- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
#ifndef my_habra_entry
#define my_habra_entry
Мир тебе, дорогой читатель!
Минутка откровений. Не кривя душой, открою завесу тайны, что я протёр своё кожаное кресло, ёрзая на нём, и думая, а стоит ли вообще писать это всё. Сомнения одолевали меня до последнего, но кто-то сидящий на правом плече всё же победил кого-то на левом. И вуаля, много букв перед вами. Сразу хочу признаться ещё кое в чём: главная цель написания данной статьи — в первую очередь удовлетворение своих личностных потребностей, амбиций, а, может, и пункта самореализации, которого до сих пор не хватало для завершения процесса достижения вершины эволюционной лестницы…
Минутка лирики. Мне необходима конструктивная (обожаю это слово! И оно во всём этом ключевое) критика профессионального сообщества, то есть вас. В противном случае у меня может начаться паранойя от навязчивых мыслей, что возможно где-то в этой жизни я свернул не туда…
Минутка лирики2 предыстории. Ничего не предвещало беды. Я, ковыряясь в носу одной рукой, и, юзая колёсико мышкой другой, неожиданно для себя и всего мироздания вдруг натыкаюсь на невероятно сладенькую вакансию Product Manager. Вытерев слюни (той рукой, что ковырялся) и трезво оценив, что мы созданы друг для друга, я естественно щёлк-щёлк посылаю на неё осмысленный отклик. Получил тестовое задание, выполнил, отправил. На этом история заканчивается.
В общем, если коротко, статья про сравнение геоинфосервисов, лидеров российского рынка.
Далее пойдет слегка изменённый текст в виде ответов на вопросы из того самого тестового задания одной компании из this. Заголовок. Напоминаю, зачем же я всё же хочу, чтобы вы это прочитали: постарайтесь воздержаться в порицании меня как личности или компании, которая мне отказала. Хочу оставить все интриги в стороне. Обращаюсь за мнением: что, на ваш взгляд, не так в ответах. Конечно же я буду очень рад, если данная статья кому-то окажется полезной, ещё больше, если соискателям. Всем добра!
char *company_names[] = {"Яндекс.Карты", "2ГИС", "Google Maps"};
char *COMPANY = company_name[rnd.next(3)];
1. Опишите основные сценарии использования картографической и справочной информации, приведите примеры. Укажите сценарии в порядке убывания аудитории.
Аудитории по каждому сценарию использования отличаются в зависимости от региона. Например, в Москве огромное количество организаций. Они открываются, закрываются, переезжают. Подавляющее число мест относятся к разряду «куда придется ехать всего один раз». Поэтому в системах, предоставляющих картографическую и справочную информацию, пользователи в Москве чаще пользуются навигацией, чем поиском услуги. В регионах ситуация обратная. Пользователи достаточно хорошо знают город и чаще ищут услуги, а не определенный адрес.
Для лучшего понимания основных сценариев использования я составил Use-case диаграмму:
2. Какие сервисы являются конкурентами COMPANY? В чем их сильные стороны, а в чем преимущества COMPANY? Каковы ключевые факторы успеха на этом рынке?
На российском рынке картографических и справочных сервисов можно выделить трех основных игроков:
Сервисы Яндекс.Карты и Google Maps создавались как сервисы, предоставляющие картографическую информацию. 2ГИС изначально предоставлял пользователю справочную информацию о различных организациях в городе. В дальнейшем данные сервисы развились до полноценных справочно-навигационных продуктов, сочетающих в себе множество функций и сервисов городской навигации.
В приведенной таблице сравнение продуктов по конкурирующим критериям.
Критерий | Яндекс.Карты | 2ГИС | Google Maps |
---|---|---|---|
Покрытие | Лучшее покрытие России, уступает Google в покрытии мира | Уступает конкурентам в покрытии как в России, так и в других странах | Лучшее покрытие всего мира |
Детализация | Хорошая детализация России, достаточная в мире | Одна из лучших детализаций в городах присутствия | Хорошая детализация по всему миру. На карте России могут отсутствовать крупные города. В плане отображения невнятная детализация. Объекты хорошо видны только при достаточно сильном приближении. |
Детализация на уровне здания | Нет | Крупные торговые центры | Крупные торговые центры |
Возможность загрузки и использования офлайн | Да. Большой размер данных | Да | Да. Большой размер данных |
Редактирование карт | Сервис «Народная карта» (web); Сообщение об ошибках | Сообщение об ошибках | Сообщение об ошибках |
Вариант выбора отображения ландшафта | Карта, спутник, народная карта | Карта | Карта, спутник, Велокарта, общественный транспорт |
Отображение пробок в крупных городах | Да. Отображение доп. информации о дорожной обстановке | Не все города | Не все города. Интеграция с сервисом Waze |
Возможность общения между пользователями | «Разговорчики» | Нет | Нет |
Обзорные фотографии улиц (Streetview) | Яндекс Панорамы | Нет | Google Streetview |
Поиск универсальный | Да. Интеллектуальный поиск | Да | Да. Интеллектуальный поиск |
Голосовой ввод (на русском) | Да | Нет | Да |
Режим 3D | (*)Одинаковая высота зданий | Да | Да |
Ночной режим | Да | Нет | Да |
Построение маршрута | Автомобиль, общественный транспорт. Строит с учетом пробок. Требует интернет для построения | Автомобиль, общественный транспорт. Возможность отдельно выбрать вариант «Метро». Не требует интернета для построения маршрута | Автомобиль, общественный транспорт, пешеходный маршрут. Возможность выбрать только один из видов транспорта или вариант пешком. Строит с учетом пробок и расписания общественного транспорта. Требует интернет для построения |
Справочная информация | Подробная информация об организациях | Подробная информация об организациях. Ежемесячные обновления | Хуже других знает российские организации |
Актуализация гео-, справочной информации | Нет информации | Обновления каждый месяц | Нет информации |
Возможность оставить отзывы и оценить организацию | Оценка. Развивается сервис Яндекс.Город [1] | Интеграция с сервисом Фламп [2] | Отзыв и оценка |
Интерфейс и юзабилити | Современный интерфейс. Осуществление большинства функций возможно в два шага | Интерфейс iPhone версии не адаптирован для iOS 7 | Современный интерфейс. Некоторые функции не до конца понятны на интуитивном уровне |
Итог: | Хорошо знает географию и организации по всей России. Наличие сервисов «Народная карта», «Панорамы улиц», голосового ввода | Детальная информация по организациям и высокая детализация карт в городах присутствия | Удобное и функциональное построение маршрутов. Панорама улиц, голосовой ввод |
*Пока статья была на модерации, здания в Яндекс.Картах выросли. Закрываем этот пункт. Пруф. [3]
Факторы успеха:
3. Каким образом, по вашему мнению, можно выработать стратегию развития продукта на 6-12 месяцев вперед? Как вы будете принимать решения – какие возможности реализовывать, а какие – нет?
