- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Что происходит в рознице

Что происходит в рознице - 1

Раньше, когда к нам приходили журналисты, и спрашивали, какой у нас план развития на 5 лет, мы показывали на карту галактики во всю стену одного из кабинетов. Она так и называлась: «План развития сети». Сейчас пришло время заняться этим серьёзно. Оказывается, есть методология. Оказывается, она не только скучная, но ещё и работает. В смысле, в ней ощущается логичность и правильность: проверить, очевидно, мы сможем только по карте галактики в отдалённом будущем.

В общем, пока мы учитывали природные факторы вроде того, что скоро по всей стране будет снижаться покупательская способность населения, насобиралась куча примеров. И вот я решил рассказать несколько отдельных вещей про то, что происходит в рознице вообще из-за этого вашего цифрового мира.

Потому что это интересно и внезапно.

Оказывается, будущее уже пришло, просто оно не очень равномерно распределено. И да, мы с вами больше не в заднице в плане экономики. Видны сдвиги. Сейчас расскажу.

1. Мы больше не в заднице

В аренде всё работает по принципу маржинальной границы: арендодатель хочет зарабатывать как можно больше, но ему не выгодно, когда арендаторы съезжают. Поэтому устанавливается динамическое равновесие между тем, сколько зарабатывает (без учёта аренды) съёмщик и сколько из этого забирает арендатор. Когда аренда растёт — это признак того, что съёмщики могут платить больше.

Судя по этому приниципу, страна постепенно выходит из кризиса. Это обычно заметно по повышению аренды. Ставки стали [1] расти [2] летом (и это не связано с чемпионатом по футболу, он слишком кратковременный).

Ну и вот цитата [3] из Форбс: «сегодня мы наблюдаем пока восстановительный процесс роста товарооборота и доходов населения, компенсирующий потери предыдущих лет, особенно 2015-2016 годов. Для выхода на параметры даже не самого благополучного 2014 года потребуются определенное время и усилия. Следует напомнить, что по итогам 2017 года население страны имело отрицательный темп роста реальных доходов к 2014 году (-11%), а по реальным заработным платам примерно -5%.»

Мы это всё почувствовали по себе очень чётко. Кризис нам обошёлся довольно дорого, и, похоже, он наконец-то кончается. Мы сейчас тут весело открываем новые магазины в Москве (хотим ещё 6 к Новому году плюс попапы), и у нас выручки год-к-году растут. Оптовые тоже. Вот графики:

Что происходит в рознице - 2
Второй кусок 2018 — план. Вся эта веселуха в числах есть тут [4].

Но есть ещё параноидальное мнение, что радоваться рано: может быть это только недолгая оттепель. Но сильно лучше точно не будет, мир уже изменился. Нужно привыкать жить по средствам и ещё тщательнее бороться за каждую копейку. Нет смысла как-то уходить от этой стратегии.

Мгновенная доставка

Это тренд доставки любого товара, который вам нужен, за 2 часа. Точно понятно, что за этим будущее: еду за 20-30 минут уже научились доставлять на уровне агрегаторов, интернет-магазины не сильно сложнее. Мы тоже с этим работаем и даже проводили тесты с такими вариантами доставки, но результата пока нет. Куча подрядчиков со своими тараканами, сложные API, довольно высокая цена. Но всё это будет быстро меняться, и где-то через год всё должно заработать по Москве как надо. По крайней мере, всё к этому идёт.

Вот публикация [5] про 90-минутную доставку. Новая концепция — доставка из магазинов, и каждый магазин — отдельный хаб. Приходит пеший курьер, чувак на коньках или роликах, забирает еду и едет к клиенту. Проблема в случае нашего бета-тестирования сейчас была в квалификации курьеров Москвы, точнее, знании ими русского языка. Думаю, со временем проблема решится.

