- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией

Ранее мы рассказали о том, что нужно знать [1] перед тем, как начать карьеру в музыкальной индустрии. Сегодня проведем краткий обзор профессий, встречающихся в процессе работы со звуком. У каждой их этих профессий есть свои нюансы, связанные со специализацией.

Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией - 1 [2]
Фото Vancouver Film School [3] / CC BY [4]

Музыкальная индустрия

Каждая песня или композиция — результат творчества. Как правило, в процессе создания своего произведения автор теряет важные внешние ориентиры. Поэтому итоговый материал можно сравнить с черновиком романа. Первое, что нужно сделать, чтобы превратить черновик в книгу — это найти редактора, который взглянет на материал со стороны и даст ему оценку.

Эту роль выполняет продюсер. В зависимости от профессиональных целей и действующих договоренностей с музыкантом, роль продюсера трансформируется. На его плечах может лежать все от выбора студии для записи и контроля над творческими решениями, принятыми в процессе работы, до подбора дополнительного персонала и продвижения итогового продукта.

Количество людей, работающих над одной записью, зависит, в том числе и от жанра. Прошлогодний альбом Eminem готовили 15 человек, а в электронной и экспериментальной музыке часто встречаются люди, делающие все в одиночку с начала и до конца.

Большая часть продюсеров лично занимается аранжировкой и сведением, хотя могут и делегировать часть этих обязанностей своим коллегам. Если говорить о записи в студии, то это — команда инженеров. Они помогают с расстановкой микрофонов, работают с оборудованием и руководят техническими аспектах записи. Когда все инструменты удовлетворительно записаны, в дело идет младший звукорежиссер. При необходимости его роль может выполнять инженер, проводивший запись, или сам продюсер. Младшие звукорежиссер выравнивают партию ударных, синхронизуют вокальные дорожки, вырезают ненужные звуки и корректируют вокал.

После того, как сессия приведена в порядок, она готова к сведению. Это — работа либо самого продюсера, либо нанятого им инженера по сведению. Основная задача такого специалиста — разрешить звуковые конфликты между разными инструментами, и привести звуковую картинку к виду, отражающему творческое видение продюсера.

Чтобы конечный результат звучал достойно, инженеры по сведению часто работают с акустикой, акцентирующей проблематичные части спектра. Похожая задача стоит и у концертных звукорежиссеров, но практические навыки, требуемые для такой работы — совершенно другие. Хороший студийный инженер может быть посредственным концертным инженером, и наоборот.

Когда необходимое звучание композиции достигнуто, стерео-микс посылают инженеру по мастерингу. Его задача — адаптировать песню так, чтобы она хорошо звучала и на автомобильной аудиосистеме, и на ноутбучных колонках, и на домашней акустике. Однако достичь компромиссного звучания удается не всегда.

Одним из самых знаменитых примеров неудачного мастеринга считается альбом «Death Magnetic», выпущенный группой Metallica в 2008 году. Анализ показал [5], что многие из ошибок, которые привели к такому результату, возникли еще на этапе сведения. Недовольные фанаты организовали петицию [6] с просьбой группу перевыпустить альбом, но она, к сожалению, ни к чему не привела.

Киноиндустрия

В кино специалисты работают как в студиях, так и на съемочной площадке. В съемке принимают участие звукооператор и микрофонщик: первый следит за уровнями записи и управляет микшером, второй отвечает за оборудование, держит микрофоны, закрепляет петлички на актерах. В студиях за звук отвечают звукоинженеры, композиторы, шумовики, актеры озвучки.

Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией - 2
Фото Vancouver Film School [7] / CC BY [4]

Звук в коммерческом кино состоит из сотен дорожек, которые можно поделить на три главные категории — музыка, спецэффекты и речь. Часто друг на друга накладываются, казалось бы, несовместимые звуки — например, звук скрипки и звук взрыва. Поэтому отследить все конфликтующие частоты крайне сложно. Звукоинженеру нужно скомбинировать их таким образом, чтобы всё звучало органично. Также нельзя забывать, что кинозвук существует в тесной связке с видеорядом, и должен дополнять его, раскрывая историю кинокартины.

