- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Привет! На связи РосКомСвобода! Хотим поделиться с вами хорошими новостями. Мы выпустили [1] исследование «Рейтинг соблюдения цифровых прав популярными веб-сервисами Рунета — 2020». И Habr (как это уже понятно из заголовка) занял первое место в этом рейтинге, опередив такие компании, как Яндекс, ВКонтакте, HeadHunter и других.
Рассказываем, что мы исследовали [3], на основе каких данных и как Habr выбился в лидеры.
Мы ее немного модернизировали, учли российские реалии и получили 4 категории параметров, в которые были сгруппированы волнующие нас вопросы:
В исследовании была проанализирована деятельность 11 крупнейших компаний: ВКонтакте (VK), Сбербанк, Яндекс, Mail.Ru, Одноклассники, Rambler, Ozon, Avito, Head Hunter (hh.ru), Wildberries, Habr.
Сам процесс состоял из следующих этапов:
По итогам ответа на каждый вопрос компании присваивался один из результатов:
После определения результата по каждому из вопросов каждого индикатора был произведен общий скоринг.
Более подробно с методологией исследования можно ознакомиться здесь [5].
Рассмотрим теперь каждую категорию по отдельности.
Здесь эксперты РосКомСвободы учитывали приверженность компании к соблюдению прав человека на приватность и свободу информации, открытость компаний во взаимодействии со СМИ и госорганами, наличие информации о процедуре ответов на запросы государственных органов о предоставлении информации о пользователе и др. С полным списком вопросов вы можете ознакомиться в методологии.
Сразу отметим, что в исследовании были использованы исключительно общедоступные документы, к которым может обратиться абсолютно любой пользователь сети. Если какая-либо информация, имеющаяся у компаний, не была учтена в этом исследовании, значит не мы её не нашли, а вы её хорошо спрятали :)
Всего в транспарентности было рассмотрено 9 вопросов, за каждый из которых компании могли получить максимум 1 балл, то есть всего 9 баллов или 100%.
По трем компаниям (Avito, HeadHunter и Wildberries) экспертам не удалось найти никакой информации, что свидетельствует об их максимальной закрытости. Они получили 0 в этой категории.
Яндекс, Рамблер, Mail и Ozon набрали по 0,5 баллов и их уровень транспарентности был оценен в 5,56%.
Приятно удивил Вконтакте, который наряду с Habr оспаривает неправомерные запросы государственных органов.
Из всех исследуемых компаний только Habr отличился публикацией отчета о транспарентности [6].
Также Habr стал единственной компанией, раскрывающей количество запросов от правоохранительных органов, несмотря на то, что такие запросы регулярно поступают ко всем исследуемым компаниям.
Здесь были рассмотрены вопросы о доступности пользовательского соглашения и легкости изложения информации в нем, а также наличие у веб-сервиса службы поддержки и качества ее работы. Всего 3 вопроса.
В отношении наличия и доступности пользовательского соглашения Сбербанк и Озон получили «0» баллов, но в оценке работы службы поддержки все компании показали неплохой результат. В абсолютные лидеры в данном разделе выбились Авито и Habr, набравшие по 2,5 балла: компании стремятся к полному взаимопониманию со своими пользователями. Минимальный результат показал Сбербанк, набрав лишь 1 балл за наличие круглосуточной службы поддержки и за оперативный и исчерпывающий ответ на наш вопрос.
Оценивая приватность компании РосКомСвобода учитывала вопросы, связанные с политикой конфиденциальности и со сбором пользовательских данных, а также возможность анонимного использования сервиса. Всего 10 вопросов, в том числе наличие информации о сроках хранения пользовательских данных и возможность для пользователя контролировать использование своих данных для таргетированной рекламы.
В последнем отличились МэйлРу, Яндекс и Рамблер, которые действительно такую возможность предоставляют.
Яндекс оказался единственной компанией, которая ведет реестр изменений в Политику конфиденциальности, Habr и Рамблер содержат ссылки на предыдущие версии.
В категории «приватность» победил Яндекс, набравший 80% (8 баллов из 10 возможных). Только Яндекс удаляет информацию о пользователе после прекращения пользования сервисом.
Второе место с оценкой в 60% разделили Habr и ВК. Только VK предоставляет персональный сервис по выгрузке собранных компанией данных пользователя, но Habr единственный дает возможность анонимного использования ресурса.
Здесь речь идет об открытости компаний в отношении запросов об ограничении доступа от государственных органов или частных лиц к сайтам или страницам, частота таких запросов, а также порядок принятия решений. Максимально возможный балл — 6.
Абсолютным лидером в «свободе информации», ожидаемо, стал Habr.
Из 11 компаний только Habr публикует сведения о количестве требований об ограничении доступа к информации со стороны государственных органов и частных лиц. Одна подобная публикация была обнаружена также у Яндекса, но она датируется 2016 годом и в ней собрана статистика по запросам в рамках «закона о забвении».
Habr отличился также в том, что лишь он осуществляет юридическую проверку требований об ограничении доступа к информации от государственных органов перед их исполнением.
