- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
После публикации первой статьи "Программист пытается продавать [1]" мне задали достаточно много вопросов, на большинство из которых я постараюсь сейчас ответить. Все ответы и пояснения к ним даны исходя из личного опыта общения с российскими инвесторами, применительно к IT стартапам. Сразу уточню, что это полностью моё субъективное видение ситуации, поэтому вполне допускаю, что кто-то не согласится с какими-то из постулатов.

К сожалению, по моему опыту, на все вопросы ниже ответ должен быть дан утвердительный. В противном случае, положительный исход поиска инвестиций крайне маловероятен. Пройдя по этим 10 вопросам Вы сможете значительно приблизиться к правильной «упаковке» проекта.

Наш опыт
В университете учат говорить профессионально, но зачастую не понятно для обывателя. Суть идеи для инвестора надо формулировать настолько понятно, чтобы даже бабушки поняли. Причем хорошо, если получится описывать не техническую сторону вопроса, а ценность для клиентов, либо бизнес-составляющую. Потому что только так Вы докажете инвестору, что Ваш проект понятен потребителю и имеет шансы на успех. До того, как мы приняли решение искать инвестиции, у нас были проекты чисто технические, реализуемые своими силами, и вот как там формулировались идеи: «программно-аппаратный комплекс, предназначенный для быстрой генерации распределенных систем по обработке, учету и анализу данных».
Наш опыт
Делаете ресторанный сервис? Возьмите другие сервисы для ресторанов. Если не удалось найти данные по выручке и объему рынка у систем, реализующих электронное меню, то обязательно найдутся данные по другим сервисам для ресторанов. Для инвестора фраза «У нас нет конкурентов» является отличным маркером некомпетентности соискателя.

Наш опыт
За время работы над проектами на заказ, как в качестве наемного сотрудника, так и в качестве руководителя своей организации, исполняющей заказ, я понял, что простейший прототип не только делается по времени быстрее кипы документов, но и работает гораздо лучше, о чем я упоминал в прошлой статье [1]. Мы создали функционирующий прототип менее чем за неделю, решив для себя массу возникавших вопросов и проблем. Это помогло нам лучше понять сервис и точнее прогнозировать развитие. Аналогичный подход мы использовали при создании полнофункционального мобильного приложения, что позволяет существенно снизить вероятность возникновения кардинальных изменений структуры приложения и его интерфейса в дальнейшем.
Наш опыт
ООО «ИнноТрио» было создано мной, совместно с девушкой, еще в 2010 году, еще во время обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Фирма постепенно развивалась на собственные средства и за счет разработки по контракту. Когда мы поняли, что сложилась идея бизнеса, который актуален и востребован, и который возможно быстро вывести на рынок только при наличии умного инвестора с опытом и финансами, то мы начали поиск. На мой взгляд, излишние деньги на раннем этапе могут сильно навредить стартапу, т.к. все кардинальные изменения происходят всегда в условиях ограниченных ресурсов и назревающего кризиса, когда надо стремиться к реальной окупаемости, а не к выполнению KPI для «проедания» следующего раунда. Однако умный инвестор с опытом сможет показать возможности, о которых Вы могли даже не догадываться, либо развеять ошибочные теории, на основе которых строились определенные прогнозы. Нельзя недооценивать и своевременную финансовую поддержку, т.к. если продолжать на собственные средства «пилить в гараже» реализацию востребованной на рынке идеи, то к тому моменту, когда Вы выпустите первый рабочий прототип, Ваши конкуренты уже будут иметь работающий бизнес, стремительно захватывающий рынок. Также часто говорят о взятии кредита, вместо получения инвестиций. Если Вы уверены, что ищите _только_ финансовый инструмент, без какой-либо синергии с инвестором, то да, безусловно, кредит можно поставить на один уровень с инвестором и выбирать по финансовой выгоде. Я убежден, что начинающим стартапам необходима поддержка опытных инвесторов, однако именно поддержка, а не априорное руководство, т.к. лучше основателя идею проекта не знает никто. Именно поэтому считаю, что выбор должен быть обоюдный и инвестору должно быть комфортно работать с командой, и команде с инвестором. Не стоит брать первые попавшиеся деньги в порыве эйфории.