При этом недостаточно просто использовать аудио с площадки. У меча, доставаемого из ножен, на самом деле нет звонкого лязга, а божья коровка садится на листик абсолютно бесшумно. Для того, чтобы эти вещи звучали так, как мы их представляем, необходимо записывать или находить такие звуки, и интегрировать их в картину. Этим занимаются шумовики [8].

Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией - 3
Фото Vancouver Film School [9] / CC BY [4]

Озвучка фильмов — также непростой процесс [10]. Условия съемки не всегда позволяют записать голоса актеров прямо на съемочной площадке. В таких случаях речевая составляющая записывается в студии. Случается, что режиссера не устраивает голос или акцент актеров. Тогда приглашают актера озвучивания, чтобы он стал новым голосом [11] персонажа.

Основная деятельность актеров озвучивания — синхронный перевод или дубляж. В синхронных переводах новая звуковая дорожка накладывается поверх оригинального аудио с целью передачи смысла сказанного и сохранения возможности услышать оригинальную, более эмоциональную подачу. В дубляже речь актеров, изначально озвучивавших фильм, полностью заменяется на перевод, и актеру озвучки необходимо полноценно вжиться в роль.

Для озвучки фильма на другом языке недостаточно просто перевести текст: нужно его отредактировать и подогнать под длительность оригинальных реплик и мимику актеров. Этим занимаются редакторы переводов и укладчики (подробнее о них, а также о феномене «гнусавых» переводов в 80-е и 90-е мы рассказывали ранее [12]).

Индустрия видеоигр

В играх за звук отвечают две категории людей — аудиодизайнеры, непосредственно создающие звуки и аудиопрограммисты, «заселяющие» этими звуками игровой мир. Некоторые журналисты в шутку называют AAA-игры «интерактивным кино», но они не далеки от истины. Игры с большим бюджетом озвучивают в профессиональных студиях. Шумовики из мира кино создают эффекты, а саундтреки к таким играм зачастую пишут [13] кинокомпозиторы.

Конечно, звуковое сопровождение игр несет очень схожую роль: создать атмосферу, рассказать историю, подчеркнуть задумку разработчиков и режиссеров. Но у него есть и свои особенности. В отличие от кино, где от зрителя ожидается лишь эмоциональная реакция, игры требуют принятия решений. Это в корне меняет конечный продукт и процесс его проектирования — «декоративные» звуки должны в нужные моменты отходить на второй план, уступая место информативным.

Если говорить об организационной составляющей процесса создания звукового оформления для игр, то работу, связанную с «точечным» аудиодизайном, часто отдают на фриланс [14]. Бывает и такое, что заказы ограничиваются созданием конкретного эффекта, например, взрыва. Также фрилансерам дают редактировать диалоги, тестировать звуки, внедрять их в игру.

С этим помогают аудиопрограммисты. Они фокусируются на позиционировании звука и разработке инструментов для других программистов. В то время, как в музыке и кино за звуками закрепляется пространственная позиция, в играх можно изменять свое положение относительно их источников. В зависимости от среды, в которой проходит действие игры, препятствий на пути и особенностей самого персонажа один и тот же звук может звучать совершенно по-разному.

Радио

Эфир музыкального радио состоит из музыки, ремарок диджеев, рекламы, новостных блоков и связующих эти элементы джинглов. Чаще всего на радио работают звукорежиссер, музыкальный редактор, программный директор, продюсер эфира, корреспонденты и диджеи.

Звукорежиссер контролирует громкость, обрабатывает музыку перед её выходом в эфир и поддерживает аудиооборудование в рабочем состоянии. Он же часто пишет джинглы и музыкальные подложки (хотя иногда эта работа отдается на фриланс).

