- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Приветствую, уважаемое читатели.
Вдохновленный статьями за авторством chomper [1]
«История еще одного электровелосипеда своими руками» [2]
и «История еще одного электровелосипеда своими руками v2.0» [3], решил создать что-то свое.
Что получилось, так сказать, «по мотивам» а также много фото и текста — под катом.
Адептам мотор-колес скажу сразу — не хочу гирю весом 7кг ни на переднем колесе, ни на заднем. Работаю на третьем этаже и таскать по лестнице эту прелесть — нет уж, увольте.
Из первоисточников была взята концепция и переосмыслена под свои нужды.
Мотивы постройки частично тривиальны — хочется ездить на работу на велосипеде, но одна горка убивает напрочь все порывы, а частично нет — хотелось своими рукам пощупать «электробайк».
За основу был взят беспородный велосипед, купленный много лет назад у коробейников «б.у. из Европы ».
— Передняя звездочка б.у. на 50 зубьев, не знаю от какой системы, выбиралась из того что было.
— Перекидка, б.у. для использования в качестве натяжителя цепи.
— Левая чашка каретки с зажимным кольцом (Контрогайка ?)
— И естественно цепь.
— Крепеж в ассортименте.
Старая задняя втулка у меня была.
От крепления за спицы звездочки передающей усилие на колесо было решено отказаться сразу.
Использовал штатное крепление под дисковый тормоз вместе с диском. Звездочка крепится болтами к диску.
Приношу извинения за пыльный велосипед.
Предвосхищу вопросы по поводу 2-х винтов между 6-ю крепления диска — это винты, фиксирующие резьбу крепления диска от раскручивания. Согласен, решение спорное, но оно пока работает.
Да, в природе есть задние втулки где крепление диска это единое целое со втулкой и тогда не пришлось бы применять «спички и желуди». Но по определённым обстоятельствам пришлось сделать так.
Крепится на чашке от каретки, законтрогаен родным кольцом от чашки.
Установлена в П — образном отрезке профтрубы.
Зафиксировано от проворачивания на валу штифтом, без него втулка сама себя «зажимала» конусами.
В зубчатом колесе профрезерована канавка, в валу просверлено отверстие и вставлен штифт, который ложится в канавку в колесе.
Зафиксировано на валу двигателя 2-мя гужонами.
Крепится штатной крестовиной за L образную конструкцию найденную в закромах.
Закреплен на боковушке от багажника.
Все смонтировано на структурированной пластине из жесткого алюминия, которая в свою очередь закреплена на боковушках от багажника.
Для чего тут талреп.
Этот «костыль» появился в процессе доводки конструкции. У двигателя хватает момента, чтобы деформировалась несущая пластина, при этом ослабевает натяжение ремня, и он проскакивает. Решили проблему «в лоб» теперь все нормально.
В сервотестере был удален переменный резистор и вместо него подключен датчик холла из ручки газа.
Также установлен резистор подпора 1ком в цепь кнопки, так как без него наблюдалось переключение режимов, видимо из-за наводок.
На данный момент схема выглядит так.
Чтобы не тянуть силовые провода через весь велосипед, у ваттметра вынесен шунт по методике с этого сайта [4].
Также разнесен "+" питания и "+" измерительный, в перспективе поставлю изолированный конвертер 5В в 9В (водятся в сетевухах с BNC) так как в текущей схеме всё равно наблюдается некоторое занижение показаний по току.
Батарея эксплуатируется без BMS, для предотвращения переразряда использовал battery monitor настроенный на 3.3 В. По достижении установленного либо меньшего напряжения на любой банке начитает очень громко пищать.
Заряжаю клоном IMAX B6 в режиме Li-Io с балансировкой. Почему не Li-Po? Потому что заряд до 4.1 вольта вместо 4.2 теоретически должен увеличить ресурс батареи.
Общая редукция — малое зубчатое колесо 15/ большое зубчатое колесо 72 * фривилл 15/ большая звезда 50 = 0,0625
Максимальные обороты двигателя при номинальном напряжении батареи 22.2*200=4440
После редукции 4440*0,0625=277,5 об/мин на колесо.
При диаметре колеса 650мм(под нагрузкой седока пусть будет 640) теоретическая скорость получается 33,477 км/ч
На практике по прямой и на незначительных уклонах зафиксирована скорость 33.3, что близко к теории.
По энергопотреблению — пиковое потребление ( по показаниям ваттметра, а они могут быть слегка «в попугаях») 1200ватт
Среднее потребление при быстром движении в гору с небольшим уклоном 600-800 ватт. По прямой 100-300 ватт.
Попытался снять видео.
С учетом дороги и съемки «с руки» видео получилось так-себе, но кое-что рассмотреть можно. Для общего впечатления есть нарезанные кадры — начало горки [5], приблизительно 8-я секунда [6] видео и 27-я [7], когда было максимальное потребление по току. Подъем на горку, уклон не знаю, для желающих подробностей маршрут [8] с гуглокарт.
Еще одно видео, движение по прямой в конце небольшое ускорение(чтобы успеть на зеленый), маршрут [9].
В общем и целом концепция вполне жизнеспособна, впечатления от системы положительные. С задачей полностью справляется. Из-за бессенсорного (sensorless) двигателя с места естественно не тянет, сначала разгоняем до 10-15 км/ч ногами, потом плавно даем «газ». Если на подъемах помогать электроприводу ногами «не напрягаясь» и поддерживая скорость около 20 км/ч то получается весьма экономично.
В планах нарастить емкость батареи, установить кожух на привод, навести порядок в электрической части.
Хочу сказать большое спасибо моему куму Андрею, без которого мои безумные идеи никогда бы не были воплощены в металле.
Автор: vvmk
Источник [10]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/velosiped/64984
Ссылки в тексте:
[1] chomper: http://habrahabr.ru/users/chomper/
[2] «История еще одного электровелосипеда своими руками»: http://habrahabr.ru/post/142598/
[3] «История еще одного электровелосипеда своими руками v2.0»: http://habrahabr.ru/post/182298/
[4] с этого сайта: http://electrotransport.ru/ussr/index.php/topic,6740.msg95744.html#msg95744
[5] начало горки: http://habrastorage.org/files/34f/cac/128/34fcac12810c4a9ca7a53af61f94ebdb.jpg
[6] 8-я секунда: http://habrastorage.org/files/c47/56f/1d1/c4756f1d12a04e2fa01ce3827083ee65.jpg
[7] 27-я: http://habrastorage.org/files/ffd/6c5/a1c/ffd6c5a1ce3046c9b2c962eaf65cbaf3.jpg
[8] маршрут: https://www.google.com.ua/maps/dir/46.9666115,32.0535048/46.9601857,32.0456029/@46.9622681,32.0492343,1071m/data=!3m1!1e3!4m4!4m3!1m0!1m0!3e0?hl=ru
[9] маршрут: https://www.google.com.ua/maps/dir/46.9642086,32.0320989/46.9646841,32.0292088/@46.9644684,32.0294406,376m/data=!3m2!1e3!4b1!4m4!4m3!1m0!1m0!3e0?hl=ru
[10] Источник: http://habrahabr.ru/post/229885/
Нажмите здесь для печати.