- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Трудно быть боссом. Особенно это трудно в малом и среднем бизнесе, когда ты хоть и являешься владельцем компании, всё равно попадаешь в некоторую зависимость от подчинённых, их результативности и трудоспособности. С одной стороны ты ждёшь от них честный и профессиональный подход, рассчитываешь на экспертизу, а с другой понимаешь, что нужно проконтролировать каждый процесс. Малый бизнес порождает большие и тесные корпоративные связи, но рассчитывать приходится на себя: разбираться во всём, от основного профиля деятельности до ИТ-инфраструктуры и учёта. И иногда очень хочется спокойно задать несколько наивных вопросов о какой-то непривычной для себя сфере и получить прямой ответ. Например, о CRM — штука не из дешёвых, кто-то хвалит, кто-то в панике. Разобраться бы.
Надо? Разберёмся.
[1]
На самом деле, тему о разнообразии CRM-систем мы задумали давно, поскольку именно с Хабра поступали вопросы, в том числе о том, что выбрать, из какого ценового сегмента и т.д. (некоторые вообще принимали нас не за вендора, а за интегратора, у которого в арсенале десяток партнёрских соглашений). Были некоторые сомнения, но окончательно принять решение о выходе этого поста нас заставил комментарий под статьёй о новом продукте, тикет-системе ZEDLine Support [2]. Вот он:
Честно говоря, такие мотивировки не принято озвучивать вслух, потому что это выглядит как откровенное безразличие к компании или даже вредительство: ты берёшь софт, который выгоден тебе и ради своей выгоды лоббируешь дорогое, сложное и неэффективное для компании внедрение. И это в то время, как руководители рассчитывают на опыт и экспертизу технически подкованных сотрудников при выборе средства автоматизации.
Поэтому сегодняшний пост мы посвящаем тем, кто хочет выбрать CRM, но не может понять, как это сделать, с чего начать и вообще — почему их так много? Читайте наш пост, ищите грамотно, внедряйте успешно — и вовсе не обязательно RegionSoft CRM [3], если у вас сложится автоматизация с любым вендором, мы всё равно будем рады.
Поработаем в формате «вопрос — ответ», примерно в тех формулировках, в которых они чаще всего задаются.
Если почитать зарубежные обзоры, то хочется всё бросить и начать разработку CRM-системы — взрывной рост рынка на 15,6% в год, самый быстрорастущий сегмент рынка корпоративного программного обеспечения, рост выручки у лидеров рынка от 2,5 до 18% в год. Российский рынок выглядит иначе, да и исследований по нему нет — только заказные, по которым трудно судить о здравом срезе и реальном положении дел.
Конечно, никто не пишет CRM, решив, что войдёт в мировые лидеры. Есть несколько основных причин появления очередной CRM-системы:
Проблема в том, что нельзя однозначно сказать, что стоит выбирать исключительно из первой и второй группы. Например, если вы частный кулинар или продаёте в социальных сетях картины, вам вполне хватит CRM из 4 группы: они заточены на работу с социальными сетями, просты и ориентированы на очень маленький бизнес. Единственное что, в плане безопасности, конечно, это самые «дырявые» решения, поэтому только вам решать, насколько вы цените безопасность данных ваших клиентов и своей коммерческой информации. Малому и среднему бизнесу лучше ниже 3 группы даже не смотреть.
Есть несколько типов программного обеспечения, которые явно принадлежат к другому классу, но маскируются именем CRM, т.к. с точки зрения маркетинга и охвата аудитории это выгодно. Впрочем, такие приложения довольно легко распознать. Более того, изредка на поверку оказывается, что это именно то, что было нужно. Поэтому будем знать мимикрирующий софт в лицо.
Как правило, позиционирование можно увидеть уже на сайте вендора — среди преимуществ акцент будет сделан на основной профиль. Но опять же, это не абсолютная истина, необходимо скачать демо-версию и посмотреть, насколько она соответствует вашим ожиданиям.
Опять-таки, есть CRM, ориентированные исключительно на продажи, а есть универсальные, которые покрывают большую часть оперативной и аналитической работы (а иногда и логистические, и складские, и производственные задачи).
Выбирайте функциональность CRM-системы исходя из реальных потребностей вашего бизнеса, но руководствуйтесь простым правилом: «Лучше купить CRM немножко на вырост, чем быстро вырасти из CRM». Расширение и до-внедрение это довольно сложный процесс и зачастую переплата.
