- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Водяные фуникулеры

Фуникулер на парижском холме Монмартр с 1900 по 1931 год работал без двигателя, исключительно за счет гравитации.
Водяные фуникулеры - 1

Подобно лифту и противовесу, поднимающийся и спускающийся вагоны фуникулера были связаны тросом через блок на верхней станции. Это обычное решение, которое позволяет частично компенсировать массу одного вагона другим и снизить требуемую мощность. Но французы сделали так, что спускающийся вагон был ВСЕГДА тяжелее поднимающегося.

Под полом вагона располагался 5-кубовый бак для воды. Перед очередным рейсом служитель нижней станции сообщал верхнему, сколько у него пассажиров. Верхний вычитал количество «своих» пассажиров и заливал в бак соответствующий объем. Верхняя кабина становилась тяжелее нижней, и рейс можно было начинать. На нижней станции бак опорожнялся.
Водяные фуникулеры - 2

Красоту решения портит тот факт, что вода не била из родника на вершине холма, а подавалась туда паровым насосом (так что двигатель, строго говоря, у фуникулера все-таки был). Куда сливалась вода внизу — в другой бак или в канализацию — мне неизвестно. Во всяком случае, в статье 1900 года [1] указывают, что вода для фуникулера отпускается городом по фиксированной ставке 3 сантима за кубометр.

Билет на подъем стоил 10 сантимов, на спуск — 5 сантимов. Таким образом стимулировалось наличие «живой массы» наверху.
(На мой взгляд, парижане могли пойти и дальше: пусть за подъем пассажир платит 15 сантимов, а за спуск получает 1. Полагаю, нашлось бы немало желающих заработать, и на верхней станции всегда было бы гарантировано наличие «лишних» пассажиров).

Стыковочные узлы от действующих водяных фуникулеров в Португалии [2]
Водяные фуникулеры - 3

и в Германии [3]:
Водяные фуникулеры - 4

Подвид — британский Lynton-Lynmouth Cliff Railway [4]:
Водяные фуникулеры - 5

Здесь вода из нижнего бака не сливается по умолчанию. Перед стартом резервуары обоих вагонов заполнены. Затем тормоза отпускают и начинают сливать воду из нижнего бака до тех пор, пока верхний вагон не перевесит и не начнется движение.
Водяные фуникулеры - 6

Наконец, в швейцарском Фрибуре техническое решение достигло своего апогея. Там до сих пор работает [5] фуникулер, в бак которого поступают сточные воды из верхней части города.
Водяные фуникулеры - 7

На нижней станции стоки сливаются в ту же канализацию.
Водяные фуникулеры - 8

Да, пахнет [6]. Зато энергоэффективно.

Автор: 22sobaki

Источник [7]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/staroe-zhelezo/120810

Ссылки в тексте:

[1] статье 1900 года: http://dansletempsjadis.canalblog.com/archives/2011/11/28/22831945.html

[2] в Португалии: https://pt.wikipedia.org/wiki/Elevador_do_Bom_Jesus

[3] в Германии: https://de.wikipedia.org/wiki/Nerobergbahn

[4] Lynton-Lynmouth Cliff Railway: http://www.cliffrailwaylynton.co.uk/how-it-works/

[5] до сих пор работает: http://www.seilbahn-nostalgie.ch/fribourg.html

[6] пахнет: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g315924-d2514420-Reviews-Funiculaire_Fribourg-Fribourg_Canton_of_Fribourg.html

[7] Источник: https://geektimes.ru/post/275840/