- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В прошлых статьях мы говорили об изменяющейся роли критиков [1] в мире музыки. Теперь же поговорим о том, как альбомный формат потерял былую значимость — и что пришло ему на смену.
[2]
Фото Florencia Viadana [3] / Unsplash
В первой половине XX века музыкальная индустрия была совсем не похожа на то, с чем мы знакомы сейчас. Отчасти изменения были связаны с популярными тогда технологиями — главным музыкальным форматом того времени были шеллаковые пластинки, которые проигрывались со скоростью 78 оборотов в минуту. Стандартная 10-дюймовая пластинка вмещала лишь три минуты музыки [4] на каждой стороне — это серьезно ограничивало длину материала. Даже оркестровая музыка намеренно сокращалась, чтобы уместиться на пластинке. Первые записи «Рапсодии в стиле Блюз [5]» Гершвина длились в районе 9 минут, почти в два раза меньше, чем оригинальная версия произведения. Неудивительно, что синглы составляли подавляющее большинство релизов.
Альбомы существовали — но их было мало. Они распространялись в бокс-сетах, содержащих несколько пластинок. Уже тогда они имели некоторые из характеристик, которые мы приписываем современным альбомам — например, включали песни схожей тематики [6]. Но едиными музыкальными произведениями назвать их было нельзя — они скорее напоминали компиляции. В этом можно винить популярное в то время «жесткое разделение труда» между авторами музыки и ее исполнителями.
Альбомы зачастую состояли из песен разных композиторов, написанных в разное время и уже издававшихся в исполнении других людей. Ничего постыдного в том, чтобы выпустить «альбом каверов», не было.
В начале 50-х годов началась виниловая революция. Пластинки нового типа, вмещающие до 45 минут музыкального материала, быстро стали популярными. Тогда же в мейнстрим вышли авторские жанры — блюз и фолк-музыка. Человек, который и пишет, и исполняет свою музыку, имеет большую долю творческого контроля над своими пластинками. Это позволило альбомам превратиться из сборников разрозненных песен в единые музыкальные произведения.
Фото Fleur [7] / Unsplash
Трансформацию легко проследить на примере The Beatles — одной из самых влиятельных групп всех времен. Их первые два альбома почти наполовину состояли из чужих песен. В дальнейшем они практически избавились от каверов, и вместе с этим их работы стали более целостными и концептуальными. Кульминацией этой тенденции стал знаменитый «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts’ Club Band», с бесшовными переходами между песнями и композициями, напоминающими сюиты.
К 70-м годам «альбомы-компиляции» стали цениться меньше, чем более концептуальные работы. Сами альбомы по своей структуре все чаще напоминали классические симфонические произведения — особенно в жанре прог-рока, который формировался на стыке рок- и академической музыки.
Например, альбом «Thick As A Brick» группы Jethro Tull состоит из одной единственной песни, разделенной на две части. Двойной альбом «Works Vol. 1» коллектива Emerson, Lake And Palmer открывается фортепианным концертом в исполнении клавишника группы и Лондонского Симфонического Оркестра. Тенденция инкорпорировать в материал симфонические приемы не ограничивалась прогом. Многие популярные альбомы 70-х также подпадают под этот тренд — например, знаменитый «A Night At The Opera» группы Queen или рок-опера «Зигги Стардаст [8]» Дэвида Боуи.
К концу 70-х годов процесс академизации рок-музыки пошел на спад, но ожидание того, что альбом должен быть больше, чем сумма его составляющих, осталось. Многие поп-альбомы 80-х продолжали развивать это направление. Среди них можно отметить «Sign O’ The Times» Принца и «So» Питера Гэбриэла.
Однако уже в 80-х начались процессы, которые привели к падению популярности альбомов.
Первым из них был усиливающийся фокус на коммерциализацию музыки, движимый музыкальным телевидением и его растущей популярностью у молодежи. Мы уже писали [9] про то, как MTV стал первым молодежным каналом на американском кабельном ТВ. И это было неспроста — в начале десятилетия появились исследования [10], которые описывали влияние подростков на рыночную экономику. Руководство канала увидело незанятую — и потенциально очень прибыльную — нишу, которая стала еще более привлекательной по мере того, как ослабевали [11] законодательные ограничения, связанные с рекламой для детей. Художественная ценность музыки отошла на второй план по сравнению с ее развлекательной составляющей.
