- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Продолжение статьи [1].
В данной статье я рассматриваю понятие функционального объекта и объясняю как можно трактовать модели функциональных объектов. Для торопящихся советую заглянуть сразу в конец статьи — в главу «Эксперименты и сотрудники», где дана готовая интерпретация модели, исходя из описанных здесь постулатов.
Когда мы описываем предметную область, мы думаем, что пытаемся ПОЗНАТЬ ее, а на самом деле занимаемся ПОНИМАНИЕМ предметной области и описанием своего понимания. Разницу между знанием и пониманием стоит подчеркнуть. Дело в том, что те модели, которые мы строим, являются субъективными, и потому являются отражением нашего понимания предмета, но не знания о предмете. Причина, по которой знание недостижимо, – это противоречивость того способа, который мы выбрали в качестве инструмента познания – расчленение объекта на части (анализ) и сборка их вместе (синтез) Моделирование объекта как целого и как композиции [2]. Поэтому можно сказать, что мы нацелены прежде всего на понимание, но не на познание. Вопросами понимания занимается герменевтика [3]. Понимание у каждого свое. Нет смысла спорить о том, у кого оно лучше или хуже. Можно спорить лишь о том, какое понимание способно объяснить более широкий круг практических задач, или является непротиворечивым в рамках определенных аксиом. Требовать от понимания большего нельзя. Например, я могу утверждать, что та модель, которую я предлагаю к рассмотрению, более полно описывает наше представление о реальности, чем модель, построенная на принципах реляционных данных. Но не могу сказать, что предлагаемая мной модель верно описывает наше представление о мире. Те же, кто не видят разницы между пониманием и знанием, часто претендуют в своих спорах на знание истины. Если рассуждать логически, и предположить, что истина постижима, то результатом ее постижения стало бы невозможность выразить ее словами.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь…
Автор: Ф. И. Тютчев
Поэтому я утверждаю, что мои соображения не более чем попытка описать мое понимание того, как мы строим модели сущего, и это понимание субъективно. Это я еще раз подчеркиваю.
Мы привыкли к тому, что мир состоит из объектов, но
Чтобы описать результаты нашего восприятия, математикам понадобилось создать теорию множеств, физикам — объединить пространство и время в одно общее пространство, а философам — понять, как мы делим это пространство-время на части. Так получилась следующая картина:
В полученной картине надо научиться как-то выстраивать структуры. Я не смогу рассказать про все конструкции, которые были созданы на сегодняшний день, потому что их достаточно много. В этой статье я расскажу только про одну — класс функциональных объектов. В следующей статье я расскажу про информационные объекты. Множество подобных конструкций и пояснения к ним можно найти в книгах: Matthew West [5] “Developing High Quality Data Models” [5] Chris Partridge Business Objects: Re-Engineering for Re-Use [6], стандарте ГОСТ Р ИСО 15926-2-2010 [7], а также на сайте [8]. В этой статье лишь продемонстрирую как строятся рассуждения на примере функциональных объектов.
Пример функционального объекта — должность. Как и другие функциональные объекты, должность наполнена разными атомами, которые принадлежат Марии Ивановне, Сергею Петровичу, и, не дай бог, Геннадию Николаевичу. Функциональный объект должность меняет атомы всякий раз, когда происходит смена руководителя. Прерывается ли он на время сна руководителя? Нет, потому что функциональный объект — это объект в головах людей, которые проектировали производственную систему. И у них в мыслях не было, что объект пропадает на время сна его исполнителя. Таким образом, одни объекты реальности могут пересекаться с другими объектами реальности. Такие пересечения, или общие части объектов называются пространственно-временные части.
(Замечу, что любое пересечение — есть пространственно временная часть, но не любая пространственно-временная часть есть пересечение).
Это значит, что некая часть Марии Ивановны совпадает с некоторой частью Управляющего филиалом. Для этого мы поделили Марию Ивановну не на пространственные части, а на временные. А, если Мария Ивановна, помимо этого, работает еще и программистом, то теоретически она может одновременно исполнять роль заведующего филиалом и программиста. Это значит, что есть такая часть управляющего филиалом, которая одновременно есть программист и которая одновременно есть Мария Ивановна. Ничего сложного, но над этим стоит поразмыслить.
Еще пример: пусть есть запорный механизм, который одновременно работает как предохранительный клапан. Тогда у нас есть физический объект — прибор, произведенный на заводе, клапан и запорный механизм. При этом сроки жизни этих трех объектов могут не совпадать. Но в какой-то период времени у всех этих трех предметов есть общие атомы.
Одни и те же атомы в нашей модели мира одновременно могут исполнять разные функции, то есть быть частями разных функциональных объектов. Такое множество представлений Анатолий Левенчук [9] назвал в одном из своих докладов [10] так: ИНЬ ЯНЬ и ХРЕНЬ, В этом докладе автор в том числе дал ответ на вопрос, для чего понадобилось аналитикам столь глубоко копать? Вот такие сложные структуры мы создаем в нашем сознании, и нам надо научиться их моделировать. На что это похоже? это похоже на касающиеся плоскости. Если есть разные поверхности, которые касаются в определенных местах, то эти места будут общими для этих поверхностей.
