- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Вот уже более пяти лет Гарри Бринул (Harry Brignull), независимый дизайнер пользовательских интерфейсов из Лондона, собирает уникальную коллекцию DarkPatterns.org [1] — так называемых тёмных паттернов [2] — реальных примеров, как профессионалы используют специфические приёмы веб-дизайна для обмана интернет-пользователей и побуждения их к «нужным» действиям. Например, принуждения к покупке ненужного товара или переходу по рекламной ссылке.
Коллекция Dark Patterns — вовсе не ошибки дизайна, совсем наоборот. Это результат работы грамотных специалистов, которые сознательно применяют своё мастерство в нечистоплотных целях. Они могут назвать это «эффективным дизайном» или «продающим сайтом», но суть именно в манипуляциях с целью получения выгоды.
К сожалению, в последнее время некоторые сайты снова вернулись к этим грязным трюкам. Это видно на примере онлайн-газеты Boston Globe [3], которая из-за кризиса на рынке СМИ прибегла к обманным приёмам для увеличения количества платных подписчиков.
Предположим, вы открываете статью «Открытое письмо к Берни Сандерсу [4]».
Появляется всплывающее окно с предложением оформить подписку. Здесь используется небольшой трюк: кнопка «Закрыть» отрисована очень слабо контрастным фоном, так что её трудно заметить. К тому же, она перенесена в нестандартный левый верхний угол. Разработчики рассчитывают, что некоторые пользователи не заметят кнопку и оформят подписку.
Если вы всё-таки нажали «Закрыть», манипуляции продолжаются.
В нижней части страницы всплывает хорошо заметный неубираемый баннер, снова с предложением оформить платную подписку. Опять же, этот баннер сам по себе назойливый, но вполне приемлемый. Однако, в тексте сказано, что подписка стоит «всего 99 центов в неделю», а вот это уже неправда, как мы увидим ниже.
Перейдём по ссылке Subscribe Now.
Здесь становится ясно, что 99 центов в неделю — не настоящая цена. Коммерческие компании часто предоставляют скидку при подключении услуге или в начале подписки, это нормально. Проблема в том, что Boston Globe вообще не указывает настоящую цену, которую начнёт брать через четыре недели. Это вводит в заблуждение пользователя.
Если нажать Sign Up, то мы увидим ещё больше тёмных паттернов.
На странице указана сумма, которую снимут за первый месяц ($3,96). Настоящая цена указана ниже, мелким шрифтом. Она подобрана таким образом ($3,99 в неделю), чтобы не сильно отличаться от заявленной красной цены, так что пользователю не сразу придёт в голову, что цена значительно возрастает: далее идёт отсчёт не по месяцам, а по неделям. Вдобавок, слева пользователя по умолчанию подписывают на три маркетинговые рассылки.
На следующих этапах оформления подписки реальная стоимость больше не показывается ни разу. Чтобы узнать её, нужно зайти в раздел FAQ по маленькой ссылке в правой части страницы.
Среди вопросов о кроссвордах, некрологах и гороскопах спрятан вопрос «Сколько стоит подписка на цифровую версию».
Там указано, что настоящая цена вовсе не $0,99 в неделю, как было в рекламном объявлении, и даже не $3,99 в неделю, как сообщалось на странице оформления подписки, а… $6,93 в неделю! Почти в два раза дороже или в семь раз больше, чем на рекламном баннере. Эта цена вступает в силу только через год, так что обычному подписчику трудно будет заметить, что со счёта начали списывать больше денег, если только он не изучает детально банковские выписки. Очень грамотный приём!
И наконец, последний ход. Если пользователь всё-таки заметил неладное и попробует отказаться от подписки, то его ждёт небольшой сюрприз.
По любым вопросам в редакцию можно обращаться по электронной почте или через онлайн-чат, но отказаться от подписки можно только по телефону (вероятно, после долгого ожидания на платной линии), при этом со счёта продолжат списываться деньги до конца текущего «четырёхнедельного периода».
К сожалению, эти и другие тёмные паттерны нередко встречаются на вполне респектабельных и приличных сайтах, в том числе российских. Так можно увеличить продажи в краткосрочный период, но в долгосрочной перспективе они наносят ущерб репутации бренда.
На сайте Dark Patterns все типы манипулятивных приёмов веб-дизайна разбиты по категориям.
Автор: alizar
Источник [19]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/yuzabiliti/119412
Ссылки в тексте:
[1] DarkPatterns.org: http://darkpatterns.org/
[2] тёмных паттернов: https://habrahabr.ru/post/198044/
[3] примере онлайн-газеты Boston Globe: https://rationalconspiracy.com/2016/04/24/dark-patterns-by-the-boston-globe/
[4] Открытое письмо к Берни Сандерсу: https://www.bostonglobe.com/opinion/editorials/2016/04/22/open-letter-bernie-sanders/AfEtRwYJmTJ5lTNIuw4q8O/story.html
[5] Приманка и переключение: http://darkpatterns.org/bait-and-switch/
[6] Замаскированная реклама: http://darkpatterns.org/disguised-ads/
[7] Скрытая детализация: http://darkpatterns.org/faraway-bill/
[8] Принудительное продление: http://darkpatterns.org/forced-continuity/
[9] Принудительное раскрытие информации: http://darkpatterns.org/forced-disclosure/
[10] Спам френдов: http://darkpatterns.org/friend-spam/
[11] Скрытая стоимость: http://darkpatterns.org/hidden-costs/
[12] Смена фокуса: http://darkpatterns.org/misdirection/
[13] Предотвращение сравнения цен: http://darkpatterns.org/price-comparison-prevention/
[14] «Цукеринг приватности»: http://darkpatterns.org/privacy-zuckering/
[15] Ловушки: http://darkpatterns.org/roach-motel/
[16] Блокировка: http://darkpatterns.org/road-block/
[17] Сюрприз в корзине: http://darkpatterns.org/sneak-into-basket/
[18] Вопросы с подвохом: http://darkpatterns.org/trick-questions/
[19] Источник: https://habrahabr.ru/post/282644/
Нажмите здесь для печати.