В результате произошло рождение жанра, который мы называем teen pop. Он фокусировался на синглах, потому что они стоят дешевле альбомов, сопровождаются видеоклипами и не требуют от детей продолжительного внимания. Влияние teen pop-исполнителей использовали, чтобы продавать подросткам напитки, игрушки [12] и даже технику [13]. Художественная музыка, затрагивающая сложные темы (тем более в формате альбома), не может конкурировать с поп-хитами как двигатель рекламы.
К концу 80-х появились и другие жанры, плохо совместимые с классической песенной традицией — танцевальная электроника и хип-хоп. Центральными фигурами в танцевальной электронике были диджеи, которые ставили пластинки на танцполе. Чтобы облегчить жизнь диджею, в электронных композициях должны присутствовать «буферы» — длительное вступление и длительное окончание. Так легче подобрать идеальное время для того, чтобы переключиться между треками. Традиционные альбомные композиции по своей природе лаконичны, и не дают этой возможности. Поэтому главным форматом танцевальной электроники стал 12-дюймовый сингл [14].
Что касается хип-хопа, то в этом жанре начал набирать популярность формат микстейпа [15] — домашней компиляции композиций различных продюсеров, которые объединяет поэзия исполнителя. Над одним хип-хоп альбомом могут работать десятки людей, не считая правообладателей сэмплов. Это усложняет создание целостного произведения. Концептуальные альбомы не обошли [16] хип-хоп стороной — но не стали «жанрообразующими».
Последний удар формату альбома нанесла смерть физических носителей. Про нее мы также писали в одном из предыдущих материалов [17]. В мире, где стриминг является главной формой потребления музыки, а развлекательный контент напрямую конкурирует с музыкальным, внимание тяжело удерживать долго. Стриминговые платформы — «шведский стол» музыкальной индустрии. Слушателям в таких условиях свойственно попробовать всего по чуть-чуть, а не фокусироваться на одном блюде.
Как же подстраиваются к новому климату исполнители? По мере того, как новостные циклы укорачиваются [18], а сохранить внимание общественности становится тяжелее, частота появления контента берет верх над его качеством. Задача исполнителей — остаться в заголовках и пользовательских плейлистах, нежели сделать свой альбом их плейлистом. Если исполнитель потратил полгода на запись пластинки, а умы публики она занимала всего неделю, то это — выброшенные на ветер деньги.
Более того, и альбомы как таковые становятся только короче [19]. Исследования показывают [20], что даже на самых хитовых пластинках большая часть прослушиваний приходится на 3-4 песни.
Поэтому исполнители фокусируются на синглах. Люди с большей вероятностью дослушают их до конца — не говоря о том, что, выпуская по одной песне в единицу времени, можно чаще создавать инфоповоды. Такого мнения придерживается продюсер [21] Саван Котеча (Savan Kotecha), известный работой с One Direction и The Weeknd. Если такие известные имена озабочены созданием постоянного потока из синглов, то для исполнителей среднего калибра тем более необходимо, чтобы большая часть их песен была на слуху к выходу альбома.
Японская исполнительница Сиина Ринго недавно выпустила свой первый альбом за четыре года. 8 из 13 песен на нем были изданы в виде синглов. Еще две песни стали доступны после открытия предзаказов. В итоге, к выходу альбома на нем было лишь три новых трека.
Из-за фокуса на синглах выходит все больше [22] ремиксов и дуэтов. Работа с другими исполнителями — будь то адаптация песни для танцпола или появление на чужом треке, помогает раскручивать свой бренд и оставаться в фокусе широкой публики. Отчасти на это влияет растущая популярность хип-хопа — жанра, поощряющего сотрудничество.
Фото Søren Astrup Jørgensen [23] / Unsplash
Некоторые исполнители, вдохновившись Голливудом и взрывом кинематографических франшиз, выпускают сиквелы к старым работам и серии альбомов. Это помогает им неоднократно эксплуатировать одну и ту же успешную «историю». В 2013 году Eminem выпустил сиквел [24] к уже классической записи «The Marshall Mathers LP». Все альбомы легендарной эмо-группы American Football [25] имеют одно и то же название и отличаются по номерам (как ранние работы Led Zeppelin). Группы The 1975 и Foals создают серии альбомов [26], в надежде что эмоциональная инвестиция в первую часть позволит им «сохранить» слушателей.