Первый шаг на пути к такого рода моделированию сделал стандарт ИСО 15926. Рекомендую познакомиться с ним. Тезисы, приведенные в нем – очень интересны и полезны.
Далее, прежде чем перейти к моделированию экспериментов и сотрудников. я отвечу на вопрос, оставленный мной на самостоятельное исследование в прошлой статье:
Приведу ответы на вопросы, которые я задал читателям в предыдущей публикации [1]: Что моделирует приведенная мной таблица?
Дадим две трактовки:
Попробуем применить построенную парадигму к моделированию экспериментов и сотрудников, которое я начал в предыдущей публикации [1]. У нас есть эксперименты. Что такое эксперимент? Эксперимент – это некий 4-Д объект, который должен ответить на поставленный наблюдателем вопрос. Тот, кто создал эксперимент, задает вопрос, а эксперимент должен на него ответить. Функция эксперимента ответить на вопрос.
Границы объекта под названием эксперимент произвольны и зависят от соглашений между участниками эксперимента. Например, пусть сотрудник поставил для эксперимента только свои волосы. Считать ли этого сотрудника целиком участвующим в эксперименте, или считать, что в эксперименте участвуют только его волосы? Ответ зависит только от принятой всеми договоренности. Если целиком — то эксперимент включает в себя сотрудника, если только волосы, то только волосы.
Эксперимент, как и любой другой объект, можно поделить на части: пространственные и временные бесконечным количеством способов. Так мы поступали раньше с лопатой и с управляющим филиала. Но теперь для нас будет важно следующее деление: мы выделяем те части эксперимента, атомы которых принадлежат мыслящим существам. А также все остальные части, которые в данном контексте нас не интересуют. Сотрудник – это человек. Набор тех частей 4-Д пространства-времени, которые принадлежат и сотруднику и эксперименту – есть участие данного сотрудника в эксперименте. Таким образом, у нас есть класс объектов, которые есть 4-Д объекты, состоящие из атомов, принадлежащих и эксперименту и человеку. То есть участие сотрудника в эксперименте – это класс объектов. Каждый такой объект – это 4-Д часть сотрудника и 4-Д часть эксперимента, представленная одними и теми же атомами.
Неожиданно, но связь между сотрудником и экспериментом превратилась в набор объектов. Объектов довольно непривычных. Как можно назвать объектом меня с 8-00 по 16-00? Но мы всегда выделяем объекты именно так. Например, мы легко представляем деление объекта на пространственные части. Что нам мешает поступить точно также с временными частями? Ничего. Поэтому есть не только пространственные части меня, но и временные.
Итак еще раз. У нас есть эксперимент, есть класс объектов, которые есть пространственно-временные части эксперимента. Есть человек и есть его пространственно-временные части. Классы имеют пересечение. Пересечение этих классов – и есть класс общих частей, которые значат на нашем языке: сотрудник участвует в эксперименте. Графический язык моделирования этих отношений описан в стандарте ИСО 15926-2.
Теперь мы можем дать следующую трактовку таблице связей между сотрудником и экспериментом, которую я нарисовал в прошлой статье.
Связь между сотрудником и экспериментом обозначает общие части, которые есть у сотрудника и эксперимента. Зная это, мы можем добавить новые параметры в таблицу связей, чтобы конкретизировать степень участия сотрудника и детальнее описать место сотрудника в эксперименте. Для этого в таблице связей можно добавить два поля: часть сотрудника и часть эксперимента. Это позволит указать, что в эксперименте участвует не сотрудник, а его часть в виде волос. Параметры дата начала и дата конца участия сотрудника в эксперименте завершат нарисованную картину, подчеркивая тот факт, что части, которые мы рассматриваем, имеют пространственно-временную природу.
Для тех, кто дочитал до конца, предлагаю подумать над задачей: что есть должность? Описать должность в терминах пространственно-временных частей.
В следующей статье я расскажу про природу информационных объектов. (Продолжение следует).
Автор: maxstroy
Источник [11]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/upravlenie-proektami/76996
Ссылки в тексте:
[1] статьи: http://habrahabr.ru/post/245241/
[2] Моделирование объекта как целого и как композиции: http://habrahabr.ru/post/244319/
[3] герменевтика: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3/
[4] мышление: http://www.braintools.ru
[5] Matthew West: https://sites.google.com/site/drmatthewwest/
[6] Business Objects: Re-Engineering for Re-Use : http://www.brunel.ac.uk/~cssrcsp/BusObj.pdf
[7] ГОСТ Р ИСО 15926-2-2010 : http://www.g-ost.ru/52414.htmlИСО 15926
[8] сайте : http://www.15926.info/
[9] Анатолий Левенчук: http://rusnano.fizteh.ru/teachers/ai_levenchuk.html/
[10] докладов: http://vimeo.com/114110004
[11] Источник: http://habrahabr.ru/post/245267/
Нажмите здесь для печати.