- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В начале 2019 года библиотеку инфраструктуры информационных технологий ITIL ждет [1] самое серьёзное обновление с 2011. Уже почти 30 лет ею пользуются по всему миру — и в частном бизнесе, и в государственных структурах. Вспомним, для чего ITIL создали и как она менялась.
[2]
Изображение Jonathan Mueller [3] CC [4]
Первый свод лучших практик по организации процессов в IT-сфере был составлен [5] в Великобритании в конце 1980-х. Чтобы лучше понять, откуда растут ноги у ITIL, стоит сделать краткий экскурс в тогдашнее состояние британской сферы информационных технологий.
В 1980-х в Великобритании проводилась [6] целенаправленная компьютеризация правительственных учреждений. Через какое-то время у каждого госоргана и частного подрядчика сложилась собственная методология управления IT-процессами.
Стремительно увеличиваясь, отраслевая среда оказалась донельзя разрозненной. Каждый её элемент действовал по своим правилам, а одни и те же ошибки регулярно повторялись в разных частях системы, что влекло за собой, помимо прочего, высокие издержки. Так что единый свод лучших практик был жизненно необходим.
На тот момент в Великобритании существовало ведомство, которое занималось вопросами внедрения информационных технологий и их унификации — Центральное компьютерное и телекоммуникационное агентство [7] (CCTA). В его обязанности входила помощь частным компаниям в разработке продуктов и услуг для правительства. Поначалу CCTA в основном занималось закупками оборудования, но в конце 80-х переключилось на реализацию бизнес-ориентированного системного подхода к управлению IT.
Правительство Великобритании поставило [8] перед CCTA задачу объединить лучшие практики организации процессов в области информационных технологий — с целью исключительно прагматической: повысить окупаемость государственных расходов на компьютеризацию.
Агентство, в свою очередь, поручило [9] исследовательской группе собрать необходимую информацию у представителей примерно 2,5 тыс. крупных и малых предприятий в различных отраслях. Как утверждает один из специалистов [10], принимавших участие в создании библиотеки, идея заключалась в том, чтобы выделить наиболее удачные наработки и сформировать стандартизованный подход к выстраиванию рутинных процессов, который в дальнейшем могла бы приспособить к своим нуждам абсолютно любая организация.
Важную роль в составлении свода сыграла корпорация IBM, которая к тому моменту уже выработала [11] собственный системный подход к управлению IT-услугами. Она назвала его Information Systems Management Architecture (ISMA). На основе рекомендаций IBM и во многом на базе ISMA был сформирован прообраз ITIL — Government IT Infrastructure Management Method (GITIMM). Документ содержал несколько разделов, включая «Управление изменениями», «Управление проблемами» и «Управление доступностью».
Позже член совета CCTA Рой Диббл (Roy Dibble) настоял на том, чтобы изменить заглавие документа. Из него исключили слова «правительство» и «метод». Первое не подходило, так как предполагалось, что эти разработки будут использоваться и частными компаниями, а второе не соответствовало сути проекта (поскольку это набор лучших практик). В итоге от названия осталось только IT Infrastructure Management. А в 1989 году оно превратилось в IT Infrastructure Library, сокращённо ITIL.
В том же 1989 году была опубликована [12] первая книга библиотеки ITIL — «Управление уровнем IT-услуг». Новые тома выходили на протяжении следующих семи лет. Появились: «Управление изменениями», «Управление проблемами», «Управление конфигурацией», «Управление затратами», «Управление доступностью» и многие другие. Всего ITIL v1 включала [13] в себя более 30 книг.
По сравнению с будущими версиями, ITIL v1 имела ярко выраженный уклон в техническую сторону. Впрочем, это не помешало крупным компаниям и правительственным учреждениям Европы без проволочек начать внедрять её в свою практику. В США ITIL проникла [14] в 1996 году — с открытием первых сертификационных курсов по изложенным в ней практикам.
Вокруг британского подхода к управлению IT постепенно складывался круг приверженных ему лиц и организаций. Формирование сообщества создатели библиотеки планировали [10] с самого начала. По первому времени оно представляло собой группу «активных пользователей», а впоследствии выросло в IT Service Management Forum [15] (itSMF) с представительствами в разных странах.
Тем временем концепции управления IT эволюционировали. Частные компании, взявшие свод на вооружение, теперь старались связать технологии с бизнес-процессами, для чего требовалось упростить и обновить библиотеку. Работа над ITIL v2 началась в конце 1990-х. Первый том серии — ITIL Service Support — вышел в 2000 году. К тому моменту на смену CCTA пришла Государственная торговая палата Великобритании [16] (Office for Government Commerce), и та перехватила эстафетную палочку в координации работы над библиотекой.
При подготовке второй версии ITIL разработчики решили ограничиться семью томами — каждый об отдельном аспекте развития проектов в сфере информационных технологий. Они назывались [17]: «Поддержка услуг», «Предоставление услуг», «Планирование внедрения управления услугами», «Управление приложениями», «Управление инфраструктурой информационно-коммуникационных технологий», «Управление безопасностью» и «Бизнес-перспектива». Таким образом, фокус ITIL был смещён с технической составляющей на сервисную.
