- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Приветствую, граждане гики!
Нас на Roem.ru часто спрашивают: «Как вы находите новости, которых ни у кого нет? Вам, наверное, их приносят?» (например, вчера мы опубликовали текст о том, что Почта России продаёт WMZ по 38 рублей [1], позавчера о том, что Николай Заярный, основатель стартапа Eviterra.com, громко закрывшегося в начале 2014-го года, объявлен в федеральный розыск [2]).
Если бы новости нам приносили, это, конечно, было бы неплохо. К сожалению, жизнь устроена немного сложнее: публикуя лишь то, что «приносят» издание достаточно быстро отстает от конкурентов, которые ещё и сами что-то находят, теряет имя, аудитории и, в конечном итоге, идёт к краху.
Есть несколько вполне рабочих техник, помогающих обеспечить своё издание претендующее на освещение бизнес-вопросов «мясом» — новостями, ради которых к вам будут ходить. Я расскажу о трёх из них:
Этот пункт важен по той причине, что как только вы начинаете писать что-то, чего ни у кого нет, причём на уровне анализа бизнеса чуть более высшем, чем «диванная аналитика», вы тут же получаете в качестве аудитории сотрудников компаний из той сферы, про которую вы пишете.
При этом «то, чего ни у кого нет» это не обязательно какой-то суперэксклюзив, добытый с риском для жизни в ночной засаде, когда вы с фотоаппаратом сторожите Аркадия Воложа и Михаила Рогальского на выходе из ресторана после подписания договора о продаже Auto.ru компании «Яндекс» [3], вовсе нет. На самом деле, это могут быть более простые вещи, появляющиеся практически из воздуха, как кажется стороннему наблюдателю
«То, чего ни у кого нет», может быть не только информацией, которая раньше нигде не публиковалась, но и взглядом на уже известные события со стороны участников рынка, о котором вы пишете.
К сожалению, практически ничего из вышеизложенного списка вы не сможете применять на практике, если не будете понимать, что и как устроено в реальной жизни.
Мне в этом смысле было легко: я являюсь учредителем компании ООО «Роем», которая делает Roem.ru и её гендиректором. Как правило, это ситуация редкая: задача редактора это, типа, только тексты. Безусловно, что административные обязанности отнимают у меня заметное время, однако именно благодаря им я более-менее могу разбираться в том, что лучше, онлайн-бухгалтерия или 1С из коробки, какие налоги платятся на сотрудников и как меняется отношение государства к налогообложению бизнеса.
Понятно, что этот путь можно рекомендовать не всякому, но здоровое любопытство, общение с ньюсмейкерами не только по рабочим вопросам, но и «за жизнь», вполне способно сформировать у журналиста куда более подробную картину окружающего мира. Если даже не личное общение, то хотя бы чтение интересных блогов, хороших изданий и интересных комментаторов на них. А лучше и то, и другое
При этом надо понимать: вам всегда будет куда стремиться в познании. Вы находитесь снаружи бизнеса о котором вы пишете, а не внутри, вы всегда будете понимать происходящее хуже чем инсайдер. Если вам кажется, что вы всё поняли — вы ошибаетесь. Или перед вами ньюсмейкер о проекте которого не стоит писать. Такое иногда тоже случается.
Журналисту важно не только писать, но и читать: восполнять коробочку знаний об окружающем его мире. Иначе он не сможет находиться на переднем крае информационного фронта
Один из самых лучших IT-журналистов России Павел Кушелев, рассказывал мне, что он тратит в день, целенаправленно, на чтение новостей, по паре часов. При этом неизвестно, когда всё это прочитанное ему пригодится и в какой степени: может быть через неделю, может быть через полгода.
Из этого есть ещё один вывод: журналисту важны когнитивные способности
А уже упоминавшиеся новости о WMZ за 38 рублей и сообщении, о розыске Николая Заярного, родились из похода на почту, где я обратил внимание на агитку о продаже карточек WebMoney и из чтения Facebook, где я не постеснялся сказать юристу Заярного [6], что тема нам интересна.
Разумеется, всё вышеизложенное — не свод догм, которых необходимо придерживаться. Более того, и их соблюдение не гарантирует успеха в профессии. Но я надеюсь, что вы чуть лучше будете понимать работу СМИ и сделаете чуть меньше ошибок и при написании о ком-то и при прочтении статей, имеющих отношение к вашей профессиональной предметной области. Не стреляйте в журналистов — они действительно работают так, как умеют.
Если есть какие-то вопросы по теме, я готов ответить в комментариях.
Автор: sinodov
Источник [7]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/zhurnalistika/71797
Ссылки в тексте:
[1] Почта России продаёт WMZ по 38 рублей: http://roem.ru/2014/10/14/russianpost109572/
[2] объявлен в федеральный розыск: http://roem.ru/2014/10/13/addednews109474/
[3] о продаже Auto.ru компании «Яндекс»: http://roem.ru/2014/06/16/rogalsky_krasava101364/
[4] «ЦБ борется с обналичиванием по всей стране»: http://www.kommersant.ru/doc/2586088
[5] мозга: http://www.braintools.ru
[6] сказать юристу Заярного: https://www.facebook.com/Ilya.S.Novikov/posts/10202169450117520?comment_id=10202170292298574&offset=0&total_comments=7
[7] Источник: http://geektimes.ru/post/240270/
Нажмите здесь для печати.