- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Как треск костра, скрип дверей и самый обыкновенный шум становятся музыкой и попадают в электроакустические треки

Рассказываем, как появилось это направление, и кто пишет электроакустическую музыку.

Как треск костра, скрип дверей и самый обыкновенный шум становятся музыкой и попадают в электроакустические треки - 1 [1]
Фото Luis Monse [2] / Unsplash

Что такое электроакустическая музыка

Это — жанр электронной музыки, в которой используют различные шумы природного и искусственного происхождения (синтезированные), обработанные фильтрами.

Жанр существует примерно с середины XX века. За прошедшее время к нему проявило интерес множество музыкантов. Например, французский композитор Эдгар Варез [3] (Edgar Varese) в 1957 году написал «Poème électronique [4]». В своей работе он использовал звук колоколов, а также разнообразный скрежет и шелест.

Американский композитор Эрик Часалоу (Eric Chasalow) для создания трека «Crossing Boundaries [5]» в 2000 году использовал записи с автоответчиков и отдельные фразы из документальных фильмов.

Музыканты, создающие электроакустические треки, микшируют шумы, заставляя их «перетекать» из одного в другой. Например, они трансформируют кашель в звук заводящегося мотора или превращают автомобильные гудки в звуки духовых инструментов — к слову, последним приемом воспользовался американский музыкант и профессор музыкальной школы при Университете Флориды Пол Кунс (Paul Koonce) в работе Walkabout [6].

Чаще всего электроакустические треки воспроизводятся в записи без участия автора-исполнителя. Российский композитор Артемий Артемьев, чьи работы часто попадают в чарты [7] радиостанций России, США, Германии, Испании и других стран, говорит [8], что такая музыка подразумевает многомесячную работу со звуком, которую нельзя проделать на сцене перед аудиторией.

История направления

Электроакустическая музыка является развитием жанра конкретной музыки [9]. Термин ввел французский инженер-акустик Пьер Шеффер [10] (Pierre Schaeffer), который был пионером направления. Конкретная музыка подразумевала запись звуков естественного происхождения — например, капающей воды, скрипов дверей, голосов птиц — на магнитную ленту с целью их последующего микширования. Микширование проводили путем ускорения или замедления движения ленты в магнитофоне, также перезаписывали на один носитель сразу несколько различных аудиозаписей.

Одним из самых ранних примеров конкретной музыки является работа Пьера Шеффера — «Пять шумовых этюдов [10]» 1948 года. Один из этюдов автор записывал на вокзале, поэтому он включает в себя звучание поездов.

В конце 50-х — начале 60-х годов в конкретную музыку пришли электронные технологии, помимо магнитофонов с лентой в арсенал музыкантов и композиторов добавились синтезаторы. Так родилась электроакустическая музыка, в которой помимо звуков природы появились звуки синтезированные. Одним из ее первопроходцев стал уже упомянутый Эдгар Варез. В 1958 году его «Poème électronique» воспроизвели на Всемирной выставке в Брюсселе [11] с помощью 425 громкоговорителей, расположенных в специальном павильоне.

Спустя какое-то время за Эдгаром потянулись другие музыканты. Например мальтийский композитор, исполнитель и поэт Рей Буттиджич (Ray Buttigieg). В его работе «Probing in Space Oceans [12]» можно распознать звук плещущихся волн и капающей воды, переплетающийся со звуком синтезаторов.

Что интересно, «электроакустика» нашла отражение и в популярной музыке, повлияв на творчество исполнителей 60-х годов. Например, различные шумы есть в песнях The Beatles — «Revolution 9 [13]» и Pink Floyd — «Bike [14]». Фрэнк Заппа [15] написал несколько композиций, в которых слышны причудливое жужжание, гудки и свист рассекаемого воздуха.

Современные композиторы

Электроакустическую музыку пишет немецкий квартет The Pitch. Его участники смешивают звучание органа, кларнета, контрабаса и вибрафона [16] — ударный инструмент, который относят к группе металлофонов — со звоном колоколов, стуком каблуков, скрежетом и шелестом. Их работы можно послушать на Bandcamp [17].

Еще пример — бельгийский композитор Конрад Эккер (Koenraad Ecker). В прошлом году он выпустил новый альбом — A Biology of Shadows. Его композиции [18] напоминают смесь грайма, глитча и эмбиента — а среди используемых звуков можно распознать треск костра, сердцебиение, шуршание, скрежет и человеческую речь.

