- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее

Может показаться, что музыкальная слава является гарантией стабильности. Если ты выпустил альбом, который хвалят критики и слушают миллионы — о бедности не может быть и речи.

Но, к сожалению, статус «звезды» как таковой не является источником дохода. Музыканты, даже известные, порой сталкиваются с финансовыми трудностями на протяжении всей карьеры.

Расскажем, почему после цифровой революции у музыкантов прибавилось проблем, как она изменила музыкальную индустрию и заставила исполнителей искать новые источники дохода.

Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 1 [1]
Фото Jörg Schubert [2] / CC BY [3]

Было: альбомы и «физические» продажи

Главной музыкальной формой второй половины 20-го века был альбом — самодостаточная запись от 30 до 45 минут, созданная для прослушивания от начала и до конца. Фокус на альбомных продажах сыграл большую роль в формировании музыкальной индустрии.

Альбомы были главным способом заявить о себе и создать собственную идентичность, и вокруг их записи вращались остальные события в жизни музыкантов. Контракты с лейблами по сей день [4] нередко заключаются не на календарный срок, а на определенное количество альбомов.

Продажи пластинок являлись очень важным источником дохода для музыкантов и их лейблов. В золотой век альбомов (1960-е – 1980-е) выручка от продажи физических носителей превышала выручку от гастролей в 2-3 раза [5]. Это позволяло некоторым исполнителям попросту игнорировать концертную деятельность. The Beatles провели вторую половину своей карьеры, не появляясь на публике (не считая прощального выступления на крыше [6]). Да и популярные музыканты меньшего калибра могли себе позволить игнорировать другие источники дохода — Кейт Буш гастролировала лишь один раз за первые 36 лет своей карьеры.

Но ценность долгоиграющих пластинок, а затем физической музыки в целом, начала падать. Первый удар по устоявшемуся порядку вещей нанесли музыкальные телеканалы. MTV, с их фокусом на хитовых синглах [7], поощряло поверхностную музыкальную всеядность. Синглы — компактные пластинки с одной песней на каждой стороне — существовали на западе еще с 19 века [8] и стоили в 5-6 раз дешевле [9] альбомов. Такой «прайс пойнт» заставлял лейблы ограничивать [10] наценку, благодаря чему музыкантам было тяжело заработать серьезные деньги.

Более того, фиксация на хитах изменила и отношение к музыке. Покупателей синглов меньше интересовал контекст, в котором песня была задумана (они не слышали альбом целиком). «Сингловое потребление» усложнило создание прочной эмоциональной связи с музыкантом и его творчеством, не давая возможности инвестировать в художественное видение исполнителя. В переводе на бизнес-язык, такие покупки редко генерировали лояльность к бренду, на которой можно было в дальнейшем заработать.

Стало: стриминг, синглы и коллекционирование

С появлением широкополосного интернета угрозой музыкальной индустрии стало масштабное пиратство. Сделать копию купленного диска и поделиться его содержимым мог почти любой. Незащищённость аудиофайлов пугала музыкальные компании, которые обходили цифровой рынок стороной. Вместо этого они тщетно боролись с незаконным распространением своей интеллектуальной собственности. Metallica подали [11] в суд на Napster, Американская организация звукозаписывающих компаний судилась [12] с P2P-обменником Limewire, а производители CD вводили меры для предотвращения [13] копирования. В их глазах оно было кражей.

Но для пользователей интернета обменники стали революцией в музыкальной дистрибуции. Napster, на пике своей популярности имевший порядка 80 млн [14] пользователей, не только позволял им экономить, но и был удобнее, чем поход в музыкальный магазин. Он был прообразом стриминговых платформ и давал доступ к гигантскому музыкальному каталогу за пару кликов. Уже после смерти Napster произошёл запуск первого крупного цифрового магазина песен — iTunes. Он немного исправил ситуацию с легализацией цифрового распространения музыки, но так и не смог «переманить на светлую сторону» большинство. В результате, за первое десятилетие 21 века выручка с музыкальных продаж упала [15] вдвое.

Достойная альтернатива пиратству появилась позже. Стриминговые сервисы, подписка на которые стоит дешевле, чем покупка одного CD, привлекают пользователей, отвыкших платить за музыку. Но о прибыльности для музыкантов не может идти речи — миллион прослушиваний на Spotify приносит исполнителю лишь 5 тысяч долларов [16].