Теперь смотрите, что уже случилось ещё интересного в этой сфере. Вот знаете автолавку? Это когда дед Михалыч покупает старую раздолбанную «буханку» и продаёт с неё прямо в деревне. Теперь вместо деда будет робот. Вот [6]. Есть версия с удалённо управляемым магазином ещё, когда робот возит в нужные места нужный товар. Предполагается, что эти штуки будут как контекстная реклама: там, где есть спрос, они приедут, быстро отторгуются и уедут. Например, утром около университета они будут банчить кофе, в обед поедут продавать мороженое на набережную города, а вечером вернутся к общаге универистета с пивом и презервативами.

Потом начнётся индивидуальное преследование, но это уже совсем фантастика. А вот вам совсем будущее, контекстно-зависимый город [7]. Я его прямо жду.

Вот «Бургер кинг» сделал автобус [8] с рестораном внутри для фестивалей. Клёвые фургоны [9] 220В для торговли там, где это нужно.

Второй тренд — мало кто любит пускать домой курьеров. С ними надо договариваться о пересечении. Поэтому образуются хабы около дома. Амазон зашёл чуть дальше, и ставит свои почтовые ящики по стране. Отличие от наших привычных почтоматов в том, что они ставят их в подъезды [10]. То есть как почтовый ящик, только общий для подъезда и открывается только вам по одноразовому паролю. Вот ещё замки для курьеров [11] UPS — это как дверь, которая позволяет забросить товар к вам домой: она откроется только курьеру, который везёт ваш заказ, когда вас нет дома, а потом сама запрётся.

А X5 вообще не мелочится и открывает огромный магазин без покупателей [12] (видимо, привет Юлмарту). Black store — это магазин, который с точки зрения интерфейса сеть выглядит как обычный, но потребляет только API. Его посещают только курьеры. Микросервисная разработка добралась до реальных бизнес-процессов, и теперь класс магазина может быть без гуя.

Хана торговым центрам + развлекупки

Вот очередь в наш магазин на Таганской в момент выхода новой игры «Челюсти [13]»:

Что происходит в рознице - 3

Все эти люди приехали к нам за конкретным поводом. За блогерами, от которых фанатеют. Они проснулись в субботу утром, оделись и поехали стоять в очереди. Мы даже заказали машину с кофе и чаем, чтобы им было не очень холодно, потому что такого количества людей не ждали. Что в этом важного? То, что это иллюстрация. К вам будут ехать только потому, что у вас есть что-то интересное и нужное.

Это либо особенный товар (пример — сырные лавки с импортными сырами), либо какое-то особенное тематического пространство (кластеры магазинов моды как способ социализации), либо место, где можно провести время (торговые центры). И ещё много причин, но основные эти. Торговые центры хотят, чтобы люди привыкали в них жить, и это уже абсолютно нормально воспринимается. Наш пример — мы проводим каждую неделю несколько бесплатных игротек в Москве (и раз в месяц большую в огромном зале, на следующей неделе вот [14], в Известиях на Тверской, например). Торговые центры с радостью дают нам разные ништяки и поблажки вроде скидки к аренде за то, что мы развлекаем их публику. Это для них чертовски важно.

Ещё на этой волне у нас этот год коллабораций. Пару лет назад мы открыли магазин вместе с кафе на станции метро «Аэропорт». Эксперимент зашёл, поэтому мы открыли ещё магазины в «Андерсоне» на Молодежной и на Гиляровского. Работаем над проектами с «Заманией» (это сеть детских парков в торговых центрах), «Даблби» и «Теле2». Сам факт существования «Замании» говорит о том, как ТЦ важно место для развлечений именно. Ищут способ заманить человека проводить время.

А традиционные магазины в это время закрываются к чертям. Даже тренд на гипермаркеты вроде кончается (раньше особенным пространством было то, где есть всё и сразу, но сейчас это стало менее важным). Форма выживания — трансформация в магазин плюс развлечение.

Смотрите. Торговые центры становятся всё более пустыми [15]. Формат традиционного ТЦ, похоже, потихоньку отмирает. Тут надо сказать, что этот процесс предсказывали, и он очень долгий и медленный, но сейчас мы прямо видим значимое изменение.

