- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

«Познать кайдзен»: что собой представляет эта философия для улучшения производственных процессов

Кайдзен используют компании самых разных размеров: от стартапов до крупных предприятий вроде Toyota. Рассказываем, чем помогает и как работает этот фреймворк.

«Познать кайдзен»: что собой представляет эта философия для улучшения производственных процессов - 1 [1]
/ Unsplash / Masaaki Komori [2]

Что такое кайдзен

Кайдзен (kaizen) — это фреймворк, который концентрируется на постоянном улучшении бизнес-процессов, а также методов разработки и управления в компании. Впервые его начали применять японские производственные предприятия после Второй мировой войны. С тех пор он вышел за пределы сферы производства, и его внедряют в самых разных областях: медицине, финансах и даже правительственной сфере.

Используют принципы кайдзен не только в Японии, но и в других странах. Например, в США методология стала популярна в 80-х годах, когда американские компании поняли, что японские предприятия работают эффективнее. Для сравнения, в 1989 году на заводах Страны восходящего солнца внедрили более 80% всех рационализаторских предложений, тогда как в США этот показатель равнялся 30%.

Как это работает

Такие фреймворки, как Lean или Six Sigma, обычно требуют серьезной переработки бизнес-процессов в компании. Например, «шесть сигм» предполагает создание специальных рабочих групп на предприятии. Кайдзен, в свою очередь, фокусируется [3] на небольших изменениях в работе организации, которые легко внедрить и измерить.

Реализация кайдзен на практике подразумевает следование трем принципам:

  1. Организация рабочего места — сотрудники должны следить за порядком.
  2. Устранение потерь — действий, которые не добавляют ценности продукту.
  3. Стандартизация — оптимизация рабочих процессов с учетом обнаруженных недостатков. Стандарты регулярно подстраиваются под изменяющееся окружение — для этого используют цикл Деминга [4].

Что интересно, в процессе улучшения участвуют все сотрудники — от руководителей до подчиненных. Каждый из них обязан регулярно предлагать небольшие изменения, которые могут повысить производительность труда.

Кто внедряет философию

Пожалуй, наиболее ярким примером компании, использующей кайдзен, является Toyota. Фреймворк лежит в основе метода Всеобщего управления качеством [5] (Total Quality Management, TQM), в рамках которого корпорация регулярно совершенствует качество продукции и уровень квалификации персонала.

При этом Toyota внедряет свои лучшие практики в других индустриях. Например, с 2014 года компания помогает оптимизировать рабочие процессы на фермах Японии — специалисты модифицируют подходы к организации садового инвентаря в соответствии с принципами кайдзен и решают другие задачи.

Применяют кайдзен и на отечественных производствах. Например, с 2008 года методологией пользуется компания «ТБМ» — один из крупнейших поставщиков комплектующих и фурнитуры для производства окон, дверей, стеклопакетов и мебели. По словам сотрудников предприятия, кайдзен увеличил эффективность работы отдела логистики на 20–30%.

Разумеется, философия находит применение и в IT-сфере. Например, с 2016 года методологией пользуется американский провайдер интернет- и кабельных услуг Cable One. За два года компании удалось увеличить коэффициент непрерывной работы своих сервисов на 64%. При этом уровень удовлетворенности клиентов вырос на 100%.

«Познать кайдзен»: что собой представляет эта философия для улучшения производственных процессов - 2
/ Unsplash / Carl Heyerdahl [6]

Уже долгое время принципам кайдзен следуют в IBM. ИТ-корпорация представила свой фреймворк, основанный на японской философии, — Measured Capability Improvement Framework (MCIF). Он помогает инженерам оценивать результаты разработки и постепенно вносить изменения в свои приложения.

Что думают эксперты

Одно из главных достоинств философии кайдзен заключается в том, что большинство изменений предлагают сотрудники компании. В результате руководству не приходится сталкиваться с волной возмущения каждый раз, когда меняются бизнес-процессы. Мотивация работников, наоборот, увеличивается, так как их идеи реализуются на практике.

Еще Джефф Сазерленд (Jeff Sutherland), один из создателей методологии Scrum, в своей книге «Scrum: Революционный метод управления проектами [7]» писал [8], что кайдзен позволяет значительно увеличить количество идей, которые генерируют разработчики приложений.

Многие изменения в рабочие процессы вносятся [9] за короткий промежуток времени — от двух до десяти дней. Но из-за того, что все эти модификации относительно небольшие, видимых результатов с помощью кайдзен приходится добиваться долгое время. Однако результат может того стоить — достаточно посмотреть на Toyota, General Motors и Ford, которые следуют философии уже долгие десятилетия.

О чем мы пишем в корпоративном блоге «ИТ Гильдии»:

Автор: it-guild

Источник [14]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/328100

Ссылки в тексте:

[1] Image: https://habr.com/ru/company/it-guild/blog/464913/

[2] Masaaki Komori: https://unsplash.com/photos/qwPSnBvdhtI

[3] фокусируется: https://www.cio.com/article/3408780/what-is-kaizen-a-business-strategy-focused-on-improvement.html

[4] цикл Деминга: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BA%D0%BB_%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0

[5] Всеобщего управления качеством: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC

[6] Carl Heyerdahl: https://unsplash.com/photos/KE0nC8-58MQ

[7] Scrum: Революционный метод управления проектами: https://www.ozon.ru/context/detail/id/34376940/

[8] писал: https://medium.com/@jankratochvil/book-recap-scrum-the-art-of-doing-twice-the-work-in-half-the-time-by-jeff-sutherland-4c8ea97b93ab

[9] вносятся: https://www.kanbanchi.com/what-is-kaizen

[10] Customer Service Management: что нужно знать об управлении обслуживанием клиентов: https://it-guild.com/info/blog/customer-service-management-upravlenie-obsluzhivaniem-klientov/

[11] Секреты ServiceNow, которые упростят и ускорят вашу работу: https://it-guild.com/info/blog/sekrety-servicenow-kotorye-uprostyat-i-uskoryat-vashu-rabotu/

[12] Не усложняйте ITSM: 7 советов по организации работы в компании: https://it-guild.com/info/blog/ne-uslozhnyayte-itsm/

[13] Financial Management — как оценить затраты на предоставляемые услуги в ServiceNow: https://it-guild.com/info/blog/financial-management-byudzhetirovanie-i-otsenka-zatrat-na-predostavlyaemye-uslugi-v-servicenow/

[14] Источник: https://habr.com/ru/post/464913/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=464913