- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Современное школьное образование, часть 3

Первая часть про различные уровни сложности школьных задач. [1]
Вторая часть про типы видео-лекций. [2]

В этой части я хочу обсудить технологии школьного интернет-образования. Под школьным образованием я подразумеваю такое, при котором за успеваемостью ученика необходимо как-то следить. В качестве примеров будут рассмотрены:
khanacademy.org [3] Гигант в этой отрасли.
eftsh.ru [4] Электронная ФТШ, проект при МФТИ.
100ege.ru [5] Портал по подготовке к вузовским олимпиадам, ЕГЭ и ГИА.
interneturok.ru/ [6] и univertv.ru/ [7] являются архивами лекции, но на данный момент отсутствует функционал взаимодействия с учеником.
dnevnik.ru [8] Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть.

После публикации первых двух статей ко мне обратилось множество людей. Прошу прощения у тех, кому подолгу не отвечаю, писем действительно уйма, и я не хочу писать отписки.

Я получил много сообщений от частных людей, готовых поучаствовать в создании чего-то большого и полезного. Это здорово! Кроме того, со мной связались представители eftsh.ru [4] и dnevnik.ru [8]. Последние даже показали мне свой офис в Санкт-Петербурге и дали воочию убедиться в наличии более 100 человек в штате.

Контент

Начнём с картинки, представляющей из себя кадры из уроков/лекций на одну и ту же тему — грузик на пружинке. Порядок расположения не укрывает никакого смысла.
Современное школьное образование, часть 3

Исходники:
1. http://interneturok.ru [9]
2. khanacademy.org [3]
3. www.youtube.com/watch?v=OaiynlvxFbk [10] MIT (уже упомянцтый в предыдущих статьях Walter Levi)
4. www.youtube.com/watch?v=Zz-9UVpYcJI [11] Yale (читает известнейший человек — Shankar)
5. Кадр из видео-записи урока 9ого класса школы №4, 2008 г., Овчинкин В.А. (преподаватель кафедры общей физики МФТИ). Нет в открытом доступе.
6. www.youtube.com/watch?v=fgkwM5kyGQw [12] Канал youtube с >7500 лекциями (по >40 минут) от индусского университета)
7. youtu.be/C1hZNFct9jQ [13] Советский фильм (Научфильм, ‘72)
8. 100ege.ru [5] Платный урок ~400 руб., надеюсь за скриншот меня не поругают. Лекцию читает Александров Д. А. (Заместитель заведующего кафедрой общей физики МФТИ, доцент, председатель жюри десятого класса Всероссийской олимпиады школьников по физике.)

И это лишь малая толика всего обилия доступных уроков на эту тему.

Честно просмотрев эти и другие лекции (которых на одном только youtube уйма), я хочу сказать, что по моему мнению самый продуманный урок (и самый дорогой в плане реализации) — это советский ролик. Там и пример из жизни (листовая рессора грузовика :) ), и дополнительная физика для продвинутых (фазовое пространство). Единственное, он морально устарел (опять же из-за примера с рессорой). Меня мучает филосовский вопрос, — если смотреть это видео на iPad последней модели, то оно всё ещё будет морально устаревшим или уже нет?

Что я хотел этим сказать. Видеолекций всех мастей огромнейшее количество. Особенно по базовой программе. Вопрос — считаем ли мы себя избранными, которые сделают урок про грузик на пружинке лучше всех? Для ответа на этот вопрос, надо сначала понять в чём сила Khan Academy. Казалось бы, что из приведённых выше примеров его ролик самый убогий. Но преимущество его в том, что Khan в едином стиле сделал уроки обо всём, и ученик может пройти большую часть предмета не задумываясь о стыковке лекционных курсов. Это как у нас принято в школах использовать учебник одного и того же автора (или хотя бы издания) на протяжении всего учебного процесса, так как тогда материал самосогласован. Зачастую в институтах этого уже нет. Возвращаясь к вопросу, сможем ли мы сделать урок лучше всех, ответом будет то, что “хорошесть” урока заключается не только в нём самом, но и в окружающем его материале, поэтому надо говорить сразу о создании лекционных курсов, что уже совершенно другой объём работ.

Также такая разновидность роликов иллюстрирует сколькими способами можно прочитать один и тот же материал. Если в том индусском университете решается множество примеров численно (так как они тренируют инженеров, судя по всему), то на 100ege.ru показывают решение дифура и решают аналитически множество вариаций. Вопрос, конечно, в том, что же преподавать в школе. У нас с советских времён осталась концепция полной унификации всех образовательных программ по стране. Мне кажется, что это правильно, когда базовый набор знаний решается централизовано экспертами, а не каждым учебным заведением самостоятельно.