Мы уже очень подробно писали о том, сколько стоит CRM-система, почитайте [6]. Так вот, бесплатная CRM тоже стоит денег — только эта оплата будет отложенная, долгая и весьма непонятная по размеру. Если вам лень перечитывать наши статьи, коротко изложим основные ситуации, в которых вы можете столкнуться с бесплатной CRM.
Выбирайте внимательно и помните: бесплатный сыр только в мышеловке.
Да, однозначно даёт, но только при условии, что вы её правильно внедрили и используете в ежедневной деятельности компании. Если CRM — это просто очередная имитация рабочего процесса, ждать от неё ничего не стоит. Это всего лишь инструмент, которому нужен материал и мастер — но очень, реально крутой инструмент, с помощью которого можно расти и менять компанию до состояния полного успеха.
Компания IBM год назад проводила исследование, в котором основными преимуществами CRM-систем пользователи назвали: «Простота использования» (65%), «Управление расписанием» (27%) и «Быстрый взгляд на срезы аналитики» (18%). Ничего сложного, но именно эти три первичных фактора уже улучшают положение дел в компании, после чего можно переходить к новым глубинам погружения и, например, оптимизировать бизнес-процессы.
Согласно исследованию Forrester руководители отметили определённые улучшения в своих компаниях после внедрения CRM-системы:
Мы никогда не гадаем на кофейной гуще и не врём клиентам, что их прибыль, выручка, производительность и проч. KPI вырастут, просто помогаем внедрить.
Можно — несколько миллионов вложений, лет 5-7 при хорошем опыте и квалификации программистов, сотни тестов и багов и CRM ваша. А вы как думали? Если хотели заказать у фрилансера, то срочно читайте наше расследование. [7]
Всё, что отлично от этого, это либо решение на конструкторе, сборка простого опенсорса под заказ, white label.
Это всё, что мы можем сказать по этой теме: CRM на коленке запилить нельзя.
CRM, которая «а мы под себя за пару сотен на коленке запилим»
Качайте и распечатывайте схему [8] — в ней подробный план, а точнее полный алгоритм внедрения CRM-системы (загрузка начнётся сразу).
Если останутся вопросы, читайте подробности о схеме [9].
Все CRM-системы по сути ничто иное как база данных, а внедрение — налаживание процессов (связей) между базой данных и бизнес-процессами, подразделениями, сотрудниками. Что и в каком объёме поменяет в компании CRM-система, зависит от вас: какими будут внедрение в связке с вендором, обучение, внутренние эксперты, рабочие процессы и т.д. Если всё будет нормально, готовиться стоит к росту объёма продаж за счёт высвобождения времени менеджеров и новых перспектив, увиденных в аналитике; к улучшению хода бизнес-процессов за счёт их ревизии и последующей автоматизации; к своевременным встречам и звонкам за счёт планирования времени; к снижению нервозности за счёт разделения прав доступа и закрепления клиентов; к росту корпоративной информационной безопасности. Если внедрение будет неграмотным — готовьтесь к пустой оплате неработающего и раздражающего всех программного обеспечения.
Да, войти в мир внедрения CRM человеку без технических и внедренческих навыков — примерно как прыгнуть с борта лодки в середине Волги, не умея плавать. Но и правило работает то же самое: рассчитывай на себя и не бойся, не будет страха — научишься плавать, дрогнешь — утонешь. С той разницей, что в мире CRM можно рассчитывать на массу информации и руку помощи вендора. А это уже немало.
Автор: Axelus
Источник [10]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/328213
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habr.com/ru/company/regionsoft/blog/465027/
[2] ZEDLine Support: https://www.zedline.ru/
[3] RegionSoft CRM: http://regionsoft.ru/
[4] RegionSoft CRM Enterprise/Enterprise Plus: http://www.regionsoft.ru/loader.php?src=crm_redactions
[5] RegionSoft CRM Media: http://regionsoft.ru/loader.php?src=crm_me
[6] почитайте: https://habr.com/ru/company/regionsoft/blog/343632/
[7] наше расследование.: https://habr.com/ru/company/regionsoft/blog/336746/
[8] Качайте и распечатывайте схему: http://bit.ly/2Ju44Y1
[9] подробности о схеме: http://bit.ly/2CcZDMA
[10] Источник: https://habr.com/ru/post/465027/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=465027
Нажмите здесь для печати.