- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Система электронного документооборота «Визирь»

Эту статью надо было написать ровно 10 лет назад. Сделать это нужно было бы ради рекламы, или точнее, пиара разработанной мною системы документооборота «Визирь [1]», которой на тот момент хотелось заниматься, развивать и продавать. Сейчас-то уже поздно, но мне захотелось это сделать ради того чтобы поставить для себя эту галочку (ну нравится мне всё до конца доделывать), и кроме того, возможно, это даже принесет кому-то какую-то пользу. Дальше – под катом…

Предыстория…

…достаточно банальна… Работая на одном из крупных предприятий Ярославля, я сопровождал и «допиливал» систему документооборота, которая в то время представляла из себя скорее электронный архив документов – приказов, распоряжений и т.п. Разработана она была на ASP, а база данных была MySQL, документы же хранились просто в файловой системе на сервере.

Вскоре после того, как я начал сопровождать эту систему, руководство предприятия задумалось о приобретении системы документооборота – им хотелось получить электронное согласование документов. На базе имеющегося функционала я быстренько написал дополнительный модуль визирования документов к имеющейся системе – и оказалось, что приобретать какую-то другую систему и не требуется – желания руководства были временно удовлетворены, внедрение новой фичи прошло успешно. Потом было постепенное наращивание функционала с целью снижения бумажного документооборота – больше охват по документам, меньше печатных копий, меньше передвижений самого документа, добавление новых модулей – контроль исполнения документов был последней из доработок.

А потом я сменил и работу и город. Система осталась на старой работе, но зато появилась идея разработки новой системы документооборота – на тех же самых принципах, но «быстрее, выше, сильнее»! Тем более, что предметную область я знал хорошо, разработкой и внедрением подобной системы уже занимался. Тогда я как раз начал вовсю осваивать ASP.NET (сначала чисто для саморазвития), первый проект для ознакомления был уже написан и я решил вторым проектом взять систему документооборота: есть где разгуляться и хорошенько ознакомится с технологией WebForms ASP.NET. Но проект решил делать серьезно – чтобы в случае успешной разработки можно было бы сделать из него продукт, который можно продавать.

История

Изначально была поставлена цель, определены основные задачи и инструменты. Система электронного документооборота «Визирь» должна была удовлетворять потребности любого крупного или среднего предприятия во внутреннем электронном документообороте по документам ОРД (приказы, распоряжения), договорам, актам, технической документации и регистрации корреспонденции. Сразу были определены основные модули системы — визирование документов, регистрация физической подписи, рассылка документов по подразделениям, контроль исполнения документов и архив документов с полнотекстовым поиском. Очень хотелось сделать систему простой и удобной для пользователей, да еще при всём при этом хотелось установить такие требования, чтобы стоимость её была минимальна, как для развертывания, так и для сопровождения. Т.е. сделать именно то, что так хочется всегда и всем – максимизировать отношение приносимой пользы к затратам, при соблюдении всех необходимых и достаточных требований.

Поскольку, как я уже упомянул, мне хотелось писать на ASP.NET, получалась клиент-серверная технология, где сервером выступала машина на серверной версии ОС Windows 2003 (или 2008, который появился чуть позже) и клиентом – любой ПК с любым браузером. В качестве СУБД был выбран MySQL – она была бесплатна для использования, плюс я уже неплохо её знал в то время. Вот тут получилось 50 на 50: да, СУБД бесплатная, зато ОС очень даже платная, да и сервер под Windows стоил подороже, чем под тот же Linux (в том числе и в аренду). Но хотелось именно ASP.NET, поскольку сама технология WebForms была мне интересна и казалось, что она даст больше выгоды при разработке ПО и его дальнейшей поддержке. Спагетти-код тогдашнего PHP (да и ASP) весьма уже поднадоел, и понятно было, что его поддержание в рабочем состоянии при доработках требовало всё больше и больше ресурсов – т.е. времени, а значит и денег.

Поддержку ЭЦП я сразу откинул – непонятно зачем именно она нужна для внутрикорпоративного ЭДО и чем она принципиально лучше обычной авторизации с помощью логина и пароля. К тому времени я уже успел поработать с ЭЦП (не как программист, а как сотрудник сопровождения) и понял, что это тупо технология ради технологии. Всё преимущество стойкого шифрования сливается в никуда обычными пользователями, которые оставляют ключи в открытом доступе и пин-коды заботливо лежащие в конвертах в верхнем ящике стола. Понятно, что ЭЦП и асимметричное шифрование необходимы для защищенного обмена документами между разными предприятиями и госструктурами, но внутри предприятия – это пятое колесо, которое ехать мешает, но денег при этом стоит приличных.

Базу документов сначала мне хотелось разместить в СУБД, однако, после размышления и поиска бесплатных решений по поиску в тексте документов, решено было всё-таки остановиться на хранении документов в файловой системе ОС. В Windows есть служба индексирования документов, которую можно настроить и использовать для полнотекстового поиска по поддерживаемым типам документов, в том числе и по офисным документам Microsoft Office и по Adobe PDF. Она, конечно, специфически работает с русскими око

Также сразу же отказался от попытки сделать систему максимально гибкой с возможностью настройки дополнительных полей для документов, каких-то специфически настраиваемых маршрутов и т.п. функций продвинутых систем ЭДО. Это всё, конечно, хорошо, но опять-таки ведет к усложнению и удорожанию как разработки, так и внедрения, а этого, как уже упоминалось ранее, хотелось бы избежать. В итоге, дополнительные поля решено было ввести для специальных типов документов (корреспонденции), а маршрутизация в системе была предусмотрена с одной стороны линейной, но с другой – настраиваемой с возможностью пропуска определенных узлов в зависимости от типов документов и плюс к этому системой полномочий пользователей.