Задача музыкального редактора радиостанции — составить сетку вещания так, чтобы в ней не было пустых мест, выполнялись планы по рекламе, по новостям и по проигрываемым трекам, а все программы выходили по расписанию. Ему в этом помогают специальные программы, создающие плейлисты, собирающие треки по сочетаемости и задающие частоту их попадания в эфир. Каждый трек должен быть утвержден программным директором и продюсером эфира.

Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией - 4
Фото Alan Levine [15] / CC BY [4]

Главная задача диджея — не допускать тишины [16] в промежутках между песнями, джинглами и прочими составляющими радиоэфира. Тишина может появиться из-за того, что в сетке вещания есть нерегламентированные по длине куски — например, выпуск новостей может оказаться короче, чем планировалось, и важно чем-то заполнить образовавшееся «окно».

Создание акустики

Проектирование акустики — особенный процесс, который требует как хорошего слуха, так и серьезных познаний в области физики. Задача таких инженеров — создать продукт с указанными в ТЗ звуковыми характеристиками, уложившись в определенный бюджет.

Уникальный звуковой почерк акустики формируется именно инженерами: они прописывают схему устройства, подбирают необходимые компоненты, конструируют для него корпус.

Создание акустики — всегда компромисс, потому что сами компоненты колонок привносят искажения. Важно подобрать такой «комплект» этих искажений, чтобы все вместе они звучали красиво и подходили определенной категории слушателей.

Однако акустика и ее почерк со временем устаревают: тот звук, который был популярен, например, в начале 90-х, сейчас не актуален. Инженерам необходимо понимать, что происходит в индустрии, какие предпочтения у нынешнего поколения покупателей, и модернизировать [17] старые схемы в соответствии с новыми веяниями и желаниями.


Больше о профессиях, связанных со звуком, рассказываем в нашем Telegram-канале:

Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией - 5 Что нужно знать перед тем, как начать карьеру в аудиоиндустрии [18]
Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией - 6 Традиции советского дубляжа [19]
Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией - 7 Та самая озвучка из 90-х [20]


Автор: Audioman

Источник [21]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/zvuk/306318

Ссылки в тексте:

[1] что нужно знать: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/435824/

[2] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/437284/

[3] Vancouver Film School: https://www.flickr.com/photos/vancouverfilmschool/4285837847

[4] CC BY: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/

[5] показал: http://mastering-media.blogspot.com/2008/09/metallica-death-magnetic-clipping.html

[6] петицию: https://www.gopetition.com/petitions/re-mix-or-remaster-death-magnetic.html

[7] Vancouver Film School: https://www.flickr.com/photos/vancouverfilmschool/8487686936

[8] занимаются шумовики: https://www.audiomania.ru/content/art-5293.html

[9] Vancouver Film School: https://www.flickr.com/photos/vancouverfilmschool/5843530974

[10] непростой процесс: https://www.audiomania.ru/content/art-5423.html

[11] новым голосом: http://allthetropes.wikia.com/wiki/Same_Language_Dub

[12] мы рассказывали ранее: https://www.audiomania.ru/content/art-5505.html

[13] пишут: https://www.axs.com/film-composers-who-have-worked-on-video-games-72810

[14] фриланс: https://technical.ly/dc/2016/08/24/chris-kukla-sound-engineer-video-games/

[15] Alan Levine: https://www.flickr.com/photos/cogdog/5560625860

[16] тишины: https://en.wikipedia.org/wiki/Dead_air

[17] модернизировать: https://habr.com/company/audiomania/blog/398037/

[18] Что нужно знать перед тем, как начать карьеру в аудиоиндустрии: https://t.me/audiomaniaRU/686

[19] Традиции советского дубляжа: https://t.me/audiomaniaRU/646

[20] Та самая озвучка из 90-х: https://t.me/audiomaniaRU/643

[21] Источник: https://habr.com/ru/post/437284/?utm_campaign=437284