- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Все счастливые проекты похожи друг на друга, каждый несчастливый проект несчастлив по-своему.
6 лет занимаюсь внедрением и автоматизацией бизнес-процессов, из них 3 года – внедрением ITAM-решений. [1] В проектах по автоматизации процессов управления ИТ-активами постоянно боремся с различными мифами.
Природа этих заблуждений самая разная: непонимание методологии, технических аспектов, ошибки в построении взаимосвязей процессов, неоправданные ожидания и пр.
Рассмотрим эти мифы подробнее, попробуем развеять их или подтвердить.
Чтобы исключить разночтения, для начала – о терминах.
Процессы управления ИТ-активами описывают несколько источников знаний: IAITAM (IBPL), ITIL, COBIT5, ISO 19770 и мн. др. Компания Наумен в своей практике использует для организации управления ИТ-активами вышеперечисленные источники знаний, но опирается на ITIL и IBPL. Поэтому ИТ-актив определяем как объект, который участвует в сервисных процессах, в формировании себестоимости оказания ИТ-услуги и вносит вклад в формирование ее ценности для клиента.
Кроме того, ИТ-актив и конфигурационная единица (КЕ) для нас не одно и тоже. Разница в том, что ИТ-актив имеет расширенный по сравнению с КЕ жизненный цикл и охватывает вопросы планирования, предоставления, закупки и списания. ИТ-актив может рассматриваться как КЕ, но не каждая КЕ является ИТ-активом.
Первый миф один из самых популярных. В 8 из 10 проектов цель внедрения звучит так: автоматизировать рутинный процесс сбора информации об оборудовании и ПО. С этим сложно спорить, т.к. современные инструменты инвентаризации помогают отказаться от ручного ведения данных об ИТ-активах.
Из чего складываются сведения об ИТ-активе:
Нюанс в том, что часть свойств ИТ-актива собрать автоматически не получится. Например, как определить местоположение актива? Это свойство физического мира. Как вариант, прописать в модели конфигурации принцип ведения IP-подсетей, далее вести базу правил на соответствие расположения и IP-подсети.
Статус ИТ-актива должен управляться через процессы эксплуатации. Связь с Основным средством должна задаваться вручную, но и это можно автоматизировать. Для этого достаточно наладить интерфейс с процессом планирования закупок: предоставить информацию по закупкам в виде тех позиций закупки, которые потом будет легко сопоставить с ИТ-активом.
Информацию о месте ИТ-актива в ресурсно-сервисной модели либо в ресурсно-финансовой и лицензионной моделях можно получать автоматически, но тогда первостепенная задача – скрупулезно вести эту модель.
В результате автоматическая инвентаризация обеспечивает актуальность данных по ИТ-активам, НО без дополнительного проектирования и «ручной» донастройки обойтись сложно.
Следующий распространенный миф – внедрение учета ИТ-активов не требует тесной интеграции с ITSM-системами и другими процессами поддержки пользователей.
Опровергнем этот тезис. Для этого рассмотрим упрощенную модель объектов управления в рамках процессов управления ИТ-активами.
На схеме видно, что запросы на ИТ-активы и запросы пользователей взаимосвязаны. Также прослеживается их связь с услугами. В свою очередь, информация о классификации и типовых конфигурациях ИТ-активов используется в типовых запросах на обслуживание и типовых запросах на изменение. И сами процессы управления ИТ-активами тесно связаны с процессами управления ИТ-услугами.
Таким образом, ITSM-система – это и источник, и потребитель информации по ИТ-активам, поэтому связь между ИТ-системами очевидна.
«Классический» ITIL разделяет категоризацию ИТ-активов (Конфигурационных единиц) и Каталог Услуг. С одной стороны, это справедливо, а с другой – обязывает вести 2 справочника:
Давайте разберемся, какая информация определяется этими справочниками.
Классификатор ИТ-активов
Категории содержат определенную информацию:
Каталог Услуг
Услуги содержат информацию, которая определяет порядок обработки запросов:
Убираем лишние сущности
Применяем принцип «бритвы Оккама», выносим за скобки лишнее и сокращаем количество сущностей управления. В результате появляется возможность отказаться от справочника категорий.
Если мы учитываем какую-то категорию ИТ-активов, ее кто-то должен поддерживать, т.е. оказывать услугу внутри ИТ. Информацию, которая ведется в привязке к Услуге, можно дополнить недостающими атрибутами и получить единую сущность, Услугу-Категорию.
Зачем это нужно
Подобный подход добавит дополнительную проверку на полноту Каталога услуг и заставит внимательнее относиться к категоризации ИТ-активов.
С этим тезисом сложно согласиться, т.к. ИТ-актив содержит учет тех сущностей, которые могут и не учитываться в бухгалтерском учете. Поэтому правильный шаг – на старте проекта договориться и выбрать первоисточник информации об ИТ-активах: система учета ИТ-активов либо бухгалтерская система. Затем в обязательном порядке нужно организовать процесс сопоставления Основных средств (а также нематериальных активов и малоценки) и ИТ-активов.
Почему нельзя загружать Основные средства и сопоставлять их один к одному с ИТ-активами? Потому что в противном случае вместо ИТ-активов получится очередной справочник номенклатуры товаров.
Правильная схема – разделение сущностей ИТ-актива и Основного средства и связка их между собой для дальнейшего получения полезной информации из систем бухгалтерского учета (например, затраты по Основным средствам).
Проектный опыт показывает, что полная автоматизация сбора информации по затратам на ИТ-услуги может быть очень дорогой. Например, может потребоваться специальный сотрудник в штат, который будет заниматься актуализацией ресурсно-финансовой модели. Что в итоге эффективнее: полная автоматизация и ручная актуализация модели либо частично ручной учет – вопрос конкретного проекта.
Что потребуется для полной автоматизации процесса учета затрат по Услуге
Область учета | Как автоматизируется |
Источник данных по затратам на ИТ-активы
|
Интеграция с системой бухгалтерского учета:
|
Отнесение затраты на Услуги
|
Построение ресурсно-сервисной модели:
Построение ресурсно-финансовой модели:
Внедрение процесса ведения ресурсно-финансовой модели:
|
Как видим, это довольно серьезный объем работы, эффективность которой начинается с определенного (довольно крупного) масштаба.
Сопротивление ИТ-мифам, в т.ч. устранение ошибочного понимания тех или иных вопросов или процессов при управлении ИТ-активами со стороны клиента, – неотъемлемая часть работы внедренца-исполнителя.
Сегодня мы «вскрыли» и оспорили только часть ИТ-мифов:
В следующий раз рассмотрю другие распространенные мифы в области автоматизации процессов управления ИТ-активами, [2] и покажу, как с ними «работать».
Автор: Seva4ka
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/276230
Ссылки в тексте:
[1] внедрением ITAM-решений.: https://www.naumen.ru/products/itam/
[2] в области автоматизации процессов управления ИТ-активами,: https://www.naumen.ru/products/itam/tour/
[3] Источник: https://habrahabr.ru/post/352028/?utm_campaign=352028
Нажмите здесь для печати.