- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Мы не особо любим социальные сети, но вынуждены их почитывать: мониторить упоминания, отслеживать мнения, ближе знакомиться со своей аудиторией. Что удивительно, о CRM говорят много, часто безапелляционно и квази экспертно, реже — разумно и профессионально. Но все эти люди проявляют к CRM-системам интерес, а значит, интересны нам. Мы погуляли по Facebook, собрали кучу высказываний пользователей за 2018 год и готовы скопом ответить на их претензии, мнения, вопросы в области CRM-систем. Как минимум, формат получился занятным, как максимум весьма полезным. Ведь «экспертиза» просто зашкаливает.
[1]
Типичный «эксперт» в социальной сети
Это самый большой блок мнений, с которыми можно столкнуться. Мы уже привыкли к вопросу «Какую CRM выбрать?» на сайтах, где десятки мегабайт статей написаны именно на эту тему. Мы даже привыкли к странным вопросам про облака, пропадающие клиентские базы, Excel, «само-продающую CRM» и т.д. Но ко многому из того, что мы нашли, жизнь нас не готовила.
Начнём с самых оголтелых заявлений.
Тут прекрасно всё: датированный бизнес-органайзер (интересно, она уголки у листочков отрывает по перфорации?), пятое колесо у гнилой телеги (кто-то определённо любит свою работу), мелкая моторика при ручном заполнении форм и вот это — «слишком легко ею воспользоваться другим». Реакция у нас, как у первого комментатора: «Офигеть!» Как все эти люди умудрились собраться в одном треде и столь безапелляционно обсудить софт, которым, по ощущениям, они и не пользовались? Но это всё эмоции, конечно, а по сути мы видим всё те же страхи, которые в разных формах транслируют люди, ищущие CRM для бизнеса.
Мы в RegionSoft CRM [2] эту задачу решили просто — десктопная система, распределение прав доступа, несколько уровней защиты информации (вплоть до физического USB-ключа), логирование всех действий. Даже если кто-то умудрится выгрузить клиентов и параметры сделок, система это зафиксирует и данные не успеют уйти далеко (если руководство, конечно, заинтересовано в эффективном взаимодействии с CRM). Ну и правда в том, что воронку клиентов нужно наполнять, привлекать новых — потому что на одном укреплении лояльности существующих далеко не уедешь, особенно в кризисное время, когда они все разом решают «посидеть» на деньгах и отказаться от покупок.
Вот ещё одно радикальное высказывание:
Так вот, CRM не мешает, а помогает работе с клиентами «живьём» — причём не важно, вы риэлтор, страховщик, рекламщик или менеджер силикатного завода. Компания так же общается с клиентами, как и раньше, только манипулирует максимумом накопленных данных, дополняет общение рассылками, учитывает историю обращений и т.д. Не говоря уже о том, что все документы, включая коммерческие предложения, оформляются не часами, а в несколько кликов.
Дальше высказывания более спокойные, но тоже весьма характерные для мира CRM-систем. Прокомментируем их по очереди, чтобы развеять возможные сомнения и мифы.
Полностью согласны. Действительно, некоторые компании грешат внедрением ради внедрения в двух тяжёлых формах:
Правило выбора и внедрения CRM-системы: анализируем процессы → составляет требования → работаем с вендором → внедряем. Ну это если очень коротко.
А не начитался ли автор наших статей? :-) Грамотно описан подход, радует внимание к процессам и понимание стоимости владения. Все бы так!
Тут есть рациональное зерно относительно процессов, но вот про вендоров, конечно, обидно, хотя мы и знаем, откуда растут ноги у этого суждения и даже примерно представляем, с кем и с чем столкнулся автор сообщения. Действительно, выбрать вендора CRM-системы непросто — их на рынке невероятное количество. Но, выбирая, нужно обратить внимание на несколько моментов:
Опять же, на дворе 2018 год и совершенно не обязательно выбирать поставщика CRM из своего города — вся работа, от презентации до доработок и внедрения, может быть проделана удалённо командой того разработчика, которого вы выбрали.
