- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Внимание! Это не автор поста!
Статья не про электротранспорт. Электровелосипеды живут где-то в соседних темах.
Коллега RicoScrewdriver [1] опубликовал неплохую статью про поездки на работу на велосипеде. Я же беру на себя смелость написать аналогичный опус, но с точки зрения увлеченного катальца, который рассматривает велосипед не только как транспорт. Скажем так, это мнение любителя с упоротостью выше среднего.
Все начиналось прозаично. Однажды, теплым мартовским днем 2016 года, где-то между извилин подогретого первыми солнечными лучами
Велосипедов много не бывает. Это вы поймете если появится увлечение. Так как здесь мы рассматриваем больше вариант катания на работу, то можно не обращать внимания на специфические их виды, оставив, IMHO, такие варианты:
А тут много мнений, давайте разбираться. В принципе, чем легче велосипед, тем лучше, но существует некий предел, за которым возрастание цены за такой аппарат становится очень большим, а снижение массы очень маленьким. Также многие компоненты сверхлегкого (и сверхдорогого) класса имеют ограничение на максимальный вес ездока (обычно около 70-80 килограмм). Наиболее важна масса колес. Ведь колеса — это маховик, который вам надо будет раскручивать при каждом ускорении, а эти ускорения у вас будут постоянно. И чем легче этот маховик, тем приятнее вам. Вес рамы и других компонентов не так важен, но, согласитесь, довольно глупо иметь хорошие и легкие колеса и «чугунную», тяжелую раму. Все должно быть оптимально и сбалансировано. Лично для себя считаю оптимальными массу MTB менее 12 кг и массу шоссейника менее 9 кг. Но, повторюсь, не стоит гнаться за минимумом, особенно в начале своего велопути. Важно понимать, что движется не велосипед сам по-себе. Движется система из велосипедиста и велосипеда. Их массы сложены, и чем она больше, тем меньше влияния оказывает масса самого велосипеда. Неправы будут и те, кто считает что велосипед в 20 кг не сильно отличается от 12 кг. У меня есть MTB и шоссейник, так вот, когда я пересаживаюсь между ними, то ощущаю огромную разницу в динамичности и легкости, конечно, не в пользу первого. А разница эта всего около 6 кг, поэтому резюме: не пренебрегайте массой велосипеда, более легкий вариант подарит вам больше удовольствия и комфорта, но и не возводите ее в культ, помните, что самое важное — это масса колес, остальное менее ценно.
Наиболее распространены алюминиевые сплавы и карбон. Если средства позволяют, то лучше карбон, но и нормальная алюминиевая рама для новичков будет вполне себе выбором, гнаться из последних сил за карбоном не стоит, но если есть возможность, то за него лучше доплатить.
Любой велосипедный бренд. Кроме одного — т. н. «Ашанбайки». Это имитаторы велосипедов, продающиеся в больших сетевых магазинах. От настоящих велосипедов отличаются убойной массой, низкой надежностью (а значит и плохой безопасностью) и малым ресурсом всех компонентов. Не надо. Конечно, обладание известными (и не очень) топовыми брендами греет душу, они красивы, надежны, имеют интересные и полезные технические решения, но их стоит брать если вы финансово не стеснены и точно знаете, что вам нужно. Вполне подойдут и производители среднего эшелона. Боюсь, что перечисление производителей выйдет за рамки правил сообщества.
