- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как много часов, месяцев и даже жизней было впустую потрачено на решение «неправильных» проблем?
Однажды одни люди начали жаловаться, что вынуждены невыносимо долго ждать лифт. Другие люди были обеспокоены этими кляузами и потратили много времени, сил и денег на то, чтобы улучшить работу лифтов и уменьшить время ожидания. Но первоначальная проблема была совсем в другом – «люди начали жаловаться».
Решением истинной проблемы стала установка больших зеркал в вестибюле того самого здания. Наблюдение за собственным отражением во время ожидания лифта оказалось довольно захватывающим мероприятием, а количество жалоб на медленную работу элеваторов резко снизилось.
В 2001 году американский разработчик Eric Steven Raymond дал этому феномену название «XY-проблема».
Проблема XY часто возникает между конечным пользователем и разработчиком, клиентом и подрядной организацией, да просто между человеком и человеком.
Если описывать простыми словами, проблема XY – это когда мы начинаем чинить/помогать не там, где поломалось, заходим не с того конца. Это приводит к потере времени и энергии, как со стороны людей, обращающихся за помощью, так и со стороны тех, кто оказывает помощь.
Зачастую XY-проблема возникает, когда люди зацикливаются на мелких деталях своей проблемы и на том, что они сами считают решением проблемы. В итоге они не могут отступить на шаг назад и объяснить проблему комплексно.
Итерация №1.
Здесь поможет опыт, сноровка и народные приметы, по которым можно вычислить, что на вас надвигается XY-проблема.
Обращайте внимание на то, что и как говорят люди. Как правило, речь о «неправильных» проблемах начинается с таких фраз:
Все эти фразы на самом деле задают вопрос к решению (Y), а не к проблеме (X). Вам нужно держать ушки на макушке и пристально следить за нитью разговора, чтобы определить, действительно ли проблема может быть решена с помощью Y. Скорее всего, вам придётся несколько раз пройтись по разговору туда и обратно, чтобы выяснить истинную проблему X.
Не жалейте времени, которое вы потратите на хождение по кругу, ведь в конечном счёте это может избавить вас от создания ненужной функции или даже продукта.
Как только я узнала про феномен XY-проблем, я поняла, что мы обложены ими с ног до головы, каждый день, в рабочих и личных ситуациях. Простое знание о существовании явления стало для меня лайфхаком, которым я теперь учусь пользоваться.
Например, недавно ко мне подошёл коллега, чтобы сказать плохую новость: он отказывается участвовать в совместном проекте, потому что есть более приоритетные задачи. Мы поговорили и выяснили, что на самом деле всё упиралось в проблему слишком коротких сроков, которые мы для себя обозначили. Мой коллега понял, что не укладывается (Х) и нашёл решение – выйти из проекта (Y). Хорошо, что мы поболтали. Теперь у нас и сроки новые, и никто никуда не уходит.
Автор: zverolyub
Источник [1]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/329738
Ссылки в тексте:
[1] Источник: https://habr.com/ru/post/467047/?utm_campaign=467047&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.