Наш опыт
При разработке проекта «47 ресторанов» мы ориентировались на модель монетизации с абонентской платой подключенных ресторанов. При запуске тестовой эксплуатации стало понятно, что так пытаются работать многие игроки на рынке. При этом также стало очевидно, что такой подход значительно сокращает потенциальный рынок. Потребовались значительные корректировки, но это нормально, и уже было от чего отталкиваться в новых расчетах.

Наш опыт
Получение денег на развитие ускоряет разработку продукта, но увеличивает объем работы. За полгода мы познакомились с нюансами налогообложения IT компаний, работой с сотрудниками как ИП, составлением различных договоров своими силами, влезли в вопросы контекстной рекламы, раскрутки, выкладки приложений в google play и app store (Я даже не ожидал такого количества искусственных сложностей, в сравнении с google play, которые надо решить, прежде чем получится отправить приложение на рассмотрение). Вопрос поиска адекватных сотрудников, от разработчиков, до менеджера по продажам, также был нетривиальной задачей. Кстати, для IT очень хорошо показал себя хабровский hantim. И это не говоря о координации разработки, базового code review, разработки, выборе , администрирования, настройки и выкладки релизов. Это при том, что команда у нас собралась маленькая, но классная и люди очень грамотные, на которых можно положиться, чтобы не контролировать по пустякам. Спасибо, коллеги! В общем, как говорили в Бауманке преподаватели, сутки — это три рабочих дня.
Наш опыт
Мы встречались и с инвесторами, которые хотели получить контрольный пакет на первом этапе за пару сотен тысяч рублей. К сожалению, точные детали договора с Qiwi Venture я рассказать не могу, но на первом этапе доля, передаваемая инвестору, меньше, чем на последующих. При этом даже по итогам всех трех этапов остается возможность сохранить контрольный пакет компании в руках изначальных соучредителей, при выполнении ряда условий.
Наш опыт
При создании фирмы, в университетском бизнес-инкубаторе присоединился спустя полгода после начала проекта активный человек, учувствовавший всего несколько недель, который настаивал, что раз нас трое, то при регистрации юр. лица у всех должно быть 33.3% фирмы, несмотря на предыдущую работу. Тогда мы в первый раз столкнулись с понятием конфликт соучредителей, хорошо, что еще до принятия опрометчивых решений. Мне, как программисту с опытом ведения проектов, было понятно, чего ждать от разработчиков и как стоит налаживать комфортную для всех работу. С поиском менеджера по продажам было сложнее, но я с гордостью могу сказать, что у нас получилась прекрасная команда, когда люди заинтересованы в продукте и могут друг на друга положиться. Проблемы случаются, но все заинтересованы в их скорейшем устранении.