Во времена рассвета 3й системы (трех звезд спереди) количество скоростей в велосипеде могло достигать 33. Много, да не совсем так. Реально из этого количества используется (обычно) не более трети. Что нам важно? Важно передаточное соотношение в трансмиссии. И в варианте с 33 скоростями было много «дублирующих», практически одинаковых передаточных соотношений, которые почти не использовались. Во многоскоростной трансмиссии велосипеда при обычном катании не рекомендуется сильно перекашивать цепь (например ставить ее на переднюю и заднюю самые большие звезды) — это ведет к повышенному износу всех элементов трансмиссии. Таким образом убывает еще несколько скоростей из нашего набора. В итоге получается что из 33 возможных вариантов установки цепи можно использовать 8-12 разумных. На настоящий момент 3 звезды спереди в новых велосипедах я не видел, на MTB даже существует тенденция к переходу на одну ведущую переднюю звезду, что позволяет избавиться от переднего переключателя, а на шоссейном велосипеде пока оптимально 2 ведущих звезды. Также в топовых наборах трансмиссии все чаще можно увидеть 12 скоростные варианты (имеется ввиду количество звезд сзади). Для MTB это позволяет увеличить диапазон передаточных соотношений, а для шоссеров уменьшить ступеньки при переходе между звездами (иногда случается что на текущей передаче слишком высокий каденс (частота педалирования), а на следующей, хоть он и ниже, но тяжеловато крутить).
Изначально я не планировал писать про выбор велосипеда, но, видя повальное катание народа на MTB, не смог удержаться. Исторически сложилось что после падения железного занавеса на территории экс-СССР первыми появился именно этот тип велосипедов, став, апостериори, «значением по-умолчанию» при выборе новичков. Хотя, в большинстве случаев, не являясь оптимальным. Обратите свое внимание на другие виды. И, особенно, на шоссейные.
И у меня нет. В этом случае выручает умывание над раковиной и обтирание мокрым полотенцем. Никаких проблем. Если в вашем городе есть велопрокат (или вам одолжит велосипед знакомый), то можете предварительно устроить себе тестовый период.
Настоятельно рекомендую специализированную велоформу. При этом шорты использовать с т. н. «памперсом» — специализированной вшитой в область промежности вкладкой. Ее основное предназначение заключается в отводе влаги от контакта с кожей, что предотвратит появление разных неприятностей в виде натирания. Бонусом идет легкая амортизация задницы. Спецодежда очень удобна, к ней быстро привыкаешь, и обратно возвращаться уже нет никакого желания. Однажды я поехал домой в джинсах. Это были страдания — очень неудобно после нормальной велоформы. И очень нужны перчатки. Лучше с полноценными, не обрезанными пальцами. Сколько раз я был благодарен своим за спасение от приличных ссадин! Если ваши руки потеют в таких, то существуют хорошо вентилируемые, но, тем не менее, полноразмерные модели. Велошорты же рекомендую с лямками — это удобнее (ничего не сползает).
На одном из перекрестков, ожидая светофор, водитель авто спросил меня про шлем. Мол зачем он мне. Я снял и показал царапины на нем от небольших падений, этого объяснения ему хватило. Про большие скорости говорить не будем, там все понятно, войны часто идут про низкие, до 20 км/ч. «Я успею выставить руки». Успеешь. Выставишь. А однажды, гарантированно, не успеешь. Я падал на разных скоростях, шлем нужен. Кстати, его положено менять после инцидентов, даже если нет видимых повреждений, но мало кто так делает.
Первым делом, после первых километров на велосипеде, многие идут в магазин за широким, пухлым и мягким седлом. Не надо так делать. Анатомия человека устроена так, что наш скелет опирается при сидении на седалищные кости. Широкие и мягкие седла лишь обманчиво удобны. На них вы сидите не на седалищных костях, а на мягких тканях, получая в них нежелательные процессы, не приводящие ни к чему хорошему.
Нужно выяснить расстояние между этими костями, для чего существуют разные способы, многие из которых отлично показаны на ютьюбе. К полученному значению надо добавить около 20 мм и выбирать седло с примерно аналогичной шириной. Оно должно быть достаточно жесткое, но не «деревянное». И первую неделю, скорее всего, вы будете к нему привыкать, вам, возможно, будет довольно больно. Но вы берите и садитесь, вскоре все наладится и будет замечательно. Я так начинал 3 сезона подряд, а потом проехал на одной из популярных моделей, и влюбился в нее. Купил, но еще полноценно не катал. Рекомендую попробовать седла с вырезом, лично мне понравилось.
Очень важна правильная настройка велосипеда под себя. В сети достаточно много материалов, я очень рекомендую ознакомиться с ними.