Вот тут эссе [16] про то, что из-за покупок онлайн люди приходят в магазины не за товаром, а за настроением: «Another advantage includes the social aspect of spending time with family or friends, 24%; convenience of a quick gift purchase, 20%; an experience including dining and entertainment, 19%; and the ability to comparison shop, 18%.» Плюс люди совсем не любят толпу теперь уже. И вот русская версия [17], прямо красивый ликбез о том, куда катятся ТЦ. Торговые центры с мероприятиями лучше [18], чем без мероприятия. Но при этом Шанели открываются [19] за МКАДом, поскольку генерят столько же трафика, сколько в центре — за ними едут, и они оптимизирую аренду.

А тут есть исследование [20] по сокращению экономически-активного населения и повышение доли эмоционально-вовлечённых покупок. По всем остальным ссылкам можно ходить просто так повтыкать, а это прям советую прочитать целиком.

Что вообще может привлекать? Есть стандартные истории и опыты. Опыты такие: вот OBI пробуют шоурум [21], а вот Casper предлагают ставить спящие места [22] прямо в торговых центрах. Ну и ещё одна история о том, как цирк Дю Солей выступал [23] в ТЦ. Интересный пример, как обувной магазин эволюционировал [24] до другой концепции: «В последние несколько лет концепция нашей сети эволюционировала от классических обувных магазинов к монобрендовым, когда под единым брендом идут обувь, верхняя одежда, сумки, кожгалантерея, средства по уходу за обувью и даже косметические продукты.»

Много всего уходит в онлайн из физического мира. Вот «Марк и Спенсер» уходят [25] в цифру — в мае планировалось закрыть 14 магазинов (872 сотрудника). Это прям вообще такая огромная ласточка, прямо символ оффлайна. Исследование такое [26]: одежду покупают онлайн чаще.

Маркетплейсы становятся интерфейсами к обычным магазинам. Теперь за исполнение сделок продавцами будут отвечать [27] маркетплейсы. Это уже давно так по факту на больших площадках, а теперь станет обязательным. Появление стандартов обычно делает рынок цивилизованным и снимает страхи населения.

Ну и под конец сводка трендов [28] по интернет-магазинам: это экстраполция имеющихся технологий на 10 лет, ничего неожиданного, и, скорее всего, половина не сбудется.

Большой брат выкопал озеро

Кинотеатры внедряют [29] распознавание лиц Это нужно для того, чтобы понимать, как зрители реагируют на фильм. А вот тут Теле2 поставили [30] автомат по продаже симок с распознаванием для сравнения фото в паспорте с человеком перед терминалом.

Мы тоже с этим экспериментировали:

Что происходит в рознице - 4

Распознаётся довольно качественно, даже в темноте (из-за ошибки защиты мы случайно видели камеры Додо, там кое-где темно), уверенно распознаются конфликты (нам забыли закрыть доступ к камерам Мегафона, и там прям весело). Что полезно — система позволяет считать людей в магазине в полвозрастном разрезе. Что плохо — пока дорого для массового применения.

Яндекс начал [31] продавать рекламу в помещениях. Давно уже есть определение возраста, эмоции и пола по видеопотоку. Точность не очень высокая, но статистически всё отлично. Вот экраны и целятся в людей, которые идут мимо них по этим признакам.

Хофф ввёл [32] планшеты. Вообще, они флагман большого ритейла по тому, как всё организовывать в цифровом мире. То есть высока вероятность, что так теперь будет много где. И вот ещё: в супермаркетах «Перекресток» появился [33] сервис самостоятельных покупок. Как и много где, но это очень толстая ласточка.

Ещё появилась первая программа лояльности на блокчейне. Модно и пафосно звучит, но вместе с модой пришла пора реализовать важные фишки: можно прервать своё участие за пару кликов, можно участвовать без паспортных данных, только с номером-ID. Во всей этой истории меня радует именно анонимность участия. Плюс стало легче игрофицировать все эти штуки. Кстати, игрофикация программ лояльности — вообще повальный тренд, и мы последние два года только и делаем, что создаём проекты для этого. В одну из наших игр, кстати, если всё сложится, в следующем году будут играть по всему миру.