В целях исследования приемлемым уровнем транспарентности и соблюдения стандартов по защите цифровых прав пользователей было принято значение, превышающее 50% от всех индикаторов. Такой результат смог показать лишь Habr, набравший 57%. Из четырех оцениваемых показателей Habr занял первое место в трех из них, что говорит об открытости компании и соблюдении цифровых прав её пользователей.
РосКомСвобода поговорила с Habr о том, каково быть номером 1 в нашем рейтинге.
Руководитель отдела по работе с пользователями Алексей Шевелёв (Boomburum [7]) так комментирует успехи компании и само исследование:
«Было приятной неожиданностью, что мы возглавили этот рейтинг, особенно на фоне тех гигантов индустрии, которые приняли в нём участие. Но то, что не по всем критериям мы набрали высокий балл — для нас лишь повод более тщательно проработать этот вопрос. Например, самый низкий балл был у нас в «Свободе информации», в то время как для нашего проекта это наоборот один из основополагающих китов — именно поэтому вся информация доступна всем пользователям, без каких-либо платных подписок и прочих препятствий.
Но в то же время некоторые показатели вызывают вопросы. Например, как человек со стороны сможет узнать, связывались ли мы с автором заблокированной Роскомнадзором публикации или нет? Конечно связываемся (и даже предлагаем нашу помощь, которой пользователи иногда пользуются [8]), но всё это происходит через систему личных сообщений. Или вот пункт «Раскрывает ли компания в достаточно четкой форме, что она осуществляет юридическую проверку требований об ограничении доступа к информации от частных лиц перед их исполнением?» — да, мы такую проверку осуществляем и я даже подробно рассказывал [9] об этом. Но эта информация была в виде публикации в нашем блоге, а ссылки на неё в нашем Transparency report нет (вероятно, добавим)».
Мы в свою очередь хотим отметить, что в рамках подготовки исследования мы рассылали всем компаниям результаты и просили дать нам по ним комментарии. Ответов мы не дождались, хотя уверены, что компаниям было что добавить и, возможно, оспорить. Чтобы быть честными перед всеми исследуемыми компаниями — мы в данном случае не использовали личные контакты, чтобы обратить внимание топ-менеджмента на наши запросы.
Алексей продолжает:
«В будущем мы планируем расширять наш отчёт, для чего в панели администрирования сайта переделали механизмы для работы со статической информацией сайта (справочные разделы, отчёты, документация для авторов и компаний и т.д.) — раньше это занимало много времени, сейчас все правки можно внести за пару минут. Соответственно, отчёт по запросам редактируется день-в-день.
Пока у нас самих больше всего вопросов именно к деятельности Роскомнадзора — некоторые блокировки вполне оправданы, но часть из них выглядят как стрельба из дробовика с закрытыми глазами. Поэтому у нас в планах выработать свою практику по процедуре отмены судебных решений, на основании которых РКН добавляет какие-либо материалы в реестр запрещённых сайтов, так как суды не привлекают нас как заинтересованных лиц. Также планируем внедрить на наши проекты «451-ую ошибку», в рамках которой информация будет недоступна только в той стране, которая инициировала блокировку.
То, что нашему примеру никто из российских компаний не последовал — печально, хотя в неформальной форме мы призывали к этому некоторых из них. Непонятно, почему они не используют в своей работе практику, которая в других странах является общепринятой. Возможно, они переживают, что пользователи от них отвернутся, если узнают, что компания делает что-то не так, либо это генетический страх сделать что-то, что не понравится усреднённому «товарищу майору». Будет здорово, если эти страхи уйдут, а пользователи ресурсов будут проинформированы.
Насчёт результатов других компаний — особо не питали иллюзий, но приятно удивили Вконтакте — именно по их сервису чаще всего встречаются негативные комментарии даже на нашем сайте».
Совместно с Habr РосКомСвобода призывает компании не стесняться быть открытыми и раскрывать информацию о своей деятельности, которая имеет непосредственное отношение к пользовательским данным и затрагивает цифровые права. Вот уже и Pikabu подтянулось, например, став вторым после Habr, кто стал публиковать [10] Transparency Report в России.
Автор: aRyzhik
Источник [11]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/vkontakte/352229
Ссылки в тексте:
[1] выпустили: https://roskomsvoboda.org/57329/
[2] Image: https://habr.com/ru/company/roskomsvoboda/blog/497582/
[3] мы исследовали: https://rating.digital/
[4] RDR: https://rankingdigitalrights.org/about/
[5] здесь: https://rating.digital/methodology/
[6] отчета о транспарентности: https://habr.com/ru/docs/docs/transparency/
[7] Boomburum: https://habr.com/ru/users/boomburum/
[8] пользуются: https://habr.com/ru/company/regberry/blog/425829/
[9] рассказывал: https://habr.com/ru/company/habr/blog/488088/
[10] стал публиковать: https://roskomsvoboda.org/57441/
[11] Источник: https://habr.com/ru/post/497582/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=497582
Нажмите здесь для печати.