Мне кажется, что невозможно быть в велосообществе, и не услышать слово Strava. Я не стал исключением, я его слышал. Но первые 700 километров моей современной веложизни обходились как-то без нее. Но любопытство пересилило. Оказывается, это целый мир, где ты можешь встретить единомышленников, сокатальцев, узнать, кто же это такой резвый со свистом обогнал тебя сегодня вечером, пока ты думал что быстрее тебя нужно поискать! И, иногда, встретить свою судьбу, да, девушки тоже пользуются этой соцсетью.
И не только велосипедистки, еще бегуньи и любительницы других видов спорта. Но больше всего меня привлекла возможность заочных соревнований. Strava позволяет записывать каждую вашу поездку, причем не только GPS трек, но и скорость, а также другие параметры, в зависимости от установленных на велосипед датчиков. И делиться ими. Также любой может выделить участок пути, сделать его публичным (или закрытым — только для себя), и устроить заочные соревнования. Любой, проехавший по этому участку, будет заноситься в таблицу согласно достигнутой средней скорости. Довольно мотивирующая и интересная штука. Так я познакомился с несколькими хорошими людьми, сделал свои поездки интереснее!
Первым моим апгрейдом была замена шин. Изначально на моем MTB стояла обычная резина с развитым протектором. Такая хороша для нестабильных грунтов, но таковых на моем пути становилось все меньше. И я поставил т. н. «полуслики». Эта резина не имеет грунтозацепов (резиновых шипов) в основной площади пятна контакта, но имеет их по бокам, что позволяет увеличить легкость и скорость хода на жестком покрытии, при этом оставляя возможность навестить и грунтовую тропинку умеренной «бездорожности». Это было для меня прямо откровением! Это одно из лучших моих приобретений.
Далее я уже плотно сидел в страве и заменил велокомпьютер. Новое приобретение позволило мне не использовать смартфон для записи своих покатушек, а также получить возможность подключения различных датчиков, так как самое интересное в велоспорте — смотреть на циферки.
Датчик скорости (на основе считывания об/мин с колеса) и каденса (частота кручения педалей) дополнили картину. Скорость, конечно, была не в новинку, а вот каденс учил меня правильному педалированию (для поддержания здоровья коленных суставов желательно вращать педали со скоростью не менее 70 оборотов в минуту).
Где-то в тот же момент я перешел на контактные педали. Это когда на специальную велообувь прикручивается т. н. шип, позволяющий жестко пристегнуть ногу к педали. Поворотом ноги пяткой наружу можно отстегнуться. С тех пор я не катал больше на классических педалях, так как плюсов слишком много, а минусов мало. Это и повышенная эффективность педалирования (появляется возможность не только давить на педаль, но и тянуть ее на обратном ходе) и фиксация стопы на педали, а ведь сколько раз у меня срывалась нога с обычных топталок! Да, в контактной обуви перед остановкой надо выстегнуться, по началу падения бывают (обычно на нулевой скорости), но очень быстро появляется условный рефлекс. А иногда ты выстегиваешь одну ногу, а падать начинаешь в сторону другой — это тоже забавно. Но эти минусы слишком ничтожны чтобы отбрасывать контактные педали со счета.
Следующий апгрейд самый дорогой, возможно неразумный для уровня MTB которым я владею, но я с детства питаю слабость к различным сервоприводам. Вобщем была установлена система переключения передач с электроприводом. Это когда между селектором передач на руле и самим переключателем идут не тросики, а провода. И переключение происходит при помощи электрического сервопривода. И да, теперь мне приходится иногда (примерно раз в 1000-1500 км) заряжать аккумулятор этой системы в велосипеде. Но я очень доволен ее работой! Очень! Все быстро, четко, с возможностью автоматического переключения переднего переключателя в зависимости от положения заднего.
Следующим на очереди оказался датчик пульса. Нагрудный на ремне, так как они стабильны и не врут. Так я учился понимать свой организм, видеть реакции на нагрузки, и их планировать. Если знаешь свой максимальный пульс, с которым ты можешь проехать 10 минут (либо другой интервал времени), то можно распланировать рывок так, чтобы не выдохнуться раньше времени.