Эта дискуссия требует отдельной статьи. Дело в том, что «реализовать ТЗ заказчика» может как раз предполагать то, что заказчик самостоятельно проанализировал бизнес-процессы и выработал требования. Равно как и анкета может быть бесполезным набором данных, а может быть неплохим основанием для дальнейшей работы.
Нередко услуги бизнес-анализа предлагают как раз не вендоры, а консультанты, имеющие смутное представление об инженерной и айтишной части внедрения. Они внедряются к вам в компанию, работают на вашей стороне и точно так же предлагают вам вендорское решение. В большей части случаев ваши сотрудники справятся с задачей лучше, поскольку вовлечены в процессы и знают все их преимущества и недостатки (включая особенности бардака). Переплачивать за такой бизнес-анализ точно не стоит. Лучше грамотно собрать требования и задолбать всех коллег [3].
Если вы не решаетесь на общение с вендором, а хотите сперва собрать информацию по форумам, социальным сетям и прочим источникам информации, то лучше формулировать именно так: кратко, максимально информативно, с ответами на часть первичных вопросов. Кстати, разговор с вендором можно начинать точно так же — на вас никто не обидится. Однако мы не рекомендуем выбирать CRM-систему, руководствуясь только ответами пользователей, поскольку каждая компания имеет свои уникальные особенности, а чужой негативный опыт может сбить вас с толку. Кроме того, советчик может вам порекомендовать ту или иную систему не потому что она была с успехом внедрена в его компании, а потому что он только о ней и слышал. Как ни странно, вендоры по таким темам ходят редко (мы тоже).
Тоже неплохое описание требований, даже не стали бы включать в пост, если бы не одно НО. Вот эта фраза «и всё это не за космические деньги, конечно» обычно скрывает смысл «за копейки». Хорошая CRM-система — это настоящее софтверное оборудование (да простит меня внутренний инженер за это кощунственное определение) для вашей компании и стоит она соответственно. Опять же, критерий «не космические деньги» весьма расплывчат. Однако и нас, и наших клиентов радует, что сегодня CRM-системы доступны абсолютно любому бизнесу и под любые требования можно подобрать решение. Например, мы даже разделили нашу RegionSoft CRM на несколько редакций [4] с разным набором возможностей и разными ценами — в итоге она доступна и релевантна как небольшому стартапу, когда необходимо всего лишь учитывать клиентов, ставить задачи и выставлять счета, так и производственному предприятию, где требуется автоматизация бизнес-процессов, полный документооборот и закупочная логистика, ведение складского учёта и многопередельного производства, а продажи осуществляются проектным методом.
Ещё один популярный вопрос касается отношений сотрудников компании с новой CRM-системой. Это настолько важно, что мы писали об этом аж три статьи: раз [5], два [6], три [7]. Кстати, дело касается не только CRM, но и любого другого программного обеспечения — даже к багтрекерам программисты привыкают с определённой долей сопротивления и иногда даже бунта.
И на такой насущный и, в общем-то грамотно поставленный вопрос поступает однозначно безграмотный и вредный совет:
И ещё один, свидетельствующий об одном — вряд ли этот пост написал руководитель компании. Ну и заодно ещё одна интересная сентенция: автоматизация — миф. Но об этом чуть ниже.
Такие методы приведут к увольнениям, негативным отношениям, борьбе внутри коллектива и т.д. Чтобы сотрудники легче адаптировались к новому софту в компании, необходимо проводить политику постепенного погружения:
Далее идут настоящие дзен-советы:
Это, конечно, чистой воды лицемерие — введение данных в CRM-систему занимает не больше (а то и меньше) времени, чем забивание в любой файл. Информацию же надо где-то хранить, поэтому и какое-то время нужно на её запись. Кроме того, некоторые CRM умеют собирать лиды и создавать запись о новом контакте (например, RegionSoft CRM [2] собирает информацию из звонка, почты, web-формы), и это сокращает время работы с рутинными операциями.
