- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Почему искусственный интеллект обделён чувством юмора

image

В фильме 2004 года «Я, робот» детектив Дел Спунер спрашивает разумного робота Санни: «Может ли робот написать симфонию? Может ли робот превратить холст в прекрасное произведение искусства?» Санни отвечает: «А ты можешь?»

Учёные работают над поиском ответа на вопрос Спунера последние десять лет, и результаты весьма удивляют. Исследователи из Рутгеровского университета, из Facebook и Чарльстонского колледжа разработали систему для создания произведений искусства под названием C.A.N. [Creative Adversarial Network, или творческая генеративно-состязательная сеть [1]]. Они натренировали CAN на 81000 картин пера 1119 художников, созданных с XV по XX века. Эксперты по ИИ писали алгоритмы для CAN с целью эмуляции таких стилей рисования, как ренессанс, импрессионизм и поп-арт, а затем отходили от этих стилей и добивались удивления у рассматривавших картины людей.

В работе [2] от 2017 года, опубликованной на сайте arXiv, учёные сообщают, что «люди не могли отличить произведения, созданные предлагаемой системой, от рисунков, написанных современными художниками и демонстрирующихся на выставках». Aiva [3], музыкальный ИИ, недавно стала первой машиной, зарегистрированной в качестве композитора французской профессиональной ассоциацией авторов-песенников, композиторов и издателей SACEM. Она учится на основе существующих музыкальных композиций, а затем пишет свою, новую, эмоциональную музыку.

Если ИИ может заниматься творчеством, может ли он смешить людей? Эрик Хорвиц и Дафна Шахаф, исследователи из Microsoft, совместно с бывшим редактором карикатур из New Yorker Робертом Мэнкоффом, недавно продемонстрировали, что ИИ может отличать, что является смешным. Они разработали ИИ, помогающий просеивать огромную кучу приходящих в New Yorker работ на конкурс заголовков [4]. «Мы разработали классификатор, способный выбрать более смешной из двух заголовков в 64% случаев, и использовали его для поиска лучших заголовков, что значительно уменьшило нагрузку на жюри конкурса», – написали они в работе [5].

И хотя ИИ могут воспринимать шутки, им ещё многому предстоит научиться до того, как они смогут их рассказывать. Обычно их шутки основаны на игре слов [6] и на сломе логических ожиданий.

Перспективы стэндап-комика у робота Zoei [7] (Zestful Outlook on Emotional Intelligence — пикантный взгляд на эмоциональный интеллект [8]), созданного в 2014 году исследователями из Маркеттского университета, выглядят многообещающе. Zoei создаёт шутки и жесты, распознаёт лица и определяет реакцию аудитории на предыдущие шутки. Он улучшает свою работу через технологию машинного обучения, известную, как обучение с подкреплением [9]: почти так же, как комик-человек, методом проб и ошибок, Zoei максимизирует «награду» (смех в качестве положительной реакции) за свои шутки, изучая варианты и углубляясь в наилучшие из них.

С каждой новой аудиторией Zoei приходится начинать с нуля, и строить свой репертуар на лету. В какой-то степени этим занимаются и люди-комики, но они могут запоминать предыдущие аудитории и строить между ними ассоциации, а также писать текст заранее и готовиться перед выступлением. Просмотр передачи «Zoei в прямом эфире сегодня вечером» каждый раз начинался бы с нескольких неловких минут у микрофона, или был бы похож на неудачную пилотную версию сезона.

Пока что Zoei не проверяли в экспериментах крупнее, чем один на один, или на разных демографических срезах – она пока и близко не подошла к Aiva. Но почему мы пока не видели робота-комедианта, сравнимого по сложности с роботом-композитором?

Это несоответствие можно объяснить фундаментальными различиями между основными составляющими музыки и языка. Джона Кац и Дэвид Песецки из Университета в Западной Вирджинии и MIT, соответственно, считают, что эти основные составляющие состоят из «произвольных пар звуков и смыслов в случае языка; тональностей и их комбинаций в случае музыки». Произвольность языка считается одним из определяющих его свойств [10]: одно произнесённое слово само по себе не несёт значения, поскольку оно может меняться в контексте языка, диалекта, предложения и т.п. Кац поясняет, что «сложные музыкальные произведения можно составить из нескольких основных элементов, которых можно насчитать от семи до нескольких десятков». В то же время, «для языка количестве основных элементов оценивается в десятки тысяч».

Со всеми своими сложностями и изменениями формы слов, значениями и мотивами, язык – это валюта комедии. Роберт Провайн, нейробиолог и автор книги «Смех: научное расследование», показал, что мелкие шуточки, которыми наполнены наши дни, часто являются зародышем для шуток комедиантов. Провайн однажды наблюдал за группой людей в кампусе колледжа и за тем, что провоцирует их на смех. Фразочки, которые заставляли людей посмеиваться, были похожи на сценарий бесконечного телевизионного ситкома [11], «написанный чрезвычайно мало одарённым автором». Комедия основана на банальных диалогах, соединённых с культурными и социальными отсылками.

Нам должно польстить, что человеческий язык остаётся только нашей областью. Его нюансы слишком сложны для ИИ, поэтому мы можем быть бесконечно более творческими с языком, чем машины. Роботу-комику придётся пройти очень долгий путь до того, как он сможет вызвать взрыв хохота, не говоря уже о создании целого номера. В клубе импровизаций [12] это был бы тот неловкий друг, пытающийся выдавать игру слов и батины приколы [13] в микрофон. Пока что роботы способны лишь на написание шуток, пригодных для размещения на товарах народного потребления. Но в ближайшее время до Дэйва Шапелла [14] им не дойти.

Автор: Вячеслав Голованов

Источник [15]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/yumor/264534

Ссылки в тексте:

[1] генеративно-состязательная сеть: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C

[2] работе: https://arxiv.org/pdf/1706.07068v1.pdf

[3] Aiva: http://www.aiva.ai/

[4] конкурс заголовков: https://contest.newyorker.com/

[5] работе: https://www.microsoft.com/en-us/research/wp-content/uploads/2016/11/phumor.pdf

[6] шутки основаны на игре слов: http://homepages.abdn.ac.uk/g.ritchie/pages/papers/ijwcc07.pdf

[7] Zoei: http://ieeexplore.ieee.org/document/6926289/

[8] эмоциональный интеллект: https://geektimes.ru/post/293375/

[9] обучение с подкреплением: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC

[10] одним из определяющих его свойств: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4123678/

[11] ситкома: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F

[12] клубе импровизаций: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

[13] батины приколы: https://www.buzzfeed.com/mikespohr/29-dad-jokes-that-are-so-bad-their-actually-good?utm_term=.vmd3Jx7x3#.na02anRn2

[14] Дэйва Шапелла: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB,_%D0%94%D1%8D%D0%B9%D0%B2

[15] Источник: https://geektimes.ru/post/293459/