На этом апгрейды кончились, но в мою голову проникла навязчивая идея шоссейного велосипеда. Я покупал его частями 1,5 года по веломагазинам Европы. На тот момент я четко знал что хочу, и эти хотелки в своей сумме не давали мне шанса купить готовый вариант.
Потом я осознал резкую необходимость для себя в измерителе мощности. Знание пульса дает возможность ехать долго, но быстро, с измерителем мощности ситуация похожа. Измеритель дает понимание твоего прогресса. В лоб сравнивать два заезда некорректно. Слишком много внешних факторов которые влияют на итоговую скорость (сила и направление ветра, температура воздуха, микрорельеф). Как понять что ты прогрессируешь (ну или регрессируешь)? Тут нам и поможет измеритель мощности, который дает цифру (усредненную за несколько последних секунд) в Вт, которую велосипедист выдает своими ногами. И если твоя средняя мощность постепенно возрастает — прогресс есть. Вобщем полезная, хоть и достаточно дорогая игрушка, но я же уже упоминал, что главное это циферки?
Есть два но:
Но помните, что бы вы не делали, вас настигнет фраза «It never gets easier, you just go faster!»
Еда не имеет особого значения при ваших покатушках на небольшие расстояния, но возрастает ее роль, стоит отъехать от дома подальше. Расписывать этапы метаболизма не буду, скажу лишь что нужна глюкоза. Определенные ее запасы (в виде гликогена) имеются в самих мышцах и используются для быстрого получения энергии. Далее к процессу подключается печень, ну и по окончании гликогена и в этом хранилище в дело вступают запасы жира. Беда в том что последний процесс не быстрый и есть шансы не успеть получить топливо в нужном количестве. А это называется гипогликемия (в простонародье Бонк). Я имел удовольствие попасть в такую ситуацию, благо до дома оставалось немного. Ощущения бренности бытия, ненависти ко всему, абсолютная вялость любого движения, вероятность туннельного зрения и затуманивания сознания — вот эти вот все приятные вещи прилагаются. Надо срочно съесть сладкого, поэтому берите быстрые углеводы в дальний путь. Хорошо идут шоколадные батончики, бананы, орехи и т. п.
А вода нужна! Я при поездках на работу (расстояние около 23-24 км) не беру, но вот дальше обязательно. В движении, да на солнце, человек испаряет с себя уйму влаги, а она ой как нужна всему организму, в том числе коленным суставам, в которых начинает терять свойства «смазочная» жидкость, что очень и очень плохо в перспективе. Хорошо помню свою поездку Королёв — Углич — Рыбинск (308 км). Вода кончилась за 60 км до Углича и я страдал. Но выпросил у местных литр, на котором и доехал до города. Но это сказалось на организме, и от Углича до Рыбинска было очень не очень! Вобщем без воды плохо!
На новый сезон купил себе инструментальную бутылку во флягодержатель. В ней запасная камера, мининасос и монтажки. Ну и неплохо взять специальный велосипедный мультитул. В моем шоссейнике не быстросъемные оси, поэтому без шестигранника колесо не снять. В принципе считаю это необходимым минимумом. В прошлом году ездил без этого набора, что дало мне возможность прогуляться вдоль всей Бумажной просеки до МКАД. И все бы ничего, но моя шоссейная резина была повреждена, так как жесткие борта ободов прилично потерли торцы покрышки, пока я катил велосипед со спущенным задним. Зело неприятно, резина не копеечная.
Бывало разное:
Велосипед — это прекрасно. Несмотря на пачку сложностей, — это очень здорово не зависеть от пробок и расписания. Это прекрасная возможность получить порцию движения в наше сидячее время, найти новых знакомых, новые впечатления. Всем спасибо!
Автор: makon
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/velosiped/312460
Ссылки в тексте:
[1] RicoScrewdriver: https://habr.com/ru/users/ricoscrewdriver/
[2] мозга: http://www.braintools.ru
[3] Источник: https://habr.com/ru/post/444956/?utm_campaign=444956
Нажмите здесь для печати.