И, наконец, топик по делу:
Всё верно: менеджер должен понимать, что CRM предназначена не для «слива всех контактов боссу», а для работы, в результате которой вырастут продажи и личный доход продажника и создателей того, что продаётся (например, разработчиков). Однако первый предложенный вариант — посадить отдельного человека на заполнение карточек клиента никуда не годится. Во-первых, нужно учитывать приватность клиентов каждого менеджера (один у другого не видит базу, если нет иной установки), во-вторых, доверять доступ ко всей клиентской базе одному человеку небезопасно. А вот сделать CRM рабочим инструментом — отличная и единственно верная идея.
Золотой эпиграф для этого раздела:
Отличный повод для обсуждения. Когда мы написали статью о CRM и MS Excel [8], социальные сети реагировали странно и разнонаправленно: кто-то был за нас, кто-то боролся за права электронных таблиц, кто-то писал, что проблемы как таковой уже давно нет и мы просто придумали тему. Однако среди прочитанных в рамках нашего эксперимента постов мы обнаружили иные доказательства своей правоты — CRM с Excel сравнивали, сравнивают и ещё невесть сколько сравнивать будут.
Но Excel не одинок в своей борьбе — фантазия пользователей безгранична, поэтому у него много «соратников».
Вторая реплика идеально передаёт нашу позицию по поводу использования альтернативных инструментов. Каждое программное обеспечение создаётся для определённых целей, и разработчики «точат» и «вылизывают» именно специфические, профильные фичи, внедряют в софт самые частые запросы пользователей. Именно по этой причине тот же Evernote может быть наикрутейшим блокнотом для студентов и менеджеров, но не может быть CRM. Ровно в той же степени RegionSoft CRM не претендует на то, чтобы быть идеальным багтрекером (хотя мы, например, внутри компании её используем в том числе и так — у нас вся деятельность завязана на нашей CRM).
Ну и конечно, Excel не предок CRM-систем. Они изначально создавались с другой целью и, если уже уходить в корни, то первым прототипом CRM были механические хранилища визитных карточек Rolodex.
В продвинутых компаниях дело заходит дальше — для целей управления взаимоотношениями с клиентами используются корпоративные порталы, системы управления проектами, багтрекеры (экзотика, но тем не менее — вместо бага и его параметров заводятся клиенты). Конечно, ни о каком управлении работой с клиентами речи не идёт — это просто записи о клиентах и об их контактах.
Кроме того, использование непрофильного программного обеспечения в качестве CRM влечёт несколько неприятных последствий:
Ну и совсем печальная, но довольно распространённая тенденция:
Действительно, многие компании даже на слух не распознают аббревиатуру CRM, не говоря уже о наличии системы в компании. Увы, отсутствие автоматизации убивает лояльность, сервис, техническую поддержку, в общем, постепенно сводит на нет старания всех сотрудников компании просто потому что конкуренты автоматизированы до зубов и чуть раньше позвонят, чуть больше узнают о клиенте, чуть быстрее доведут сделку до завершения. Остаётся сказать одно:
Есть компании, которые готовы взяться и начать разрабатывать свою CRM. В принципе, нанять программиста и посадить его писать сперва таблички для внесения данных, затем простые отчёты, затем гистограммы может абсолютно любая компания. Но, во-первых, это будет не CRM… первые лет пять, во-вторых, это дорого.