Мы подошли к следующему вопросу. Кто решает, что входит в “набор джентельмена”, а что нет? У среднестатистического преподавателя старой закалки накопилось за 20-30 лет работы в школе куча заметок к урокам. Можем ли мы их взять за основу? Скорее всего нет, так как у его коллеги в соседней школе будет абсолютно противоположная точка зрения. Может быть сделать всё с нуля? Тогда для составления современного курса нужен активный учёный в данной области, для создания удобоваримого курса нужен преподаватель со стажем, чтобы зачитать лекцию нужен актёр, а так же режиссёр и т.д. и т.п… В общем, уйма людей, если есть желание сделать шаг в сторону повышения качества учебного материала. В противном случае, всё уже есть готовое.

Подбор команды для создания курса тоже очень сложен. Многие советские школьные учебники написаны академиками (или же были «под редакцией» реальных учёных). А кто у нас сейчас у руля? Петрик? Для тех, кто не в курсе. [14]

Выводы:
1. Нужны цельные курсы (желательно на несколько лет и сразу по нескольким смежным предметам), а не отдельные темы.
2. Необходима многоуровневая система. Как минимум, два очевидных уровня: для всех и для заинтересованных.
3. Значительный шаг в сторону улучшения качества учебных материалов может сделать только команда из нескольких высококвалифицированных профессионалов из нескольких областей (преподаватель, учёный, режиссёр и тд). Дорого ли это? Не дороже «Электронного университета» Дальневосточного университета ( navalny.livejournal.com/714473.html [15] ).

Функционал

Помимо стандартных функций социальных сетей, то есть всевозможных взаимоотношений между учениками/учителями/родителями, и систем электронных документов, существует несколько элементов, которые хотелось бы выделить.

Первое, (скриншот с khanacademy), это древо знаний. Преимущества наличия подобной организации всех курсов очевидна. Как и из каких соображений её строить — отдельная история.
Современное школьное образование, часть 3

Вторым важным моментом я бы выделил раздел для родителей. В котором, кроме оценок и успеваемости ребёнка, были бы ещё материалы для занятий вместе с ребёнком, в сопровождении с советами педагогов и психологов. Это некоторая особенность нашей страны – у нас принято самостоятельно учить детей (в некоторых семьях)

В-третьих, это анонимность. Например, в том же 100ege.ru предлагают вводить имя одного из родителей. Естественно, это не проверяется, но возможность тихо войти и осмотреться, мне кажется важной.

Я пробежался по верхам. Есть ещё такие вещи, как учебные планы, статистика по занятиям, виртуальные доски для общения с репетитором и тп. Это всё достаточно очевидные вещи и их реализуют по мере надобности все сервисы.

Немного об особенностях каждой системы.
Dnevnik.ru – шаг в сторону электронных школ. Этот гигант разрабатывает полностью электронную систему c 2007 года и уже имеет в штате более ста человек. На данный момент концепция сайта подразумевает создание контента (уроков, заданий) пользователями ресурса (учителями для учеников), собственных уроков и лекций пока не имеет.
Eftsh.ru – предлагает видео-лекции, записанные при участии лекторов школы при МФТИ. Набор предлагаемых предметов пока что мал, но зато подход к ученикам более индивидуален. Этот сервис выделяет возможность проверки письменных работ.
100ege.ru – пожалуй, выделяется онлайн трансляциями лекции и возможностью задавать вопросы лектору в прямом эфире. Имеет материалы по математике, русскому языку, физике, обществознанию и информатике.
Interneturok.ru – огромный архив всевозможных лекций по всем предметам (в отличии от eftsh.ru и 100ege.ru, которые сфокусированы на физ-мат науках), но без какого-либо взаимодействия с учеником.

Системы контроля, кнуты и пряники

Проблема мотивации при обучении в обнимку с компьютером стоит ребром. Систему кнутов, сложно представить. Пряники же слишком виртуальны (В khanacademy это бейджики у аватарок. Согласно Khan’у наличие этих картинок имеет огромное влияние на успеваемость учеников. Кстати, если не видели, то тут [16] его презентация на TED.).

Хорошим дополнением было бы получение сертификатов об окончании курсов. Но сложно придумать, какую юридическую ценность они могли бы нести. Интересны были бы льготы при поступлении в университет, но это, в свете ЕГЭ, трудно представить.