В 2000 году компания Microsoft использовала ITIL в качестве основы для разработки Microsoft Operations Framework [18] (MOF) — своего комплекса рекомендаций для эффективной работы IT-инфраструктуры.
Вторая версия ITIL оставалась актуальной до конца 2006 года. К тому времени Государственная торговая палата Великобритании передала [14] компании HP право на составление глоссария ITIL [19]. В 2006 году тот был переиздан. Его публикация ознаменовала собой плавный переход к третьей версии ITIL.
Обновлённая версия библиотеки была выпущена в мае 2007 года. Число томов снова сократилось — на сей раз до пяти: «Стратегия обслуживания», «Проектирование услуг», «Преобразование услуг», «Эксплуатация услуг», «Постоянное совершенствование услуг». Каждый том служит сводом рекомендаций по автоматизации процессов в соответствующей области и описывает необходимые для этого инструменты.
Изображение Roland Tanglao [20] CC [4]
В третьей ипостаси ITIL v3 описано 26 процессов и функций — втрое больше [12], чем в предыдущей версии. И она ещё более тесно связана [21] с интеграцией IT в бизнес-процессы.
В этот период сформировалось еще несколько систем управления IT на базе ITIL, кроме ранее упомянутого MOF: стандарт ISO 20000, ITSM Reference Model от HP, Process Reference Model for IT от IBM.
В 2011 году третью версию ITIL обновили. Концептуально это была всё ещё ITIL v3, но с несколько переделанной структурой: ряд процессов добавили [22], некоторые пересмотрели. Например, ревизии подверглась «Стратегия обслуживания», были введены такие сущности, как «управление взаимоотношениями с бизнесом», «управление стратегией», «управление спросом», «координация проекта».
В 2013 году торговая марка и права на разработку ITIL были переданы компании Axelos — совместному предприятию правительства Великобритании и компании Capita. Axelos лицензирует организации для использования интеллектуальной собственности ITIL, аккредитует экзаменаторов и отвечает за реализацию новых версий библиотеки и её пополнение. Именно эта компания анонсировала предстоящее обновление.
Из слов [23] главы Axelos следует, что ITIL 2018 будет совместима с методологиями DevOps, Agile и Lean. Отрасли это действительно необходимо: многие компании и без того комбинируют названные практики, а обновление библиотеки упростит их взаимную интеграцию.
Нынешний вектор развития ITIL и вся её история — хороший пример того, как концепция, зародившаяся в государственном секторе, переломила стереотипы о его бюрократизме и неповоротливости и легла в основу инструментария, который востребован крупнейшими компаниями из списка Fortune 500.
О чем еще мы пишем на Хабре:
Автор: Антон Федоров
Источник [26]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/295678
Ссылки в тексте:
[1] ждет: https://www.axelos.com/itil-update
[2] Image: https://habr.com/company/naumen/blog/426343/
[3] Jonathan Mueller: https://www.flickr.com/photos/jonomueller/5915912323/
[4] CC: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/
[5] был составлен: http://gisuser.com/2018/03/a-brief-history-of-itil/
[6] проводилась: http://www.wolkensoftware.com/the-history-of-itil-framework/
[7] Центральное компьютерное и телекоммуникационное агентство: https://en.wikipedia.org/wiki/Central_Computer_and_Telecommunications_Agency
[8] поставило: https://www.globalknowledge.com/blog/2011/11/11/it-as-a-strategic-resource/
[9] поручило: https://www.quora.com/What-is-a-brief-history-of-ITIL
[10] утверждает один из специалистов: https://internationalbestpracticeinstitute.wordpress.com/2013/02/11/how-itil-started/
[11] выработала: http://projectmanagementhistory.com/IBM_ISMA.html
[12] была опубликована: http://itservicemngmt.blogspot.ru/2007/09/brief-history-of-itil.html
[13] включала: https://en.wikipedia.org/wiki/ITIL#History
[14] проникла: http://servicemanagement.university/timeline-itsm-itil/
[15] IT Service Management Forum: http://www.itsmfi.org/
[16] Государственная торговая палата Великобритании: https://en.wikipedia.org/wiki/Office_of_Government_Commerce
[17] назывались: https://ru.wikipedia.org/wiki/ITIL#%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_ITIL
[18] Microsoft Operations Framework: https://technet.microsoft.com/ru-ru/library/bb232042(v=exchg.80).aspx
[19] глоссария ITIL: https://www.axelos.com/corporate/media/files/glossaries/itil_2011_glossary_gb-v1-0.pdf
[20] Roland Tanglao: https://www.flickr.com/photos/roland/15435559426/
[21] более тесно связана: http://itsm.fwtk.org/History.htm
[22] добавили: http://www.itskeptic.org/itil-v3-2011-new-book-and-four-new-processes
[23] Из слов: https://www.axelos.com/news/axelos-announces-update-itil-itsmf-us-fusion
[24] Что почитать об ITSM: книги, блоги и свежие статьи: https://habr.com/company/naumen/blog/423465/
[25] Как технологии изменили историю развития колл-центров: https://habr.com/company/naumen/blog/415559/
[26] Источник: https://habr.com/post/426343/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=426343
Нажмите здесь для печати.