Жанр альбома не мертв. Но бизнес-реалии заставляют исполнителей переосмыслить подход к работе. Такое положение дел имеет как положительные стороны (большее количество совместных музыкальных проектов, меньшее количество «филлеров», треков для заполнения альбома), так и отрицательные (альбомы, напоминающие компиляции). Правда, делать окончательные выводы еще рано. В конце концов, никто не знает, какие технологии поменяют музыкальную индустрию в ближайшие пять лет.
Забытые аудиоформаты: 8-дорожечная магнитная лента Stereo 8 [27]
Аудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным [28]
Забытые форматы: гибкие грампластинки [29]
«Просто так взять и послушать музыку»: 5 способов и форматов на выбор [30]
Новые-старые форматы: HD-винил и DIY-пластинки [31]
Что было на первом iPod: двадцать альбомов, которые выбрал Стив Джобс в 2001 году [32]
Pay what you want: как эта модель проявила себя в музыке, и кто пробовал так зарабатывать [33]
Автор: Audioman
Источник [34]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/zvuk/320625
Ссылки в тексте:
[1] изменяющейся роли критиков: https://habr.com/en/company/audiomania/blog/453432/
[2] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/455806/
[3] Florencia Viadana: https://unsplash.com/photos/uxauyl7tw7c
[4] три минуты музыки: https://en.wikipedia.org/wiki/Phonograph_record#78_rpm_recording_time
[5] Рапсодии в стиле Блюз: https://en.wikipedia.org/wiki/Rhapsody_in_Blue#Recordings
[6] песни схожей тематики: https://en.wikipedia.org/wiki/Star_Dust_(Bing_Crosby_album)
[7] Fleur: https://unsplash.com/photos/qrHBY0TQBFk
[8] Зигги Стардаст: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Rise_and_Fall_of_Ziggy_Stardust_and_the_Spiders_from_Mars
[9] писали: https://habr.com/en/company/audiomania/blog/454398/
[10] исследования: https://www.apa.org/monitor/jun04/driving
[11] ослабевали: https://www.mediaed.org/discussion-guides/Consuming-Kids-Discussion-Guide.pdf
[12] игрушки: https://www.youtube.com/watch?v=CNjqJ9YVFqk
[13] технику: https://www.youtube.com/watch?v=hDHZA3Tz36o
[14] 12-дюймовый сингл: https://www.theskinny.co.uk/music/opinion/why-the-12-inch-record-still-matters
[15] микстейпа: https://en.wikipedia.org/wiki/Mixtape#In_hip_hop
[16] не обошли: https://en.wikipedia.org/wiki/Ready_to_Die
[17] одном из предыдущих материалов: https://habr.com/en/company/audiomania/blog/450564/
[18] укорачиваются: https://www.theguardian.com/media/2017/dec/16/reporting-2017-news-cycle-amrani
[19] только короче: https://uproxx.com/music/grammys-albums-shorter-than-ever-nominees/
[20] показывают: https://www.rollingstone.com/music/music-features/the-album-is-in-deep-trouble-and-the-music-business-probably-cant-save-it-753795/
[21] продюсер: https://www.rollingstone.com/music/music-features/why-your-favorite-artist-is-releasing-more-singles-than-ever-629130/
[22] все больше: https://www.economist.com/graphic-detail/2018/02/02/popular-music-is-more-collaborative-than-ever
[23] Søren Astrup Jørgensen: https://unsplash.com/photos/EUhk0hrHaFY
[24] сиквел: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Marshall_Mathers_LP_2
[25] American Football: https://en.wikipedia.org/wiki/American_Football_(band)#Discography
[26] серии альбомов: http://www.musicweek.com/opinion/read/the-album-reloaded-weighing-up-the-pros-and-cons-of-franchising-music/075914
[27] Забытые аудиоформаты: 8-дорожечная магнитная лента Stereo 8: https://www.audiomania.ru/content/art-6234.html
[28] Аудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным: https://www.audiomania.ru/content/art-6053.html
[29] Забытые форматы: гибкие грампластинки: https://www.audiomania.ru/content/art-5569.html
[30] «Просто так взять и послушать музыку»: 5 способов и форматов на выбор: https://www.audiomania.ru/content/art-5346.html
[31] Новые-старые форматы: HD-винил и DIY-пластинки: https://www.audiomania.ru/content/art-4830.html
[32] Что было на первом iPod: двадцать альбомов, которые выбрал Стив Джобс в 2001 году: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/454980/
[33] Pay what you want: как эта модель проявила себя в музыке, и кто пробовал так зарабатывать: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/454042/
[34] Источник: https://habr.com/ru/post/455806/?utm_campaign=455806&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.