Это один подход. Другой — это создание чувства обязаловки. Это может быть сделано внедрением неких временных рамок. Например, в 100ege.ru, так как лекции идут в прямом эфире, появляется необходимость возвращаться к предмету регулярно. Однако, запись остаётся доступна. Учитывая слабую активность слушателей (как и в реальном классе), которую я наблюдал просмотрев несколько записей, онлайн трансляция не имеет смысла для школьников-молчунов. В некоторых западных курсах доступ к записи конкретной лекции открывается, например, на неделю. Но кто мешает сохранить видео? Никто.

Какие методы работают, а какие нет конкретно на наших школьниках, думаю, никто не знает. Нужно проводить эксперимент.

Немного о нагрузке. Мне кажется, что отличным сравнением может послужить занятие бегом. Когда ты бежишь, организм устаёт, а на утро всё болит. То есть с точки зрения приятных ощущений в этом занятии мало что есть. Заставить себя регулярно бегать могут спортсмены, которым помогает соревновательный дух, и люди, которые осознали необходимость этого занятия для собственного здоровья.

Попробуем применить эту логику к онлайн занятиям. Для создания рейтинга учеников необходима система оценок. В случае онлайн-курсов, очевидно, будет очень легко сжулить и смысл рейтинга пропадёт. Это может сработать только для сложных/творческих/олимпиадных задач, когда каждое решение индивидуально. Тогда остаётся второе — объяснить человеку, что оно ему надо. Как это сделать без глобальной идеологической работы с населением? Не знаю.
Современное школьное образование, часть 3
Источник картинки: www.ria.ru/culture/20120530/660729716.html [17]

Заключение

Этим постом я хотел показать, что системы онлайн обучения существуют и работают, как в мире, так и в России. Однако обилие похожего друг на друга материала (и его высокая оценка пользователями) говорит о нескольких вещах:
1. Это востребовано.
2. Никто не готов пока вкладывать в создание лекций большое количество денег/сил/времени (больше, чем конкуренты). Все материалы представляют из себя вариации записи преподавателя у доски.
3. Потенциал интернет образования не раскрыт до конца. То есть мы пока в состоянии, когда ресурсы и контент любого качества воспринимаются на ура.

PS: Я вынес за скобки такую важную составляющую, как интерактивность учебных материалов. Например, сайт с анимированной картой Великой Отечественной Войны www.pobediteli.ru/flash.html [18], набор физических анимаций demonstrations.wolfram.com/ [19] и т. д.

Автор: akaurov


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/10586

Ссылки в тексте:

[1] Первая часть про различные уровни сложности школьных задач.: http://habrahabr.ru/post/146304/

[2] Вторая часть про типы видео-лекций.: http://habrahabr.ru/post/146377/

[3] khanacademy.org: http://khanacademy.org

[4] eftsh.ru: http://eftsh.ru

[5] 100ege.ru: http://100ege.ru

[6] interneturok.ru/: http://interneturok.ru/

[7] univertv.ru/: http://univertv.ru/

[8] dnevnik.ru: http://dnevnik.ru

[9] http://interneturok.ru: http://www.google.com/url?q=http%3A%2F%2Finterneturok.ru%2Fru%2Fschool%2Fphysics%2F9-klass%2Fmehanicheskie-kolebaniya-i-volny%2Fprevrashenija-pri-kolebatelnom-dvizhenii-zatuhajushie-kolebanija-vynuzhdennye-kolebanija&sa=D&sntz=1&usg=AFQjCNFbNlnJXGEnn1bmiYXEVYBnqtMwHw

[10] www.youtube.com/watch?v=OaiynlvxFbk: http://www.youtube.com/watch?v=OaiynlvxFbk

[11] www.youtube.com/watch?v=Zz-9UVpYcJI: http://www.youtube.com/watch?v=Zz-9UVpYcJI

[12] www.youtube.com/watch?v=fgkwM5kyGQw: http://www.youtube.com/watch?v=fgkwM5kyGQw

[13] youtu.be/C1hZNFct9jQ: http://youtu.be/C1hZNFct9jQ

[14] Для тех, кто не в курсе.: http://www.youtube.com/watch?v=rBwV1dj_DjI

[15] navalny.livejournal.com/714473.html: http://navalny.livejournal.com/714473.html

[16] тут: http://www.youtube.com/watch?v=nTFEUsudhfs

[17] www.ria.ru/culture/20120530/660729716.html: http://www.ria.ru/culture/20120530/660729716.html

[18] www.pobediteli.ru/flash.html: http://www.pobediteli.ru/flash.html

[19] demonstrations.wolfram.com/: http://demonstrations.wolfram.com/