Систему хотелось сделать более удобной и красивой, чем та, которой я занимался до этого, для этого надо было продумать юзабилити и дизайн. Интерфейс решено было отстраивать в виде верхнего меню от полного маршрута документооборота в системе – от помещения документа в систему до перемещения документа в архив, через визирование документа, регистрацию подписи, рассылку документа и контроль исполнения. При необходимости добавляются вкладки, если пункт меню и полномочия пользователя подразумевают несколько разных действий.

Дизайн должен был стать простым и наглядным за счет неярких цветов, использованию, там где это уместно, иконок вместо текста, группировки полей и кнопок. Поскольку предполагалось использование любых браузеров, то при разработке предполагалось уделить достаточно внимания кросс-браузерной совместимости, но без фанатизма. Т.е. если какая-то дизайнерская «фишка» не так отображалась в одном из браузеров, но могла быть упрощена для него и функциональность не страдала, то она упрощалась. Если такое было невозможно, то подобная «фишка» отбрасывалась, т.е. красота всё-таки уступала перед обеспечением функциональности.

И что получилось?

image

Примерно два года (2007-2009) я разрабатывал эту систему. Понятно, что долго, но разработка по вечерам после работы это, к сожалению, не то же самое, что работа в полный день. Зато в итоге удалось добиться всех поставленных целей: система работала, обеспечивая потребности предприятия в электронном документообороте, требовала для своего функционирования всего лишь сервера под управлением Windows, не требовала покупки дополнительных лицензий, клиентом мог служить любой ПК с практически любым браузером (даже с IE6). Было написано руководство пользователя [2] (также встроенное в систему), руководство по внедрению системы [3], руководство по установке системы на сервер под управлением Windows Server 2003 [4] и скрипты для автоматической установки (сценарий на основе BAT-файлов) и для Windows Server 2008 [5] (и сценарий автоматической установки на основе PowerShell). Т.е. на самом деле получился продукт, который можно и нужно продвигать и продавать. В октябре 2010 года данное ПО было зарегистрировано в Росреестре под номером №2010617259. Потом был разработан и запущен сайт-визитка для продаж – http://vizier.net.ru [1], развернута демонстрационная версия [6] для того, чтобы заказчик мог сам посмотреть систему.

Вскоре была осуществлена первая продажа – в ОАО «ЯРТИ» в г. Ярославль. Внедрение прошло без сучка и задоринки, заказчик системой остался удовлетворен, а пользователи не только не жаловались, а даже наоборот. Минус был ровно один – видимо, всё было настолько хорошо, что моя поддержка предприятию уже не требовалась – со всеми вопросами мог справиться свой собственный отдел ИТ. На данном предприятии система точно эксплуатировалась несколько лет, возможно, она и сейчас используется, я просто уже не в курсе.

Вот и всё

А дальше получилось так, как получилось. Я не стал заниматься дальнейшим продвижением и продажей системы электронного документооборота «Визирь». Хотя, казалось бы, вот оно – всё сделано, всё есть, только продавай и внедряй. Тут, конечно, можно было бы сослаться на личные обстоятельства – опять смена работы, переезд, семья, дети и т.д., но проблема скорее была психологическая – всех поставленных перед собой целей удалось добиться, а вот бросать работу и стабильный заработок, рисковать и добиваться чего-то в той сфере, в которой нет большого опыта – это уже другое. Шампанское пусть пьют другие. Возможно, это была ошибка, а может быть и нет. Данный проект занял заслуженное место в моём портфолио, как побочный эффект был неплохо освоен ASP.NET, что уже в свою очередь дало результат при разработке следующего проекта: Hattrick Portal [7] – сайта по национальным и молодежным сборным командам, которым сейчас пользуются игроки – тренеры сборных всех стран, играющих в лучший футбольный онлайн-менеджер Hattrick [8]. Это тоже уникальный опыт разработки и сопровождения собственного сайта, а также общения с многонациональной аудиторией по всему миру.

И всё-таки еще чуть-чуть

Поскриптум. Несмотря на то, что из меня не получилось удачного продавца системы электронного документооборота, всё-таки мне больше жаль того, что такой отличной системой пользуется всего одна компания. И я решил выложить в общий доступ дистрибутив системы электронного документооборота «Визирь» для бесплатного использования (в том числе и для коммерческих целей) Единственно, что в заголовке окна вместо названия организации будет написано — ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ. Заходите на сайт http://vizier.net.ru [1], читайте краткое описание, смотрите скриншоты, пробуйте тестовую версию, скачивайте, устанавливайте и эксплуатируйте на здоровье. Возможно, для кого-то это окажется отличным вариантом, а кого-то это натолкнет на поиск более продвинутой системы,

Автор: Duke

Источник [9]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/web-razrabotka/311219

Ссылки в тексте:

[1] Визирь: http://vizier.net.ru

[2] руководство пользователя: https://yadi.sk/i/lt8y6LKvt-4Exg

[3] руководство по внедрению системы: https://yadi.sk/i/HC3ycNHxhroYXw

[4] руководство по установке системы на сервер под управлением Windows Server 2003: https://yadi.sk/i/E6kaTboq3M4b5w

[5] для Windows Server 2008: https://yadi.sk/i/RqhugMo1cL7lBA

[6] демонстрационная версия: http://vizier.azurewebsites.net/

[7] Hattrick Portal: https://hattrickportal.pro/

[8] Hattrick: https://www.hattrick.org/

[9] Источник: https://habr.com/ru/post/443320/?utm_campaign=443320