При этом как Хрущёв приказал сохранить паровозы на случай ядерной войны, так и наша страна переживёт пока любой блокчейн благодаря жителям глубинки. Вот отличное исследование [34] про то, что больше половины интернет-пользователей в малых городах РФ никогда не покупали онлайн: «Наиболее вероятной причиной оказывается отсутствие у жителей малых и средних городов привычки к подобного рода действиям — самым частым объяснением нежелания делать покупки через интернет оказалось „предпочтение личных покупок“.

Люди перестают [35] платить наличными: «За пять лет более чем в три раза выросла доля россиян, осуществляющих безналичную оплату товаров и услуг. В 2013 году чаще или всегда проводили оплату безналичным способом 5%, а сегодня — 40% опрошенных. Существенно (с 94% до 56%) сократилось число тех, кто предпочитает наличные». Я долго был параноиком и не вёлся на карты. В прошлом году понял, что не зря. Один крупный банк (точнее, поглощённое им рекламное агентство) позволяет «обезличенно» вешать своим клиентам интернет-банка идентификатор, и потом показывать им рекламу Вконтакте. Мы просчитывали кампанию под тех, кто покупал детское питание 6 лет назад и имеет на счету больше 50 тысяч рублей. Знакомые из фармы закупили аналогичные данные сотового оператора с мыслю рекламировать свои сиропы от насморка тем, кто обычно выходил из дома на работу, а сегодня не вышел. Тогда их подвела скорость синхронизации – так быстро данные не отправлялись. Сегодня вполне выгружаются.

Ещё одно интересное исследование: анализ [36] рынка роскоши через призму соцсетей — поколение миллениалов ориентируется на свой ближайший круг и иностранных блогеров и звёзд (но не на российских). Гы-гы.

Розница

Сюда я сложил месиво из фактов, которые помогут почувствовать дуновение нового мира. Мы их использовали для анализа, и я дальше покажу, что получилось. Системы в этой части поста нет. Просто протащитесь.

У нас «федеральные власти прекратили [37] разработку законопроекта, разрешающего продажу безрецептурных лекарств в продовольственных торговых сетях». Просто сказать, что аптеки облегчённо выдохнули — значит, ничего не сказать.

В Австралии продают лекарства прямо на заправке, в Исландии в торговых центрах. На Филиппинах тоже прямо в магазинах, но это вообще дико, поштучно:

Что происходит в рознице - 5
Снято на Калибангбаньяне

Детский мир начал [38] открывать магазины недорогих развивающих игрушек. Ашан тестирует новые форматы [39]: ретроинтерфейсы касс, выделенные тематические зоны и кафе здорового питания внутри. Кто бы, чёрт побери, мог подумать, что в Ашане будет кафе здорового питания. Но, учитывая, что они когда-то были флагманами ГМО и не скрывали [40] этого, прям радостно за здравый смысл. Евросеть за год перестанет [41] существовать (точки станут точками Связного).

Запустился [42] китайский платёжный сервис Вичата — «ЦУМ работает над организацией приема WeСhat Pay уже несколько месяцев и планирует запустить оплату с помощью сервиса в ближайшее время, говорит представитель ЦУМа, называя это шагом навстречу китайским покупателям, которые привыкли к таким расчетам у себя дома». Короче, сейчас китайские туристы приезжают в Россию, идут в китайские магазины и переводят друг другу китайскую валюту прямо через приложение. В результате в налоги попадает ровно ноль, и толка от огромных толп гостей из Поднебесной довольно мало. Тут, скорее всего, налоги появятся.

ЧМ-2018 съел [43] трафик интернет-магазинов на 46%.

