- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Долина смерти пройдена. Мы вырастили аутсорс команду, получили крутые кейсы в портфолио и вышли в стабильную прибыль. Я расскажу, что мы вынесли из этого опыта, почему таки полетело, и какие задачи стоят перед нами сейчас.
Наши предыдущие статьи про душещипательную историю бравых технарей на вольных хлебах, которые покинули уютные компании, стабильный оклад, соц. пакеты и всякие плюшки посмотрели под 80К раз, больше сотни голосов, несколько сотен в избранном:
Прежде всего мы наконец-то подтвердили гипотезу, что наша техническая экспертиза нужна! К нам стали обращаться компании именно за этим, в некоторых тендерах это было прям основным критерием. Тут мы, конечно, оторвались, это игра на нашем поле, и мы выигрывали у топовых компаний почти в каждом таком тендере.
Какой самый основной вывод для нас: какими бы крутыми разработчиками вы ни были, как только вышли на самостоятельность, нужно доказывать свою экспертизу заново. Нам это далось непросто, в первые 3 года приходилось делать разные проекты. Где-то это были средненькие интернет магазины (наше достижение — первое место в рейтинге разработчиков магазинов для взрослых)), где-то автоматизация в малом бизнесе, простые мобильные аппки для стартапов… Бюджеты были весьма приземленными. Целый ряд ооочень геморройных проектов, где вылезали на морально-волевых. Я смотрю стату за те годы и только сейчас осознаю какой это был… опыт)
Вот где-то на третий год процент проектов по нашим скиллам начал плавно расти. В 2016 появились и банки, и крупные продуктовые истории, средний бизнес с адекватными запросами. Все это начало расти, как раз в этом году хорошие интересные проекты перешли из разряда “иногда бывает” в “в основном такие делаем”. Уже в 2017 мы делали только технологичные продукты, наша загрузка была на 100% почти весь год. Очень многим отказывали, многим сразу говорили, что не берем бюджеты меньше 800К, что средний проект 1.5-4 млн. Продажи перестали быть проблемой, проектов всегда больше, чем мы могли переварить. Мы упираемся только в команду.
Вот честно, не знаю, повезло нам или так и должно было быть, но многие проекты пошли резко вверх. Стартапы клиентов, которые даже по нашим прикидкам имели мало шансов выжить, начали серьезно расти и приносить прибыль клиентам. Один наш клиент попал в 500 startups ( VCV.ai ) и лихо пронесся по СМИ. Выстрелили некоторые продуктовые истории с трендовыми бизнесами (Додо Пицца, YouDo). Скорее всего, и без нас все выстрелило бы, но дико приятно быть частью такой движухи)) мы старались сделать хорошо, и, думаю, не подвели. Нас стали советовать не только лично, CEO Додо — Федор Овчинников — написал про нас у себя в Facebook, а у него огромная аудитория подписчиков.
Загрузка команды выросла в разы. Мы нанимали к себе, нанимали к клиенту в штат, поток задач все равно только рос и был больше, чем мы могли охватить.
Очень часто сейчас мы работаем с прОдуктами (Product Owners) заказчиков, многие сейчас хотят оставить внутри продуктовую экспертизу и взять на аутстаф тех. экспертизу. Понятно почему, как раз в эти послекризисные годы нормальных разработчиков найти очень сложно, а крутых — чуть чаще, чем никогда.
Вполне рабочий вариант оказался, когда мы усиливаем текущую тех. команду для штурма нового релиза продукта, выпуска новых продуктов. К примеру, у клиента есть своя компетенция в бэкенде, но нет фронтов (очень частая комбинация), либо нет компетенций в мобилках. Бывает, что мы включаемся для усиления уже существующих компетенций. Ну не хватает ресурсов, даже у компаний с десятками разработчиков и выстроенным процессом найма с хантерами. Да что тут, некоторые имеют тысячи в штате (не будем называть имен=), и все равно не могут закрыть все потребности в нужное время и с нужным качеством.
В 2017 мы серьезно подросли, в два раза. Набирать новых ребят непросто, еще сложнее обучить их до нашего уровня, ведь готовых под наши критерии просто нет, это редкое исключение из правил, на этом систему не сделать. Очень серьезно озадачились этим вопросом, тому как учить, чему учить, и что значит “наш уровень”.
В этот момент мы поняли, что уже нужна реорганизация и систематизация процессов в команде. Мне на глаза попалась книга Девида Майстера “Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги” (очень зачетная, советую). Масса важных вещей там описано, не надо изобретать велосипед, ведь ИТ-аутсорс в глобальном плане мало чем отличается от консалтерского бизнеса.
Первым делом мы ввели партнерскую тему. Основная идея тут вот в чем: команда состоит из младших, старших, управляющих партнеров. Мы выкинули пока такое деление, решили сосредоточиться на младших партнерах, нас всего 18, нафиг нам так заморачиваться пока. Сначала просто обсудили, что это значит и как мы будем действовать, совсем недавно раскатали mind map, где более детально разобрали критерии партнера.
Итак, что самое важное в партнерах, за что мы боремся:
Основная задач партнера — обучение сотрудников. Нам нужно растить команду как минимум в хороших спецов, еще лучше в партнеров, метим сюда.
Участвовать в ключевых, сложных проектах. Не просто быть в какой-то роли, а решать с командой как в проекте дать максимальную ценность (business value) за минимальное время. Такая задачка из теории игр плюс принцип Парето, YAGNI, KISS. Дальше будет подробнее про это, мы выделили такой подход в отдельное направление.
Для себя проработали как мы понимаем, что человек готов стать партнером. Просто проанализировали себя и те качества, которые позволяют достигать результатов работая в комфортной атмосфере единомышленников:
Обсуждая все это с командой, я осознал, что вот сейчас мы занимаемся самым важным делом. Какие мы есть? С кем мы хотим работать? Что нам важно? Куда мы идем и почему?
В лихорадке 100% загрузки задачами клиентов у нас просто не было времени ни на что. Мы не задавали себе эти вопросы, плыли по течению, выкладывались, и не видели вариантов как по другому, просто не было сил подумать про что-то еще.
В этому году мы наверстываем и это — реальный кайф)) Мы начали говорить, что нам действительно хочется делать, каких людей мы хотим нанимать, какие проекты делать. Все это очень интересно и полезно для команды.
Мы поставили цель на 2018 год — прокачать эффективность без потери качества, умение выдавать максимум ценности для проекта за минимум времени. По хард скиллам у нас и так было вполне ОК, а вот по софт скиллам и продуктовому
Мы предложили самым опытным ребятам в команде зачелленжить эту цель, назначили каждому ментора из числа партнеров, проработали программу, чему конкретно и как будем обучать, выделили на этой время команды и партнеров.
Сейчас мы регулярно встречаемся все вместе, разбираем кейсы на текущих проектах, обмениваемся опытом. Пока рано делать выводы, в следующей статье я расскажу что у нас получилось, а что нет.
Автор: andry
Источник [4]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/290923
Ссылки в тексте:
[1] Как команда технарей свою студию создавала. Опыт первых месяцев. Достижения, фейлы, умозаключения… : https://habrahabr.ru/post/211813/
[2] Как команда технарей свою компанию создавала, сезон 2 (жизнь в кризис) : https://habrahabr.ru/post/292578/
[3] мышлению: http://www.braintools.ru
[4] Источник: https://habr.com/post/421773/?utm_campaign=421773
Нажмите здесь для печати.