Представим, что вы собираетесь писать CRM на PHP, пусть будет фреймворк Yii2, бог с ним. Стоит такой Middle (человек, в теории способный разработать хоть какой-то софт «в одно лицо») 70 — 100 000 в месяц. Но стоп, нужен дизайнер, нужен фронтенд… Ок, дизайн отдадим на аутсорс (будет недёшево), а вот программиста с Yii2 заменим на Fullstack Developer PHP — а это уже 100 — 120 000 минимум. Ну пусть вам повезло и вы нашли за 100 000. За год вы ему заплатите 1,2 млн. рублей, за 2 — 2,4 млн. и т.д. И даже по окончанию работы над вашей CRM-системой вы не сможете избавиться от дорогостоящего разработчика — «эксклюзивный» софт нужно будет развивать и поддерживать.
Для сравнения 50 лицензий самой навороченной редакции RegionSoft CRM Enterprise Plus [4]обойдутся вам в 791 250 руб. (платите один раз), не говоря уж о самой популярной среди наших клиентов редакции RegionSoft CRM Professional Plus [4] — 619 250 руб. И за эти деньги вы сразу получите развитую CRM-систему, над которой трудилась опытная команда в течение 12 лет.
И некоторые пользователи социальных сетей успели прочувствовать все нюансы подобного опыта.
Итак, подведём итоги, почему вы никогда не напишите свою CRM, если вы не профильная компания-разработчик:
Некоторые компании (особенно крупные отраслевые лидеры) полагают, что они напишут CRM-систему под свои нужды и смогут зарабатывать ещё и на ней. Увы, это не так: можно создать полезное профильное приложение, разработать какой-нибудь супер-калькулятор для просчёта сделки или заказа, и они могут быть востребованы. А вот CRM из рук конкурента вряд ли кто-то захочет купить — как минимум из соображений безопасности (кто знает, какие механизмы передачи ценной коммерческой информации вы там прикрутили!).
Довольно часто запрос на CRM-систему формируется именно таким образом: «подскажите CRM для…» Естественно, часть вендоров просекла фишку и решили на этом заработать — поэтому на сайтах некоторых разработчиков можно найти десятки «отраслевых» CRM-систем, которые, по сути нередко отличаются лишь именованием полей, отчётов и т.д. Все эти отличия можно настроить в базовой системе, не имея даже малейшего навыка программирования.
Настоящая отраслевая CRM-система отличается тем, что включает в себя полностью переосмысленную логику в соответствии с бизнес-процессами отрасли. И конечно, она не пишется за неделю или месяц. Мы знаем, о чём говорим — у нас есть отраслевая система для телерадиохолдингов и операторов рекламы RegionSoft CRM Media. Так вот в ней учтено множество особенностей работы ТРХ, включая медиапланирование, работу с эфирной сеткой, баннерами, рекламными установками и многим другим.
В этом высказывании речь идёт о профильных CRM для недвижимости и CRM в целом. Кончено, автор совершенно не прав в том, что CRM-система должна быть максимально облегчённой. Любая CRM должна быть функциональной и покрывать максимум задач для обеспечения сквозной автоматизации. Иначе теряется весь смысл работы с клиентами и получается простой список лидов и заказчиков, без каких-либо попыток выстраивания лояльности, взаимоотношений и т.д.
Рассуждения о том, что нужно индивидуально настраивать систему верны для каждого бизнеса — действительно, грамотная настройка позволяет работать эффективно сразу, а не откладывать использование уже купленной CRM-системы на неопределённый срок.
А вот внедрение и обучение персонала пару часов занять не может при всём желании — обучение должно быть постепенным, с участием вендора и уже без него. Что касается внедрения, то посмотрите на схему [9] или почитайте статью [10] про основы процесса внедрения. Кто это сможет сделать за пару часов?
