- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

WEB 3.0

Уже больше года я работаю над интересным и неоднозначным проектом в области e-commerce. Работа над частным случаем очень глобальной задачи, а так же периодически возникающее непонимание результатов даже среди опытных профессионалов привели к мысли создать некоторое обобщение накопленных идей.

В своем обобщении я замахиваюсь ни много ни мало на определение технологии WEB 3.0! После успеха принципов WEB 2.0 было бы странно если бы шильдик 3.0 не растащили на свои определениям разнообразные визионеры. Однако, в своих попытках они нарисовали типичный «более лучший 2.0». Попытка увеличения номера версии с помощью таких эпитетов как «красивый», «профессиональный» является не более чем маркетинговой шелухой!
Пример такой чепухи — текущая нумерация версий Firefox. Использую я его редко, только для просмотра верстки новых версий проектов. При каждый запуске оказывается что сменилась версия и поменялись местами какие то кнопочки в меню.

Признание новой версии может быть оправдано исключительно технологическим скачком в ключевой области для веб-сервисов — создания и обработки информации (контента). Этот скачок не может быть «более красивым» или «более профессиональным», он может быть лишь принципиально иным технологически.

Мое убеждение заключается в том, что ключевой особенностью WEB 3.0 станет «трансформация контента», которая изменит не только принципы проектирования и развития web-приложений, но так же понятия копирайта, и приведет к трансформации бизнес-моделей существующих сервисов.

Уже захотелось поспорить? Тогда велком под кат!

Прежде чем заглянуть в будущее, нужно разобраться с тем что у нас есть.

WEB 1.0

WEB 3.0

Старый добрый Web, который создал создал фундамент и всю терминологию на базе понятий клиент — сервер. Есть потребитель информации — клиент, есть производитель информации — профессиональный журналист (писатель, режисер, продюсер, архив). Продюсер решает что может быть интересно потребителю. Потребитель может написать свой отзыв по e-mail, а чаще просто голосует ногами уходя на другой ресурс.
В 2000 году я работал новостным редактором одного компьютерного сайта. Каждую новость, читало около 1000 посетителей, но отклик по e-mail при этом был редкостью и настоящим праздником! Утешало, что писатели-классики вовсе могли рассчитывать на признание лишь после смерти

Электронные библиотеки, новостные сайты, онлайн-газеты — вот классические примеры старых добрых WEB сервисов.

WEB 2.0

По мере развития и расширения всемирная сеть Интернет вбирала в себя все новых пользователей. Одними из первых в сеть пришли образованные профессионалы, так называемый креативный класс. Они стали создавать сообщества по интересам — комьюнити, которые формировались вокруг web-форумов. Эти активные группы не могли долго мирится с участью пассивных потребителей контента и совершили революцию — создали WEB 2.0.

WEB 3.0

Ключевым отличием новой версии Web стал принцип создания контента, вместо деспотичного Главного редактора — малозаметный Модератор. В лучших проектах Модератор стал так же незаметен как и НЛО.

Успешными примерами вебдванольных проектов можно назвать LiveJournal, Wikipedia и конечно столь любимый Habrahabr. Квинтэссенцией идеи комьюнити стали социальные сети.

WEB 3.0

Существующий рост глобальной сети Интернет подпитывается двумя факторами:

  1. Опережающий рост количества мобильных устройств длядоступа в сеть
  2. Опережающий прирост абонентов в развивающихся и малоразвитых государствах, с сильными культурными отличиями.

Первый тренд объективно диктует необходимость создания персонализированных версий отображения различных сайтов. Данная задача даже породила термин адаптация контента, которая определяется как способ трансформации контента для адаптирования к техническим возможностям воспроизводящего устройства.

Второй тренд приводит к возникновению «культурной адаптации», самый очевидный вариант которой это перевод на иностранный язык. Однако существуют и другие варианты адаптации, которые могут показаться дикостью с точки зрения либерального англо-саксонского взгляда на мир, который доминирует сейчас в интернете. Самый известный пример такой адаптации — великий китайский фаирвол.

