- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Мне попала в руки одна из новых IP АТС от Grandsteream UCM6108 и я спешу поделиться своими впечатлениями. Сразу скажу, что это уникальный по способности к конкуренции продукт, так как внутри в основе код уже достаточно развитой open source платформы Asterisk. Это дает возможность производителю вообще отказаться от такого понятия как лицензирование портов и функционала, а количество телефонных функций уже с первыми прошивками очень большой. За доступную цену, которая, кстати сказать, ниже цены на сервер или компьютер, на котором можно поднять бесплатную IP АТС, пользователь получает готовую к работе железку, весь имеющийся функционал без закупки дополнительных лицензий и простоту конфигурирования. Все манипуляции с АТС происходят только через web-интерфейс, все остальные способы поломать обслуживать АТС закрыты для пользователя. Web интерфейс, кстати, очень неплохо русифицирован, и, как оказалось, его более чем достаточно для работы с продуктом.

Вот, собственно, полностью технические характеристики UCM www.grandstream.com/products/ucm_series/ucm61xx/marketing/ucm61xx_brochure_russian.pdf [1]

Основные характеристики, то, что можно позволить на этом сервере, приведу здесь:
До 500 ip абонентов
До 60 одновременных вызовов
До 6 одновременных аудио конференций и до 32 участников
Запись разговоров, запись конференции
IVR до 5 уровней, голосовая почта, голосовые подсказки,
2 FXS и 8 FXO портов

Железо

В коробке с UCM1608 поставляется универсальный блок питания 12В 1,5А, ушки для крепления в 19” стойку и Ethernet кабель. Корпус в глубину не более 20 см. Сзади разъем для блока питания, LAN и винтик для подключения заземления. Спереди разъемы USB, SD, 2 FXS и 8 FXO портов, светодиоды состояния и жк дисплей для просмотра информации.

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Внутри много свободного места, жесткого диска нет, есть один вентилятор, присутствует круглая батарейка CR2032.

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Внутренняя память около 100Mb отводится на конфигурацию и 3Gb на хранение данных – CDR, запись разговоров, сообщений голосовой почты и т.д. Для этих же целей можно использовать SD карточку. USB удобно использовать для резервного хранения конфигураций.

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Принцип Zero Cоnfig

Удобнее всего подключать к АТС собственные SIP терминалы Grandstream с помощью принципа Zero Configuration, предварительно создав телефоны в разделе Extensions. Автоматически определяется тип включенного в сеть устройства, его версия прошивки, MAC и IP адрес, затем автоматически назначается ему номер из указанного диапазона. Затем телефону дается указание получить конфигурацию по HTTPS и перегрузиться. Все. В итоге, через некоторое время все найденные телефоны зарегистрированы и готовы к работе. Можно также указать диапазон сети, где обнаруживать телефоны или указать только один ip адрес. Также можно назначать номера на нужные телефоны вручную.

Обзор новых IP АТС от Grandstream

В планах у разработчиков создать поддержку Zero Configuration и для ip телефонов других производителей.

Интересные функции

Функционал UCM очень богат, поэтому я планирую подробно перечислить и сделать анализ всех функций в отдельном обзоре, хотя для людей из мира Asterisk они все знакомы и не новы. Для них скажу, что за основу взята версия астериска 1.8. Здесь же упомяну только о некоторых функциях, которые показались особо любопытными мне, как человеку более знакомому с функционалом других популярных на рынке производителей. В мире традиционных офисных атс некоторых функций просто нет, а некоторые могут стоить дополнительно больших денег. Поэтому, получается, то, что приятно удивило меня, и есть то, что выгодно отличает этот продукт на фоне имеющихся на рынке традиционных офисных и учрежденческих АТС.

Распознавание кодов функций во время разговора

Заинтересовал необычный принцип набора функциональных кодов во время разговора. Например, чтобы перевести звонок, не обязательна специальная кнопка Transfer в ip телефонах, либо flash в аналоговых. Во время разговора просто нужно набрать код трансфера (по умолчанию *2). АТС автоматически распознает, что это функциональный код, а не DTMF сигнал, и на дальнем конце этот сигнал не услышат. Вы же услышите голосовое подтверждение «перевод…» и предложение набрать номер направления. Если все же возникнет желание передать последовательность *2 как dtmf код, необходимо после набора звездочки или решетки не забыть сделать небольшую паузу и затем набирать дальше. По такому принципу работает целый ряд функциональных кодов. Например, чтобы записать свой разговор, пользователь всего лишь во время разговора должен набрать *3. На дальнем конце нажатие этих клавиш не услышат.

Речевые сообщения

Голосовые подтверждения, стандартные голосовое меню в голосовой почте и в автооператоре и т.д., на многих языках, включая русский, уже готовые, можно загрузить в UCM как один .gz файл, используя web интерфейс в один клик. Есть возможность записать свои речевые сообщения вместо стандартных и скомпилировать свой файл речевых сообщений. Инструкция есть.

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Группы звонка, пейджинг и интерком, очереди вызовов

Очень удобно, что внутренние телефоны могут находиться сразу в нескольких группах звонков, группах пейджинга и интеркома, а также быть агентами очередей. Это позволяет очень гибко распределять входящие звонки. На группу звонков можно назначить ящик голосовой почты:

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Группы пейджинга позволяют делать объявления на динамики аппаратов (односторонняя связь), группы интеркома организовывать моментально конференции с группой телефонов (двусторонняя связь):

Обзор новых IP АТС от Grandstream

На очереди вызовов можно назначать как статических агентов, так и подключаться агентам динамически с помощью кодов. Распределение звонков в очереди может быть разным:

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Парковка и пейджинг на аппараты

Это две функции, которые удобно использовать вместе в офисе, где сотрудникам не сидится на месте. Если секретарь хочет перевести звонок, а нужный человек ходит где-то по офису, она может поставить входящий на парковку, переведя его на номер 700. В ответ секретарю сообщается автоматическим голосом номер ячейки, в которой звонок оставлен, например 701. Используя объявление на все динамики телефонов, можно сделать объявление «Иванов, ваш звонок запаркован на номере 701». Иванов может взять свой звонок с любого ближайшего телефона, просто набрав 701.