Некоторые «опытные» советчики пишут уже не комментарии, а целые обучающие посты о выборе CRM-системы:
И ещё одно во многом плодотворное, но не совсем объективное обсуждение:
Конечно, никакой отраслевой специфики вендора не существует — например, мы внедряли RegionSoft CRM [2] в ритейле [11], в строительных компаниях, в рекламных агентствах, в телекомпаниях, на производственных предприятиях, в НКО, в банке и т.д. И ровно так же делали все вендоры на рынке. И вся фишка именно в «допиливании» — кастомизации и доработке CRM-системы под нужды конкретного бизнеса (не поверите, но CRM, настроенная для одного агентства недвижимости, может совершенно не подойти для другого). Конечно, бывают проекты и без доработки, однако относиться к «допиливанию» как к чему-то очень дорогому и излишнему однозначно не стоит. В конце концов, вы же подрезаете длинные брюки, а не заправляете их в носки! Так почему CRM нельзя аккуратно «подогнать» под вашу компанию? Можно и нужно.
Такие комментарии вызывают у нас недоумение. Но с другой стороны, тревожно, что у пользователей CRM-систем был настолько негативный опыт, что они сформировали такие резкие и местами неадекватные мнения.
«Тупо срубленные рубли», конечно, можно считать в CRM (например, в RegionSoft CRM можно считать как выручку от продаж, так и все денежные потоки каждого проекта), но чаще всего для этого используются учётные программы. А теперь давайте не будем лукавить: все отношения между бизнесом и клиентами в конечном итоге сводятся к деньгам. Другое дело, что многие из аспектов лояльности лежат вне материальной плоскости: например, эргономика использования гаджета, исчерпывающая функциональность CRM-системы, комфорт и управляемость автомобиля, вкус шоколада… Но во все перечисленные преимущества компании вкладывают деньги и ждут того, что инвестиция окупится. Всё по законам товарного обмена.
Конечно, CRM способна помочь выстроить любые отношения с клиентом: и материальные, и эмоциональные. Например, можно выстраивать программу лояльности, делать таргетированные и точечные рассылки, просто поздравлять с профессиональными праздниками и т.д. В конечном итоге всё это помогает формировать крепкую прокачанную клиентскую базу, которая рано или поздно принесёт вам доход.
Итак, все самые интересные цитаты за последний год собраны и разобраны, а в голове мысли о том, сколько ещё неверных, странных, почти мифологических суждений осело в личных сообщениях, чатах и в закрытых группах.
Напоследок приведём несколько распространённых ложных суждений, которые могут вас напугать или сбить с верного пути в процессе выбора CRM (цитаты не приводим, потому что многие касаются конкурентов):
В общем, в нынешнем информационном круговороте трудно сориентироваться и нащупать верные критерии выбора. Будьте бдительны и верьте своему опыту, формулируйте требования, не стесняйтесь общаться с вендором.
А закончим на этот раз мы тоже цитатой из одного обсуждения. Действительно, почему?
Новый релиз нашей флагманской RegionSoft CRM 7.0 [13]
Автор: Axelus
Источник [14]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/296034
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habr.com/company/regionsoft/blog/426689/
[2] RegionSoft CRM: http://www.regionsoft.ru/
[3] грамотно собрать требования и задолбать всех коллег: https://habr.com/company/regionsoft/blog/348404/
[4] несколько редакций: http://www.regionsoft.ru/loader.php?src=crm_redactions
[5] раз: https://habr.com/company/regionsoft/blog/350082/
[6] два: https://habr.com/company/regionsoft/blog/346694/
[7] три: https://habr.com/company/regionsoft/blog/351196/
[8] статью о CRM и MS Excel: https://habr.com/company/regionsoft/blog/329986/
[9] схему: https://goo.gl/WX5Twa
[10] почитайте статью: https://habr.com/company/regionsoft/blog/335336/
[11] ритейле: http://www.regionsoft.ru/loader.php?src=retail
[12] RegionSoft CRM тоже может быть арендована: http://www.regionsoft.ru/loader.php?src=rent
[13] Новый релиз нашей флагманской RegionSoft CRM 7.0: http://www.regionsoft.ru
[14] Источник: https://habr.com/post/426689/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=426689
Нажмите здесь для печати.