- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Всем привет! Меня зовут Михаил Берёзин, я — тимлид в HFLabs. Мы делаем очень сложный enterprise-софт [1] для банков, сотовых операторов, страховых компаний, ритейлеров.
Полгода назад мы совершили большую ошибку: набрали в команду сразу 8 человек, штат вырос в 2 раза. Раньше никогда не брали так много людей скопом, поэтому забуксовали с онбордингом новичков. Расскажу, как справились с проблемой.
К моменту коллапса ключевые разработчики и тестировщики трудились вместе больше пяти лет, команда устоялась.
Нагрузка росла каждый год, но мы справлялись. О взвешенном расширении команды не думали, хватало других проблем. В результате пропустили момент, когда пора было набирать новых людей и спокойно, без аврала готовить к будущим задачам.
Когда пришли сразу несколько новых клиентов, пришлось срочно искать людей. Вместо того чтобы заранее набирать и адаптировать специалистов, мы за полгода увеличили команду в 2 раза. Советую будущему себе никогда так больше не делать.
Начались проблемы. Общая эффективность упала, потому что новички не только не помогали, но еще и отвлекали от работы старожилов. Выстроенного процесса онбординга не было, ресурсов на полноценного наставника для каждого новичка — тоже. При этом продукты очень сложные, а планка уровня сотрудника очень высока.
Я работаю в HFLabs чуть больше года и прекрасно помню ощущения от первого дня. Ты как бы попала на космолет Звездного Флота «Энтерпрайз» безо всякой подготовки. Ничего не понимаешь и не знаешь, офис — лабиринт, коллеги на одно лицо (правда, дружелюбное).
В конце концов, ты просто не понимаешь, чего от тебя хотят. Вижу таск: «General не заказчик, удалить mmwt general, не собирать билд general». WAT
Татьяна Бунто, аналитик
Поначалу ситуация выглядела как средней толщины палка в колесе: сейчас чуток поднажмем и покатим дальше. Но чем дальше, тем хуже шли дела: новички адаптировались медленно, им нельзя было поручить реальные задачи, работа стояла.
Когда в HFLabs приходил один человек в пару месяцев, мы думали, что довольно легко адаптируем новых людей в команде. Для этого было целых три, казалось, замечательных инструмента.
Документация. В нашей confluence лежит много подробной, актуальной документации. Мы вкладываемся в нее, по-настоящему заморачиваемся.
На деле вышло, что в документации без поллитра не разберешься. Для того, кто видит ее в первый раз, — это полный хаос.
Столько информации в confluence об одном-единственном клиенте HFLabs. У нас их больше сорока
Все из-за того, что доки писали те самые 5+ лет люди, которые прекрасно разбирается в вопросе. Старожилам все понятно и элементарно, для остальных же это совершенно не так.
Для полного погружения вот что мне нужно было прокопать:
- 5 спэйсов в confluence с описанием продуктов;
- 16 спэйсов с документацией заказчиков;
- спэйс с описанием внутренних офисных процессов;
- 6 телеграм-чатов под разные продукты и заказчиков;
- JIRA, Mercurial, Idea, SOAP UI, cloud и бог знает что еще;
- дев-стенд для каждого заказчика;
- 3225 автотестов.
Голова шла кругом, хотелось свернуться калачиком в углу кабинета и плакать.
Татьяна Бунто, аналитик
Записи выступлений аксакалов. Чтобы как-то помочь людям, мы записывали выступления опытных коллег. Они рассказывали о продуктах, клиентах, процессах в компании.
Со временем ролики обросли текстовыми комментариями и уточнениями. Мы собрали все вместе, разбили по продуктам и выложили в раздел «Обучение» в confluence. Вот так выглядит раздел продукта «Единый клиент» [1].
Мы взяли ключевые мысли из выступлений и оформили в конспект
Видео поживее текстовой документации, но проблемы остались. Роликов вышло слишком много, общая продолжительность — десятки часов. Сложно понять, что и зачем смотреть, что нужно с первых дней, а что — потом. Материал усваивается слабо.
Личные консультации. Взаимопомощь — важное правило HFLabs, у нас не принято сидеть сычом в стороне. Мы думали, что новички основную часть информации переварят сами, а в редких сложных случаях помогут опытные ребята. Не сработало.
Сложные случаи оказались не редкими, а регулярными. Старожилы просто не находили времени, чтобы отвечать на всё. Плюс вопросы повторялись, приходилось разным людям объяснять одно и тоже.
Часто новички не знали, к кому подойти с вопросом. Все в команде плюс-минус универсальны, но все равно в некоторых областях лучше всех разбирается кто-то конкретный. Кто — непонятно. В итоге помогали соседи по кабинету, что не всегда оптимально.
Чтобы решить проблему, нужно было ускорить и автоматизировать погружение новичков в проект. Для начала мы прикинули, что́ вообще нужно новым людям. Нашли такие потребности:
Мне пришло в голову, что все любят игры, даже взрослые (особенно взрослые!). Было бы классно сделать пошаговый квест. Он и познакомит новичков с компанией, и даст практику с теорией. Сели за сценарий.