CDR и запись разговоров

Информация о звонках для учета хранится внутри и может быть легко отфильтрована по времени, номеру или типу звонка для просмотра. Для дальнейшей обработки CDR тарификатором можно экспортировать CDR в .csv файл.

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Там же можно прослушать или скачать разговор, если он был записан:

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Трафик звонков можно просмотреть в графическом виде, отфильтровав по нужным категориям и проанализировать:

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Конференция

Конференция представляет собой некий внутренний номер, на который можно позвонить и, введя пароль, присоединиться к общему разговору. Таких «комнат» для конференций можно создать до 6ти с общим числом до 32 участников. Также собрать участников в конференцию может администратор, используя web либо с помощью телефона. Я планирую вынести подробное описание функционала конференции в отдельный обзор, здесь же замечу, что это достаточно удобная штука для проведения селекторных совещаний, брифингов, и т.д.

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Fax и голосовая почта в e-mail

Можно создать внутренний номер, который перенаправляет факсы на указанный почтовый ящик, но факс может принять любой пользователь на свой email:

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Кстати, голосовая почта также может отсылаться на email пользователя:

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Обслуживание

WEB интерфейс администратора UCM является достаточно удобным инструментом и для выявления и диагностики проблем в процессе эксплуатации и помощи в настройке. На странице состояния АТС, например, сведены статусы всех аналоговых интерфейсов, телефонов, SIP транков, очередей звонков и конференций:

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Есть возможность также воспользоваться командами ping, tracerout, снять трасировки:

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Обзор новых IP АТС от Grandstream

SIP NAT

Многим, наверное, известны проблемы, возникающие, когда ваша АТС находится за NAT. В этом случае невозможно подключиться по SIP снаружи, потому что простой трансляции адресов не достаточно для прохождения звонков. Необходим еще один элемент сети, который бы умел подменять адреса на уровне сессий в самой сигнализации SIP, например Session Border Controller или SIP Application Layer Gateway. Здесь эта функция уже встроенная и называется SIP NAT:

Обзор новых IP АТС от Grandstream

LDAP

В АТС есть свой LDAP сервер, в который автоматически создается книга с внутренними пользователями и есть возможность добавлять свои книги.

Обзор новых IP АТС от Grandstream

Недоработки и детские болезни

Признаться, я ожидал большего количества багов и недоработок после быстрого ознакомления с продуктом. Несомненно, много еще найдется во время первых внедрений, но сейчас производитель настроен в кратчайшие сроки исправлять все недочеты и внедрять новый функционал.

Из того что пока не хватает я бы отметил:
• Нет возможности манипулировать номер did входящего звонка, только обрезать первые цифры. Можно решить эту задачу созданием групп звонков с нужными номерами и включить в них нужные телефоны, но все равно это может ограничивать номерной план.
• Нет возможности манипулировать clid входящего звонка для удобного обратного вызова.
• Нет возможности назначать разные правила набора на разные телефоны, есть только разграничение по уровню разрешений (Международный, междугородний, местный и внутренний)
• В функции записи разговора нет голосового подтверждения, отсюда нет уверенности, что разговор действительно пишется.
• Нет возможности подставлять разный clid для внутренних телефонов при выходе на разные направления. Создание did таблиц для разных направлений, как меня заверили, уже поставлено в задачу разработчикам.
• Нет отдельного web интерфейса для администраторов конференций. Управление конференциями можно только осуществлять пока из общего окна администратора UCM.
В создании новых функций для UCM можно поучаствовать и самому, написав запрос в форум на официальном сайте Грандстрима.

Итоги

Насколько бесплатны современные IP АТС с открытым кодом? Необходим сервер, необходимы шлюзы для подключения телефонии и, наконец, необходимо заплатить специалистам, которые бы все собрали, подняли и продолжали поддерживать эту достаточно не простую систему. А вот у Grandstream новая линейка IP АТС вышла проще, удобнее и поэтому, получается, еще бесплатнее. Судите сами: младшая модель в этой линейке, небольшая коробочка, может подключить до 500 абонентов, 30 одновременных звонков, собирать в конференцию до 25 участников, имеет 2 FXS и 2 FXO порта, не требует никаких дополнительных лицензий – и стоит менее $400. Это меньше, чем может стоить только сервер, не говоря уже про шлюзы и затраты на специалистов. Все усилия разработчиков направлены на простоту конфигурирования через web интерфейс, поэтому с АТС может разобраться любой системный администратор. За основу взят Asterisk, поэтому функционал АТС уже сейчас богаче, чем у большинства брендовых АТС и будет расширяться с каждой новой прошивкой.

Автор: korniychuk

Источник [2]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/zhelezo/41966

Ссылки в тексте:

[1] www.grandstream.com/products/ucm_series/ucm61xx/marketing/ucm61xx_brochure_russian.pdf: http://www.grandstream.com/products/ucm_series/ucm61xx/marketing/ucm61xx_brochure_russian.pdf

[2] Источник: http://habrahabr.ru/post/191708/