На этом проблемы музыкантов с цифровой дистрибуцией не заканчиваются. В этом формате, опять же, выигрывают синглы и, как следствие, жанры, которые фокусируются на синглах. Альбомы интересны лишь ограниченному кругу людей — на платформах с миллионами разных песен удерживать внимание к своему творчеству тяжело даже признанным звездам.

Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 2
Фото [17] OhllyOhlhoff / Wikimedia CC BY [18]

Благодаря цифровой революции физические форматы стали, в первую очередь, объектами коллекционной ценности. Чтобы увеличить продажи, исполнители выпускают красивые бокс-сеты, интересно оформляют обложки и буклеты, или даже экспериментируют с самим физическим носителем. Такие релизы привлекают очень узкую аудиторию, состоящую в основном из преданных фанатов. Поэтому жить на продажи одних лишь альбомов на физических носителях современные музыканты, в отличие от исполнителей из 60-х и 70-х, не могут.

В итоге для того, чтобы просто окупить запись альбома и что-то заработать, исполнителям приходится выпускать мерч, участвовать в телешоу и намного больше гастролировать. Хотя и гастроли — не гарантия хорошего заработка для многих исполнителей.

От радио к интернет-площадкам

Радио было отражением музыкальной индустрии и важным, хоть и не лидирующим, источником дохода для независимых музыкантов. Гонорар за каждое проигрывание песни при достаточно широкой ротации мог окупить запись трека и обеспечить стабильный заработок.

В золотой век альбомов плейлисты больших радиостанций часто подбирали сами диджеи [19]. Это значительно упрощало процесс попадания в эфир. Некоторые ведущие (например, Джон Пил [20] или Сева Новгородцев [21] из BBC) могли самостоятельно создавать музыкальные явления. Именно появление на шоу Пила привело к популярности таких исполнителей, как Joy Division и PJ Harvey.

Независимые радиостанции тоже играли роль в становлении музыкальных звезд: несмотря на нелегальность, влиятельным было британское пиратское радио, а американское инди-движение — в лице таких групп, как R.E.M и Pixies — «родилось» в университетских радиостанциях. Попадание на радио было гарантией дохода и путём к широкой аудитории — то есть и к большему объему альбомных продаж.

В 90-е начался процесс консолидации радио, как в Британии, так и в США. Большие радиостанции и медиакорпорации постепенно скупали конкурентов. Результат был налицо — на смену диджеям-кураторам пришли фокус-группы и централизованные плейлисты, а независимые радиостанции закрывались одна за другой. За 2015 год только три песни из топ-100 [22] британского радио были выпущены независимыми лейблами, и в других странах наблюдаются похожие тренды. Согласно финскому исследованию, за последние десять лет популярные радиостанции начали чаще повторять одни и те же песни. Теперь попасть на радио, не имея связей с сотрудниками медиагигантов — непростая задача.

Своеобразной заменой радио стал интернет. Загрузить свою песню на SoundCloud или другой подобный сервис может буквально любой желающий, но это не гарантирует ни заработка, ни широкой аудитории. С одной стороны, благодаря Сети множество людей получило свой голос в музыкальной индустрии. С другой стороны, в этом шуме легко потеряться, а вот заработать на своем творчестве сложно.

Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 3
Фото Best Picko [23] / CC [3]

Случайные открытия, ранее возможные благодаря диджеям или подборкам малоизвестных групп в музыкальных магазинах, происходят всё реже. Алгоритмы стриминговых сервисов не могут рисковать, как это делали раньше эксперты-кураторы. Конечно, музыканту может повезти, и та или иная платформа начнёт предлагать его музыку тысячам людей. За последние пару лет таких ситуаций было как минимум [24] две [25].

«Свести» трек на ноутбуке и записать сингл в собственной квартире, создать страничку группы в соцсетях и выложить творчество на SoundCloud — в семидесятые такое и представить было сложно. Цифровая революция открыла множество возможностей для начинающих музыкантов — но только не возможность серьезно зарабатывать на своем творчестве. О том, «чем живут» исполнители, не имеющие статуса суперзвезд, расскажем в следующих материалах.


Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi» и Telegram-канала:

Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 4 История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры [26]
Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 5 Метод шумоизоляции, гасящий до 94% шумов — рассказываем, как он работает [27]
Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 6 Энтузиаст воссоздал звуковую карту Sound Blaster 1.0 [28]
Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 7 Что происходит на рынке потокового аудио: обсуждаем развитие стриминговых платформ [29]
Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 8 Винил вернулся, и он разный [30]
Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 9 Подборка онлайн-магазинов с Hi-Res-музыкой [31]
Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 10 Пожалуйста, потише — говорим о самых громких местах и звуках в мире [32]
Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 11 Искусственный интеллект сможет обучать профессиональных скрипачей [33]
Блеск и нищета: как цифровая революция сделала музыкантов беднее - 12 Сорокопятки отмечают юбилей [34]


Автор: Audioman

Источник [35]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/zvuk/316618

Ссылки в тексте:

[1] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/450564/

[2] Jörg Schubert: https://www.flickr.com/photos/tinto/10043780454/

[3] CC BY: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/

[4] по сей день: https://www.soundonsound.com/music-business/recording-contracts-explained

[5] в 2-3 раза: https://www.seatsmart.com/blog/concert-tickets-vs-album-sales/

[6] на крыше: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Beatles%27_rooftop_concert

[7] хитовых синглах: https://www.nytimes.com/1991/07/07/arts/pop-view-as-mtv-turns-10-pop-goes-the-world.html

[8] еще с 19 века: https://en.wikipedia.org/wiki/Single_(music)#Early_history

[9] дешевле: https://www.reddit.com/r/vinyl/comments/2w04ux/how_much_did_vinyl_records_used_to_cost_in_the/

[10] ограничивать: https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1987-03-19-ca-13995-story.html

[11] подали: https://en.wikipedia.org/wiki/Metallica_v._Napster,_Inc.

[12] судилась: https://www.theguardian.com/music/2010/may/13/us-record-labels-limewire

[13] предотвращения: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Compact_Disc_and_DVD_copy_protection_schemes#Commercial_Audio_CD/DVD_protection_schemes

[14] 80 млн: https://www.rollingstone.com/culture/culture-news/itunes-10th-anniversary-how-steve-jobs-turned-the-industry-upside-down-68985/

[15] упала: https://money.cnn.com/2010/02/02/news/companies/napster_music_industry/

[16] 5 тысяч долларов: https://www.digitalmusicnews.com/2016/05/26/band-1-million-spotify-streams-royalties/

[17] Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chuck_Berry_-_Rock_And_Roll_Music_-_Any_Old_Way_You_Choose_It_-_The_Complete_Studio_Recordings.jpg

[18] CC BY: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/deed.en

[19] сами диджеи: https://archive.nytimes.com/www.nytimes.com/books/first/b/brewster-dj.html

[20] Джон Пил: https://www.theguardian.com/books/2015/sep/25/how-john-peel-created-our-musical-world

[21] Сева Новгородцев: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%86%D0%B5%D0%B2

[22] три песни из топ-100: https://www.musicbusinessworldwide.com/why-do-major-record-labels-dominate-uk-radio-so-much/

[23] Best Picko: https://www.flickr.com/photos/157089461@N07/26980305947/

[24] как минимум: https://www.complex.com/pigeons-and-planes/2017/10/boy-pablo-everytime-youtube-algorithm-interview

[25] две: http://www.openculture.com/2018/10/youtubes-algorithm-turned-obscure-1980s-japanese-song-enormously-popular-hit-discover-mariya-takeuchis-plastic-love.html

[26] История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры: https://www.audiomania.ru/content/art-6552.html

[27] Метод шумоизоляции, гасящий до 94% шумов — рассказываем, как он работает: https://www.audiomania.ru/content/art-6529.html

[28] Энтузиаст воссоздал звуковую карту Sound Blaster 1.0: https://www.audiomania.ru/content/art-6499.html

[29] Что происходит на рынке потокового аудио: обсуждаем развитие стриминговых платформ: https://www.audiomania.ru/content/art-6493.html

[30] Винил вернулся, и он разный: https://www.audiomania.ru/content/art-6475.html

[31] Подборка онлайн-магазинов с Hi-Res-музыкой: https://www.audiomania.ru/content/art-6468.html

[32] Пожалуйста, потише — говорим о самых громких местах и звуках в мире: https://www.audiomania.ru/content/art-6454.html

[33] Искусственный интеллект сможет обучать профессиональных скрипачей: https://t.me/audiomaniaRU/736

[34] Сорокопятки отмечают юбилей: https://t.me/audiomaniaRU/734

[35] Источник: https://habr.com/ru/post/450564/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=450564