Икея хочет открыть малый формат [44] в Тюмени. Но я уже давно видел такие форматы по всей стране, просто открыты они кем-то ещё. Вот, например, Иркутск:

Что происходит в рознице - 6

Наши выводы (глобальные)

Для себя мы выделили несколько факторов, которые могут повлиять на бизнес. Они основаны на нашем сугубо субъективном анализе всего происходящего. По каждому мы экспертно (пальцем к носу) определили вероятность и важность для нашего проекта. Вот что мы учли в планах:

  1. Ухудшение отношений с западом. Вероятность мы оценили как среднюю, влияние — будут проблемы с импортом (повысятся цены), будут хуже условия западных игр. В целом, мы в это уже играли в 2014 при скачке евро, поэтому знаем, что делать.
  2. ЗОЖ головного мозга [45]. Отличный тренд, высокая вероятность. Влияние косвенное, но нужно продумывать новые аудитории и товары для них. Сейчас весь мир с офигеванием учится соответствовать. Выше есть пример с Ашаном.
  3. Рост культурного уровня потребителя. Меньше бедных людей по стране больше образованных и информированных, оценка — высокая вероятность. Нам счастье, если так пойдёт. Вроде как, вполне реально, и это радует. Спасибо развитию интернета и электрификации всей страны.
  4. Дополненная реальность из фильмов приходит в реальную жизнь. Пока настолки и VR/AR скрещивались очень плохо, но, может быть, получится найти подходящие вещи. Мы выпускаем две игры уже с VR, когда один игрок сидит где-то вроде падающего вертолёта, а остальные помогают ему, находясь «в командном центре».
  5. Data lake и использование данных. Сюда относится весь сложный дата-майнинг и машинное обучение. Что это существенно повлияет на розничные рынке в разрезе 3-5 лет вероятность по нашей оценке средняя. Данных собрали много, а что с ними делать, до сих пор мало кто знает. Хотя скорее всего, будет больше автоматизации, в первую очередь логистики. Ура, если так.
  6. Глобальное изменение климата. Для нас это просто низкая вероятность, что подорожает бумага и Дженга. Ну и затопит пару далёких от нас стран. Но в ту же Африку мы доставляем меньше 20 раз за год.
  7. Снижение покупательской способности населения — это вот важный тренд, высокая вероятность. Нужна адаптация товаров, постоянный мониторинг этого момента. Как видно по примерам выше, многие уже зачесались и обкатывают новые форматы под это в том числе.
  8. Ужесточение законов и нормативов. Высокая вероятность. Рынок цивилизуется, уже много кто вышел из тени, но где-то кто-то ещё застрял. Поэтому есть вероятность, что будет жёстче, а это значит, что пострадают малые компании. Надо брать курс на консолидацию крупных игроков. Совпадает с нашей стратегий экспансии. Увеличится роль юридической службы в компании. Роль франчайзинга вырастет.

Вот примерно так. Всё, можете бросаться в меня помидорами и говорить, что я нифига не так понял. Это вполне возможно.

И это, ещё одно. У нас крутая страна. Серьёзно, при всей жести, мы как-то внезапно опять начинаем делать в рознице крутые вещи, которые приходят не из Европы и Америки. Но это, пожалуй, большая отдельная история, которую я расскажу, когда будет понятно, что это всё правда до конца реализуется.

Автор: Milfgard

Источник [46]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/294224

Ссылки в тексте:

[1] стали: https://www.malls.ru/rus/news/stavki-arendy-v-moskovskom-strit-riteyle-vyrosli-na-13.shtml

[2] расти: http://www.malls.ru/rus/news/tverskaya-i-arbat-privlekayut-arendatorov.shtml

[3] цитата: http://www.forbes.ru/biznes/364103-prazdnik-shopogolika-roznichnaya-torgovlya-vyshla-iz-chernoy-polosy

[4] тут: http://mosigra.com/investor/

[5] публикация: https://www.retaildetail.eu/en/news/food/carrefour-belgium-launches-personal-shoppers-90-minutes-delivery

[6] Вот: https://venturebeat.com/2018/06/25/robomart-plans-to-pilot-its-driverless-store-on-wheels-this-fall/

[7] контекстно-зависимый город: https://www.archdaily.com/898471/carlo-ratti-associatis-latest-prototype-shows-how-the-design-of-streets-could-change-in-real-time