Для начала нужно определить тренды в этой области. Проанализировать куда движутся конкуренты. Например, для продукта COMPANY, обратить внимание на Конкурент1, который активно сейчас развивает проект Проект1. Необходимо планировать, что покажет Конкурент1 и Конкурент2 через 6-12 месяцев в своих продуктах. Сопоставить эти данные с целями компании, предположить к чему может привести ситуация, когда пути пересекутся. В таких регионах как Москва, Санкт-Петербург, COMPANY явно отстает от конкурентов, а значит необходимо их догнать. В свою очередь на платформе Windows Phone, Конкурент2 официально не представлен, а в Конкурент1 нет возможности использовать данный продукт офлайн.
Необходимо учитывать факторы быстрого развития телекоммуникационных технологий. Уже сейчас с мобильного можно смотреть панорамы. С развитием технологий, мобильники будут способны, к примеру, качественно воспроизводить видеоэкскурсии. Рост производительности «железа» и способности мобильных камер откроет новые границы для реализации идей дополненной реальности, интеграции специальных устройств, например, очков с трехмерным изображением. Для продукта COMPANY на платформе Windows Phone требуется обращать внимание на календарь развития данной платформы. Следить за новыми инструментами, фреймворками от Microsoft, которые предоставят доступ к использованию новых технических фич.
В общем случае нужно понимать, кто является целевой аудиторией. Все улучшения и изменения в системе не должны противоречить её интересам. Особенно полезными будут применение таких методик как когортный анализ. В случае COMPANY данный пункт наименее может быть полезен с учетом большой разнородности потенциальной аудитории. Развитие коммьюнити, площадки для обсуждения продукта, проведения опросов и общения между пользователями продукта. Прислушиваться и поощрять людей с энтузиазмом, проводить с ними ежеквартальные митинги, для получения обратной связи.
Думаю, задачи придумать новые возможности для продукта COMPANY нет. Запас фич для развития картографических и справочных сервисов достаточен и профессионалам из этой области хорошо известен. Развиваться в техническом плане можно как в ширину – добавлять новые фичи, так и в глубину – развивать существующие. Важным здесь является выбор тех самых фич, которые будут реализованы в течении 6-12 месяцев. Для этого стоит учесть ценность фичи, затраты по ресурсам, опыт конкурентов, желания пользователей. Выбор получается в результате обсуждения пула фич с командой. Конечное решение по реализации конкретной фичи всегда принимает продукт-менеджер, исходя из приведенных выше факторов и из своего собственного ощущения рынка. В данном случае я всегда беру ответственность на себя.
4. Приведите любые примеры удобного и неудобного интерфейса. Что в них самое удачное и самое неудачное?
При ответе на данный вопрос я прежде всего исходил из того, что нет смысла приводить «затертые» примеры хороших и плохих интерфейсов. Данные кейсы уже всем известны из Интернета и соответствующих книг по UI/UX. Поэтому приведу примеры из продуктов COMPANY и конкурентов. Например, в Google Maps (iPhone версии) в погоне за красотой и минимализмом, отсутствует возможность использования приложения одной рукой, что не соответствует сегодняшним мобильным тенденциям. В Яндекс.Картах и 2ГИС-е для функции приблизить/отдалить карту есть возможность включить специальные кнопки Приближения/Отдаления карты. Инструмент в первую очередь должен быть удобный, а не красивый.
Удачным считаю отображение предлагаемых маршрутов в Яндекс.Картах и 2ГИС (на платформе Windows Phone). Перед тем как выбрать маршрут, у пользователя есть возможность посмотреть его на карте.
В свою очередь, считаю неудачным интерфейс у 2ГИС (на платформах iPhone, Android) при переходе от результатов поиска к результатам поиска на карте («Показать на карте») и обратно. Создается иерархичная структура, на мой взгляд, ненужных вкладок, в которых легко можно заблудиться, а использовать их несколько раз чаще всего не приходится.
#endif my_habra_entry
Автор: kukitz
Источник [4]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/yandeks/73159
Ссылки в тексте:
[1] Яндекс.Город: http://gorod.yandex.ru/promo/
[2] Фламп: http://flamp.ru
[3] Пруф.: http://habrahabr.ru/company/yandex/blog/241881/
[4] Источник: http://habrahabr.ru/post/242015/
Нажмите здесь для печати.