Как должна выглядить технология, которая отвечает вызовам WEB 3.0?
Рискну изобразить это на схеме:
WEB 3.0

В полном соответствии с усложнением моделируемой реальности в новой схеме возникает промежуточный слой, который я назвал термином Mediation (Посредничество). Этот термин имеет богатый опыт применения в области и телекоммуникаций и права и полностью раскрывает суть действия. Mediation сервер опираясь на исходный контент (текст) формирует иную проекцию реальности. Это может быть как перевод журнальной статьи с английского на китайский язык, так и коррекция нецензурного блога Темы Лебедева в русский литературный, или язык доступный младшем школьникам.

Mediation сервер может управляться посредством воздействия машинного интелекта, например с помощью Summly [1] (инновационный стартап обработки веб-текста созданный 15 летним британским вундеркиндом, в который проинвестировал 89-летний китайский миллиардер) или Abby Compreno [2].

Альтернативный способ формирования Mediation с помощью медиаторов, работа которых базируется на краудсорсинге и скоринге Web2.0.

Закипели мозги [3]? Не беда! Оставим Hi-tech сленг и попробуем нарисовать пальцем Wikipedia 3.0.

Wikipedia 3.0 — какой она могла бы стать?

  • Для новой Википедии больше не нужны отдельные национальные сайты. Единая структура энциклопедии переведена с той или иной степенью на другие языки. Недостающие переводы создает машинный интелект. Машиный перевод корректируется носителями языка в результате чего происходит обучение алгоритма.
  • Лурк больше не является отдельной энциклопедией, его проекция внутри. А так же много других новых проекций.
  • Проекции Википедии доступны для любых групп устройств — для сотовых телефонов с 80-символьным экраном или читателей твиттера.
  • Любой посетитель может либо читать выбранную проекцию, либо включить режим крауд-редакции проекции/статьи/абзаца и голосовать за чужую корректуру. Либо может стать редактором и вносить свои правки.
  • Проекции формируются из наиболее популярных правок на основе рейтинга их автора и голосования крауд редакторов.
  • Проекции формируются на лету путем интерполяции правок за разный период времени — хотите иметь самые актуальные, хотите — получите самые одобряемые за последний год.
  • Больше нет войн редакторов — любая проекция имеет право на жизнь если ее читают и за нее голосуют. Старые проекции исчезают по принципу наименее используемых.

Торт

Тот кто дочитал статью до этого место — герой, который заслуживает вознаграждения!
Дорогой читатель! Представь себе, что добрый джинн выполнит одно твое желание — запустит сервис Web 3.0, но с условием! Это должен быть удивительный, яркий и прикольный проект. Чтобы любой, кто зашел на страничку проекта сразу же воскликнул «Вау, круто!» и отправил ссылку своим 33 друзьям.

Ниже неполный список идей, с комментарием ворчливого джинна.

  1. Сделать в ЖЖ карму авторам, как на Хабре (не хватит денег на сервера проекта для хостинга [4])
  2. Сделать автоматизированный перевод ЖЖ блога Артемия Лебедева на литературный язык (получится ЖЖ Бориса Акунина)
  3. Перевести Хабрахабр на английский язык ( digg все равно короче)
  4. Включить анонимусам возможность голосовать за карму на Хабре (мир к этому еще не готов)
  5. Взять какой нибудь джобосайт, да прикрутить к нему ленту с комментариями и рейтингом, чтобы можно было резать всю правду матку (hantim.ru — просто и со вкусом, джинну нравится!)

Когда джинн исчез, были найдены какие то непонятные записи: Nginx, Lua, PCRE, Redis NoSQL, persistent cache, hash map, key-value, 10K requests. Похоже на какие то странные заклинания!

Автор: Begetan


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/web-2-0/7609

Ссылки в тексте:

[1] Summly: http://www.wired.com/gadgetlab/2011/12/summly-app-summarization/

[2] Abby Compreno: http://www.3dnews.ru/software/624398/

[3] мозги: http://www.braintools.ru

[4] хостинга: https://www.reg.ru/?rlink=reflink-717