[8] автобус: https://www.cre.ru/news/70513

[9] фургоны: https://retailer.ru/magazin-v-furgone-kak-mobilnaja-torgovlja-tesnit-stacionarnyj-ritejl/

[10] в подъезды: https://www.amazon.com/b?node=17337376011

[11] замки для курьеров: https://www.psfk.com/2018/07/ups-latch-smart-locks-delivery.html

[12] магазин без покупателей: http://www.malls.ru/rus/news/x5-retail-otkroet-pervyy-dark-store-v-sankt-peterburge.shtml

[13] Челюсти: https://www.mosigra.ru/Face/Show/chelusti/

[14] вот: https://mosigra-msk.timepad.ru/dashboard/event/814041/sales/

[15] более пустыми: https://www.retaildive.com/news/malls-are-the-emptiest-theyve-been-in-6-years/527050/

[16] эссе: https://www.fierceretail.com/malls-can-still-be-appealing

[17] версия: http://www.forbes.ru/biznes/363427-svoya-atmosfera-kak-pokupatel-zastavlyaet-torgovye-centry-dumat-o-nem

[18] лучше: https://www.kommersant.ru/doc/3695492

[19] открываются: https://theblueprint.ru/fashion/new-life-of-malls

[20] исследование: https://adindex.ru/publication/opinion/marketing/2018/07/12/172686.phtml

[21] шоурум: http://www.malls.ru/rus/news/obi-otkryl-eksperimentalnyy-shou-rum-v-trts-mega-teplyy-stan.shtml

[22] спящие места: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-07-11/how-to-sell-americans-on-the-daytime-nap

[23] выступал: https://www.forbes.com/sites/jonbird1/2018/06/17/the-future-of-the-shopping-mall-is-not-about-shopping/#2dc539af5cf2

[24] эволюционировал: https://ksonline.ru/316299/anton-titov-my-rasshirili-ramki-obuvnogo-magazina

[25] уходят: https://www.thepaypers.com/ecommerce/marks-spencer-closes-physical-location-focuses-on-ecommerce/773245-25

[26] такое: https://www.retaildive.com/news/online-apparel-sales-rose-7-in-2017/528260/

[27] будут отвечать: https://new-retail.ru/novosti/retail/marketpleysy_ponesut_otvetstvennost_za_ispolnenie_sdelok_prodavtsami1329/

[28] сводка трендов: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/internet-magaziny-cherez-10-let-kakimi-oni-budut/

[29] внедряют: https://www.kommersant.ru/doc/3657531.

[30] поставили: https://www.cre.ru/news/70107

[31] начал: https://yandex.ru/adv/news/yandeks-nachal-prodazhu-tsifrovoy-reklamy-v-pomescheniyakh

[32] ввёл: https://www.retail.ru/news/151463/

[33] появился: https://www.shopolog.ru/news/v-supermarketah-perekrestok-poyavilsya-servis-samostoyatel-nyh-pokupok/

[34] исследование: http://www.interfax.ru/russia/615902

[35] перестают: https://www.retail-loyalty.org/news/kazhdyy-desyatyy-rossiyanin-polzuetsya-smartfonom-dlya-beskontaktnoy-oplaty-tovarov/

[36] анализ: https://www.kommersant.ru/doc/3650850

[37] прекратили: https://www.kommersant.ru/doc/3669556

[38] начал: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/06/05/771804-detskii-mir-pod-novim-brendom

[39] новые форматы: https://www.malls.ru/rus/news/ashan-testiruet-novyy-format-supermarketa.shtml

[40] не скрывали: http://www.sostav.ru/articles/2007/09/11/ko1/

[41] перестанет: https://www.shopolog.ru/news/brend-evroset-prekratit-svoe-suschestvovanie-v-techenie-goda/

[42] Запустился: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/06/05/771802-kitaiskii-wechat-pay

[43] съел: https://www.shopolog.ru/news/chm-2018-s-el-trafik-internet-magazinov-na-46/

[44] малый формат: https://www.kommersant.ru/doc/3688959

[45] мозга: http://www.braintools.ru

[46] Источник: https://habr.com/post/424675/?utm_campaign=424675