Наш опыт

Еще университет мне давал понять, что качественная презентация часто ценится выше, нежели сама работа; красочная реклама, нежели сам продукт; интерфейс, нежели скорость работы. Это немного ломает шаблоны технаря, но это надо понять и принять. Если executive summary получится сделать за несколько часов, при наличии расчетов, материалов и должной сноровке, то с презентацией надо работать. Их должно быть две. Одна для email, вроде коммерческого предложения, не требующая сопроводительных устных комментариев с Вашей стороны, а другая – для выступлений. Оттачивать надо обе, т.к. они должны привлекать внимание, оставаться информативными, но быть крайне компактными. Обычно мы с женой делаем основной каркас слайдов, а потом начинаем его ужимать, удаляя все лишнее и репетируя. Всегда нужен взгляд со стороны, т.к. даже самая стройная презентация рассыпается на том, что очевидно человеку, который её писал, но абсолютно непонятно тому, кто видит её впервые.
Наш опыт
Я никогда не искал целенаправленно конкретные фонды. Периодически общался с некоторыми представителями, читал статьи на различных ресурсах и узнавая информацию у коллег, тем более никогда не делал веерных рассылок. Правда, много раз мне говорили, что представители фондов получают письма, где даже email других фондов-получателей не скрыты. Их сразу отправляют в мусор. Также у многих из-за большого числа поступающих писем скапливаются сотни непрочитанных писем, не говоря уже о тех, на которые не давали ответа. Удачно сложилось так, что когда мы приняли решение искать инвестиции, мне попалась на глаза информация о Qiwi Venture и их стратегии и фокусировке. Сопоставив их приоритеты и наши, мы поняли, что они нам на первый взгляд подходят, поэтому всю заявку прорабатывали под конкретный фонд. Пообщавшись с представителем фонда, мы поняли, что наша фокусировка была правильной и без неё бы заявка не была рассмотрена. Подробнее о процессе я писал в первой статье [1] и напишу в следующей, которая будет уже о развитии проекта.
Давайте также разберем несколько заблуждений с которыми сталкиваются основатели.
При этом не стоит раскрывать и везде трубить о своем ноухау, которое должно быть у проекта. Инвесторам его раскрыть придется, но они не являются Вашими конкурентами, а заинтересованы в партнерстве, к тому же NDA никто не отменял. Показать основные преимущества для клиентов также потребуется, но не стоит этого делать публично раньше, чем проект будет устойчиво стоять на ногах, т.к. конкуренты действительно есть и анализируют друг-друга. Во всем надо знать меру, поэтому в предыдущей статье [1] я описывал не продукт, а историю зарождения с рядом очевидных моментов, но ничего не говорил о монетизации и других важных вопросах.

Опыт больших компаний
Кстати, здесь же кроется проблема для крупных компаний, которых часто обвиняют в медлительности по части обновления продуктов и вывода востребованных новых. Существует конвейер разработки, в который включены продуктовые аналитики, которые ставят бизнес-задачи, системные аналитики, которые формируют задачи для проектных групп и координируют взаимодействие. Группы разработки в крупных компаниях, как правило, занимаются поддержкой и развитием существующих продуктов, действуя поступательно, в соответствии с выбранной архитектурой, постепенно её меняя и основательно тестируя, чтобы убедиться, что все не упадет после релиза. Часто есть QA, куда попадает проект, готовящийся к релизу и товарищи, занимающиеся непосредственно размещением на серверах.
При старте нового продукта в условиях неопределенности требуется менеджер проекта, который будет формулировать бизнес-гипотезы, в соответствии с опытом от текущего продукта, преобразовывать их в задачи для разработки, координируя разработку на определенном уровне, чтобы оперативно решать проблемы и нести за все ответственность. Программисты также не должны быть просто исполнителями, а участниками проекта. Часто именно айтишники видят наиболее эффективные решения проблем, связанных с реализацией какой-либо задачи, т.к. именно они постоянно работают с проектом и досконально представляют себе его архитектуру. Разработчики также могут внести ряд очень интересных эффективных предложений, но координировать, приоритезировать и нести ответственность за принятые решения должен менеджер проекта, т.к. он, в частности, должен отвечать за выполнение показателей (KPI) и фокусировку усилий. Однако это требует иных подходов и опыта от всей команды, которого не получить при стандартном подходе к разработке, который применяют в крупных компаниях. Поэтому же я периодически вижу такие статьи [4]. Они появляются, на мой взгляд, когда менеджер оторван от разработки и не понимает процессов, а команда разработчиков не посвящается в бизнес задачи, а ставится перед фактом, в том числе сжатых до минимума сроков.
Спасибо за внимание всем, кто осилил. Буду рад ответить на ваши вопросы!
В следующей статье я подробно опишу уже непосредственно разработку проекта, его функционал и многое другое, что происходило с апреля 2013 года.
Автор: GEG
Источник [5]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/52638
Ссылки в тексте:
[1] Программист пытается продавать: http://habrahabr.ru/company/innotrio/blog/204864/
[2] хостинга: https://www.reg.ru/?rlink=reflink-717
[3] habrahabr: http://habrahabr.ru/post/136934/
[4] такие статьи: http://habrahabr.ru/post/208170/
[5] Источник: http://habrahabr.ru/post/208760/
Нажмите здесь для печати.