- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Недавно, две статьи назад, в нашем корпоративном хабе вышла сотая статья. В честь круглого числа мы решили немного обобщить наш опыт. В этой статье расскажем, как работают над статьями наши разработчики, что помогает им писать и на что обращать внимание в работе над текстом.
Для начала достаточно ответить на два простых вопроса:
После чего можно взять план из этой статьи (или придумать свой) и сделать это.
Есть творческие этапы и технические. В этой статье поговорим о творческих. Рассмотрим:
Надеемся, что текст пригодится и другим авторам Хабра, в том числе потенциальным.
Единого ответа и серебряной пули нет. Поэтому приведем ответы наших сотрудников, где каждый может узнать себя, и с удовольствием послушаем, как у вас.
При выборе тем мы ориентируемся на наш субъективный опыт и практические кейсы, которые прошли и проверили сами. Конечно, предполагается, что мы заранее изучили литературу и не будем повторять то, что уже написано. А ещё по правилам хорошего тона всегда ссылаемся на полезные источники.
Хорошо то, что приносит пользу, экономит время в будущем у читателей и дает практический опыт, а не философские измышления о мире во всем мире.
Таких есть великое множество, но упомянем некоторые из них:
В общем плохо всё, что не несет пользы читателю или его не уважает.
Для автора работа над текстами проходит через 6 созидательных этапов:
Один из наших авторов использует онлайн markdown-редактор hackmd.io [1], где фиксирует свои шаги в разработке темы. Этот инструмент позволяет расшарить текст, показывать прогресс по статье, а главное — заранее сверстать её. В итоге получается текст, в который для публикации на Хабре достаточно добавить кат и придать пару мелких штрихов. Это удобно, чтобы контролировать структуру и верстку текста.
Очередность этих этапов — не строгая. Случается, что автор первым делом составляет план, раскрывает каждый пункт и детализирует до нужного уровня, затем правит текст в несколько итераций. А бывает, что сперва разработчик конспектирует решение рабочей задачи, и уже на этой основе рождается текст для Хабра. На любом этапе к статье могут подключиться другие коллеги, которые помогут идеей или советом.
А теперь от планов — к действию. То есть к тексту.
Работа над текстами в стиле «отдодвинул все задачи и ушёл с головою» у нас не складывается из-за bus factor [2]. Поэтому авторы понемногу занимаются статьей в фоне остальной работы. Зачастую текст является конспектом актуальной рабочей задачи.
Один из наших авторов сравнил эту работу с тестами. Сначала думаешь, что нет времени писать тесты. Потом встраиваешь эту деятельности в процесс – и получается, что время есть. Тексты, как и тесты, помогают в понимании происходящего. О мотивации подробнее напишем ниже. Пока скажем, что даже если выделять на статью даже по часу в день, она получится. Разумеется, в случае, если для человека это важно.
Другой пишет строго по утрам. Первым делом. Зная, что у него впереди куча основной работы, он может потратить на текст 20 минут с самого начала рабочего дня. В таких условиях получается писать четко, кратко и по делу.
Ничего нового в этой проблеме нет. Стивен Кинг, Джордж Оруэлл, Эдгар Аллан По, товарищи Стругацкие, дуэт Генри Лайон Олди, Ричард Фейнман и многие другие авторы в той или иной формулировке говорили:
«Если вы хотите что-то начать (писать статью, книгу или письмо другу), но все никак не можете — нет времени и ситуации лучше, чтобы сделать это, чем… прямо сейчас!».
Одним из нас помогает открыть текстовый редактор и вылить туда поток мыслей по теме. Скорее всего, потом окажется, что это «всё не то», но первый шаг сделан — работа над статьей началась.
Есть и другой способ: найти другого сотрудника и рассказать ему о теме статьи. Причём начать рассказ со слов: «Ну, короче…». И как только полились первые мысли, с криком «Спасибо!» убежать к себе и срочно записать свой рассказ. Простыми словами, с производственными матами, который вы потом замените на что-то конструктивное.
Есть три варианта развития событий, который можно приложить к ситуации:
Но и забрасывать работу не стоит. Как только чувствуете, что более-менее расслабились — перечитайте написанное, наверняка в голову придёт ещё какая-то мысль. Нарисуйте схемку структуры текста. Закиньте текст коллеге.
Делайте что-то вокруг текста, но не вымучивайте слова. Тогда мысли сами начнут роиться и нужно будет только ухватить их за хвост — и выложить, как есть, на бумагу/в текстовый редактор.
Если у вас есть другие варианты, как выйти из творческого ступора — делитесь в комментариях.
Пишите. Никого не слушайте и пишите. Это хорошо. А хорошо будете писать – вообще отлично. И тогда хаброобщество будет умнеть, матереть и богатеть.
Напоследок полезные ссылки на эту тему:
Делитесь своими рецептами в комментах, ждем!
Автор: eastbanctech
Источник [7]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/290751
Ссылки в тексте:
[1] hackmd.io: http://hackmd.io
[2] bus factor: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81%D0%B0
[3] Статья Mail.ru: http://www.sostav.ru/publication/ot-idei-do-rezultata-kak-sozdavat-avtorskij-kontent-dlya-bloga-kompanii-32405.html
[4] «Пиши, сокращай»: https://book.glvrd.ru/
[5] сайт для экспресс-проверки текстов: https://glvrd.ru/
[6] Статья с признаками хорошей статьи: https://netology.ru/blog/no-read
[7] Источник: https://habr.com/post/421613/?utm_campaign=421613
Нажмите здесь для печати.