Девятого марта 2018 года свой альбом — «Hidden for the Eyes» — представил словенский композитор под псевдонимом Alapastel. В его треках звучание классических инструментов перемешивается с пением птиц.

Разумеется, мы назвали не всех исполнителей в жанре электроакустической музыки. Если у вас есть любимые композиторы, которые превращают естественные и искусственные шумы в музыку, — расскажите о них в комментариях.


Дополнительное чтение — в нашем «Мире Hi-Fi»:

Как треск костра, скрип дверей и самый обыкновенный шум становятся музыкой и попадают в электроакустические треки - 2 «Находки аудиомана»: карты звуков как способ погрузиться в атмосферу незнакомого города [19]
Как треск костра, скрип дверей и самый обыкновенный шум становятся музыкой и попадают в электроакустические треки - 3 «Массаж для твоего мозга»: поговорим об ASMR [20]
Как треск костра, скрип дверей и самый обыкновенный шум становятся музыкой и попадают в электроакустические треки - 4 Что такое музыкальное программирование — кто и почему им занимается [21]
Как треск костра, скрип дверей и самый обыкновенный шум становятся музыкой и попадают в электроакустические треки - 5 «Гул Земли»: теории заговора и возможные объяснения [22]
Как треск костра, скрип дверей и самый обыкновенный шум становятся музыкой и попадают в электроакустические треки - 6 Музыка «по умолчанию»: какие треки можно было найти на плеерах и ПК [23]
Как треск костра, скрип дверей и самый обыкновенный шум становятся музыкой и попадают в электроакустические треки - 7 Пластинка в подарок или бесплатная музыка для любителей колы и готовых завтраков [24]
Как треск костра, скрип дверей и самый обыкновенный шум становятся музыкой и попадают в электроакустические треки - 8 Что за музыка была «зашита» в популярных ОС [25]


Автор: Audioman

Источник [26]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/zvuk/328642

Ссылки в тексте:

[1] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/465681/

[2] Luis Monse: https://unsplash.com/photos/nZIlb6POmWk

[3] Эдгар Варез: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B7,_%D0%AD%D0%B4%D0%B3%D0%B0%D1%80

[4] Poème électronique: https://www.youtube.com/watch?v=R-R3F3ZVbi8

[5] Crossing Boundaries: https://soundcloud.com/eric-chasalow/crossing-boundaries

[6] Walkabout: https://www.deezer.com/ru/track/48712571

[7] попадают в чарты: http://www.electroshock.ru/artemiy/index.html

[8] говорит: http://www.electroshock.ru/artemiy/interview/klepikov/index.html

[9] конкретной музыки: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

[10] Пьер Шеффер: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80,_%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80

[11] Всемирной выставке в Брюсселе: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0_(1958)

[12] Probing in Space Oceans: https://www.youtube.com/watch?v=vZ0Qxb3uY-Q

[13] Revolution 9: https://ru.wikipedia.org/wiki/Revolution_9

[14] Bike: https://youtu.be/FPMXt9Me_Fo?t=120

[15] Фрэнк Заппа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D0%BA

[16] вибрафона: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BD

[17] послушать на Bandcamp: https://grannyrecords.bandcamp.com/album/split-cassette

[18] композиции: https://www.youtube.com/watch?v=st9yQbuv1GQ

[19] «Находки аудиомана»: карты звуков как способ погрузиться в атмосферу незнакомого города: https://www.audiomania.ru/content/art-6830.html

[20] «Массаж для твоего мозга»: поговорим об ASMR: https://www.audiomania.ru/content/art-6814.html

[21] Что такое музыкальное программирование — кто и почему им занимается: https://www.audiomania.ru/content/art-6815.html

[22] «Гул Земли»: теории заговора и возможные объяснения: https://www.audiomania.ru/content/art-6803.html

[23] Музыка «по умолчанию»: какие треки можно было найти на плеерах и ПК: https://www.audiomania.ru/content/art-6775.html

[24] Пластинка в подарок или бесплатная музыка для любителей колы и готовых завтраков: https://www.audiomania.ru/content/art-6774.html

[25] Что за музыка была «зашита» в популярных ОС: https://www.audiomania.ru/content/art-6760.html

[26] Источник: https://habr.com/ru/post/465681/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=465681