам соискателя напрямую зависит от того, на какую специальность его подбирают. В принципе, видим примерно ту же картину, что и в опросе про различение двух типов навыков. При подборе эйчара, менеджера, аналитика и продажника на жизненные навыки обращают внимание почти всегда: только в 10% случаев не обращают. При подборе разработчиков на жизненные навыки не обращают в 25% случаев.
В случае, когда у кандидатов одинаковые профессиональные навыки, выбор происходит по жизненным навыкам. И опять наблюдаем похожую картину: при оценке соискателя на «гуманитарных» специальностях такое случается в 2-3 раза чаще, чем на «технических».
Если в процессе найма участвует 59% специалистов, то в процессе увольнения 33%, что всё равно является довольно внушительной цифрой. На увольнение с одинаковой вероятностью влияют оба типа навыков.
Если разложить причины увольнения по сферам, то увидим, что тут уже нет такой четкой картины, как при найме: причина увольнения по жизненным никак никак не коррелирует со специальностью того, кто принимал участие в увольнении.
Как видим, более половины специалистов проходят дополнительное обучение по профессиональным навыкам, и только четверть делает это по жизненным навыкам. Профессиональным навыкам большинство учится на курсах, а жизненным — самостоятельно. Профессиональный навыки на конференциях усиливает каждый второй, а жизненные — только каждый четвёртый. Наставничество как способ дополнительного образования представлен в равной степени и там, и там. Сообщества чуть лучше работают с профессиональными навыками.
Автор: moikrug
Источник [7]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-personalom/278307
Ссылки в тексте:
[1] Imagine Cup: https://events.techdays.ru/ImagineCup2018/
[2] «Мой круг»: https://moikrug.ru
[3] Image: https://habrahabr.ru/company/moikrug/blog/353910/
[4] в предыдущих опросах: https://habrahabr.ru/company/moikrug/blog/313756/
[5] мышление: http://www.braintools.ru
[6] infogram.com: https://infogram.com
[7] Источник: https://habrahabr.ru/post/353910/?utm_campaign=353910
Нажмите здесь для печати.