- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Еще не так давно музыкальная индустрия была «закрытым клубом». Попасть в него было тяжело, а общественный вкус находился под контролем небольшой группы «просветленных» экспертов.
Но с каждым годом мнение элит становится все менее ценным, а на смену критикам пришли плейлисты и алгоритмы. Расскажем, как это произошло.
[1]
Фото Sergei Solo [2] / Unsplash
В европейском музыкальном мире долгое время не было правил, иерархии и деления на профессии, к которым мы привыкли. Не было даже привычной нам модели музыкального образования. Роль музыкальных школ часто играли церкви, где дети учились под руководством органиста — именно так получал образование десятилетний Бах.
Слово «консерватория» появилось в 16 веке и обозначало детский приют [3], где воспитанников обучали музыке. Консерватории, соответствующие современному определению термина — с входным конкурсом, четкой образовательной программой и карьерными перспективами —распространились по Европе лишь в 19 веке.
Композиторская деятельность долгое время также не являлась особенно престижной. Многие популярные ныне классики зарабатывали на жизнь как исполнители, дирижеры и учителя.
До того, как музыку Баха популяризировал Мендельсон, композитора вспоминали, в первую очередь, как выдающегося педагога.
Фото Matthew Cramblett [4] / Unsplash
Самыми крупными заказчиками музыки были церковь и знать. Первая нуждалась в духовных произведениях, вторые — в развлекательных. Именно они контролировали то, какую музыку слушает свет — даже если сами относились к музыке поверхностно.
Более того, в то время жизненный цикл каждой композиции был, по современным меркам, очень коротким. «Рок-звездами» тогда были виртуозы — гастролирующие музыканты, которые демонстрировали выдающиеся технические способности. Они обновляли свой репертуар каждый год — в новом сезоне от них ожидались новые произведения.
Именно поэтому, как пишет [5] кембриджский профессор и пианист Джон Ринк (John Rink) в своем эссе из сборника «Кембриджской истории музыки», композиторы нередко делили свое творчество на недолговечные «хиты» для репертуара концертирующих исполнителей и долгоиграющую «нетленку». Производство музыки в таком контексте вставало на конвейер.
Устоявшийся порядок начал меняться на рубеже 18-19 веков, когда преобразилось само отношение образованных европейцев к музыке. Благодаря романтическим веяниям, широко распространилось понятие «высокой» музыки [6]. Элиты начали видеть в европейской культуре инструментальных произведений нечто абсолютное, отличное от веяний изменчивой моды.
Сейчас такой подход к музыке мы называем академическим.
Как любое благородное занятие, «высокая» музыка нуждалась в системах, которые будут поддерживать и защищать ее чистоту. За это взялись богатые покровители искусств (от дворян и промышленников до королей), чья деятельность [7] стала как никогда престижной.
Фото Diliff [8] / Wiki
Именно на их деньги строились образовательные учреждения и культурные институты, ныне являющиеся стержнем классического музыкального мира. Таким образом, элита не только отстояла свое место в европейской музыкальной культуре, но и взяла ее развитие под свой контроль.
Первые газеты, которые публиковали рецензии на музыкальные произведения, начали печататься также в конце 18 века — примерно в одно время с появлением привычных нам консерваторий, филармоний и музыкальных школ. Если образовательные учреждения задавали планку исполнительского и композиторского качества, то критики ставили ее под вопрос.
Их задача — отличать вечное от переходящего — подчеркивала безвременность высокой музыки в академической традиции. Уже в двадцатом веке гитарист Фрэнк Заппа едко отмечал, что «говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре». И вполне обоснованно.
Музыкальная критика берет начало в музыкологии, эстетике и философии. Для того, чтобы написать хорошую рецензию, необходимо иметь познания во всех трех областях. Критик должен разбираться в технических аспектах работы музыканта и композитора, выносить эстетические суждения и чувствовать связь произведения с «абсолютным» — за пределами конкретики. Все это делает музыкальную критику очень специфичным жанром.
Уже вскоре после появления, музыкальная критика перетекла из специализированных изданий на страницы популярной прессы — музыкальные критики успели утвердить себя как неотъемлемую часть журналистской культуры. До распространения звукозаписи музыкальные журналисты рецензировали выступления, в частности — премьеры.
Реакция критиков на премьеру композиции могла определить ее дальнейшую судьбу. Например, после разгрома [9] первой симфонии Рахманинова на страницах петербургского издания «Новости и Биржевая Газета», произведение не исполняли вплоть до смерти композитора.
Учитывая необходимость в понимании технической стороны композиторского мастерства, роль критиков часто играли сами сочинители музыки. Рецензию, о которой речь шла выше, написал Цезарь Антонович Кюи [10] — член «Могучей Кучки». Также своими рецензиями были знамениты Римский-Корсаков [11] и Шуман.
Музыкальный журнализм стал важным элементом новой музыкальной экосистемы 19 века. И, подобно другим аспектам этой молодой «индустрии», он тоже контролировался образованной, привилегированной элитой с академическими стандартами.
В двадцатом веке ситуация кардинально изменится: на смену элитам придут технологии, на смену композиторам-критикам — профессиональные музыкальные журналисты и диджеи.
Автор: Audioman
Источник [12]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/zvuk/318787
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/453432/
[2] Sergei Solo: https://unsplash.com/photos/Zif9OPYfwdE
[3] детский приют: https://www.britannica.com/art/conservatory-musical-institution
[4] Matthew Cramblett: https://unsplash.com/photos/FBG4OWAZCD8
[5] пишет: https://books.google.ru/books?id=6tK4l7lEepcC&lpg=PA68&vq=virtuoso#repertory&pg=PA65#v=snippet&q=virtuoso%2520repertory&f=false
[6] «высокой» музыки: https://zodml.org/sites/default/files/Absolute_Music_and_the_Construction_of_Meaning_(New_Perspectives_in_Music_History_and_Criticism)_0.pdf
[7] деятельность: https://www.classicfm.com/discover-music/latest/great-patrons-music/
[8] Diliff: https://en.wikipedia.org/wiki/Royal_College_of_Music#/media/File:Royal_College_of_Music_-_April_2007.jpg
[9] разгрома: https://en.wikipedia.org/wiki/Symphony_No._1_(Rachmaninoff)#Contemporary_response
[10] Цезарь Антонович Кюи: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8E%D0%B8,_%D0%A6%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
[11] Римский-Корсаков: http://www.rimskykorsakov.ru/120918.html
[12] Источник: https://habr.com/ru/post/453432/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=453432
Нажмите здесь для печати.