Получился квест из шести этапов:
Квест выполняют на 90% автономно, уже через одну-две недели новички получают минимум для первых задач. Дальше человек развивается на реальных тасках.
Выкладывать полный текст квеста не вижу смысла: очень уж он специфичный, все замкнуто на наши внутренние процессы. Если нужен, напишите комментарий, пришлю.
Ниже просто кратко расскажу, как у нас все устроено.
На каждом этапе участник выполняет три вида задач.
Теоретические. Без них ничего не выйдет, как бы мы ни хотели обратного. Придется читать и смотреть видео.
Например, теоретическое задание на этапе «Первое знакомство»: «Просмотри три видео из серии «Знакомство с „Единым клиентом“ и прочитай соответствующую статью».
Задание на третьем этапе: «Посмотри рассказ Егора о стандартизации данных и поиске дублей». Здесь новичок не только изучает продукт, но и с коллегами понемногу знакомится.
Естественно, я не стал перегружать раздел с теорией, потому что это самое скучное, что может быть.
Практические. Закрепляем теорию, пока она держится в голове. Для каждого раздела я придумал задачи, похожие на настоящие.
На этапе «Первое знакомство» задания такие:
В четвертом этапе «Пора приносить пользу проекту!» практика интереснее и сложнее:
Коммуникационные. Во время квеста мы знакомим новичков с командой. По крайней мере, с ключевыми людьми, с которыми предстоит плотно работать. Примеры из разных этапов:
Иногда задания превращаются в самый настоящий квест. Например, найти Пашу и заставить его отвечать на вопросы — задачка для сильных духом и упорных. Так новый человек прокачивает навыки коммуникации, переговоров и тайм-менеджмента.
Первый вариант квеста мы написали с коллегой-добровольцем за день. Уже на следующий день его начал проходить новый тестировщик (протестировал, да).
Очень удобно, что не приходится следить за актуальностью теоретической части: с этим справляются участники. Когда новичок понимает, что теории не хватает для решения задачи, он рассказывает об этом мне. Я смотрю, что не так: скорее всего, пора апдейтить документацию. Дело простое, почти не отвлекает.
Теперь о результатах.
Раньше | Сейчас | |
---|---|---|
Время погружения в проект | Двенадцать недель минимум | Две недели |
Время, которое опытные коллеги тратят на обучение | До двадцати часов в неделю | До десяти часов в течение недели |
Мы очень упростили масштабирование набора. Раньше адаптировали одного человека за три месяца, а теперь справимся и с пятью за месяц.
В начале этой статьи я сформулировал, что нужно новым людям в компании. Вернемся к этому.
Социальная адаптация. Пока человек выполняет квест, он знакомится с половиной команды. По крайней мере, коллегами, которые будут нужны в работе чуть ли не ежедневно. Новички понимают, к кому человеку с каким вопросом подойти.
Понимание внутренних коммуникаций. Создать таск в джире, написать в нужный чат, отметить время — все это задачи на закрепление внутренних процессов и регламентов, изучение сленга.
Структурированные знания о продуктах. Здесь все понятно: мы выстроили обучение от простого к сложному, разбили на небольшие понятные кусочки. Так проще усваивать.
Практика, много практики! С первого этапа человек идет в бой, к четвертому приносит реальную пользу. Зубрить ничего не приходится, теорию закрепляем через задания. Задачи похожи на настоящие, с четвертого этапа — уже реальные.
Новичкам понравилось.
Квест составлен очень хитрым образом:
- Нельзя просто как-то почитать, полистать и пойти дальше.
- Увидишь продукт и процесс с разных сторон.
- Узнаешь тех с кем будешь работать.
- Подготовишься к выполнению задач.
Анастасия Дудник, тестировщик
Квест помог хотя бы тем, что там точно написано, к кому по какому вопросу можно подойти.
Вадим Зайцев, руководитель проектов
Теперь мы готовы принимать новых людей. Но по-прежнему стараемся делать это осторожно и точечно, чтобы не разрушать сложившуюся культуру.
Приходите к нам работать, если нравится сложный enterprise. Сейчас ищем инженера сопровождения (от 80 000 ₽ на руки) [2] и тестировщика (от 90 000 ₽) [3]. Тому, кто порекомендует подходящего человека, подарим первую зарплату специалиста после трех месяцев испытательного срока.
Автор: mehanizm
Источник [4]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/290163
Ссылки в тексте:
[1] очень сложный enterprise-софт: https://hflabs.ru/uniform-client/
[2] инженера сопровождения (от 80 000 ₽ на руки): https://hh.ru/vacancy/27072766
[3] тестировщика (от 90 000 ₽): https://hh.ru/vacancy/26966583
[4] Источник: https://habr.com/post/420967/?utm_campaign=420967
Нажмите здесь для печати.