- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Французский аэропорт встал из-за сбоя Windows 3.1, операционной системы 1992 года

Аэропорт «Париж-Орли» [1], который находится в четырнадцати километрах от Парижа, остановил свою работу из-за ошибки в Windows 3.1 [2], на которой работает система оповещения о погодных условиях DECOR. Эта версия Windows была выпущена компанией Microsoft в 1992 году и среди нововведений имела игру «Сапёр» для тренировки точности попадания курсором по экрану.

«В Париже есть только три специалиста, которые могут разобраться с проблемами в DECOR. В следующем году один из них уходит на пенсию, и мы не представляем, кто мог бы его заменить», — рассказывает Александр Фиакр, генеральный секретарь объединения авиапрофсоюзов UNSA-IESSA.

image

7 ноября над аэропортом «Париж — Орли» стоял туман. Авиадиспетчеры не могли сообщить пилотам о видимости на взлётной полосе, так как произошёл сбой в «системе управления экологическими данными Орли и Руасси» — DECOR, «diffusion des données d'environnement contrôle d'Orly et de Roissy». Такая же система работает в самом крупном в Европе аэропорту — «Париж — Шарль-де-Голль», всего — в четырнадцати аэропортах Франции. И работает система на Windows 3.1 [3], выпущенной в 1992 году.

Инструменты, которые использует авиакомпания Aéroports de Paris, работают на четырёх различных операционных системах, выпущенных от десяти до двадцати лет назад. Некоторые системы работают на UNIX — любимой в 1980-х годах операционной системе университетов и стартапов.

image
Microsoft выпустила Windows 3.1, добавив в систему масштабируемые шрифты TrueType и игру «Сапёр», впервые появилась поддержка мультимедийного контента.

Генеральный секретарь объединения авиапрофсоюзов Александр Фиакр сравнивает проблемы с системой DECOR на Windows 3.1 со сложностями, с которыми столкнулось НАСА с программой Voyager. Программа была запущена в 1977 году, Voyager 1 и Voyager 2 работают на процессорах General Electric с тактовой частотой 250 килогерц. Сегодняшние смартфоны и «умные» часы гораздо мощнее этих компьютеров сорокалетней давности. Машины используют устаревшие языки программирования, например FORTRAN. А очень скоро последний инженер из оригинальной команды Ларри Зотарелли выходит на пенсию [4].

Агентству нужно искать эксперта в программировании из 1970-х годов. НАСА надеется, что удастся уговорить Зотарелли поработать с молодым специалистом в течение года, чтобы обучить его взаимодействию с аппаратом Voyager 1, который находится на расстоянии около 20 миллиардов километров от Земли.

Французский аэропорт встал из-за сбоя Windows 3.1, операционной системы 1992 года - 3
Перфорированная карта с разметкой колонок для Фортрана

Французские инженеры авиационной отрасли сталкиваются со сложностями в поиске комплектующих для машин. Иногда запчасти для компьютерных систем приходится искать на eBay. И в любом случае они не рассчитаны на двадцать лет работы. Министр транспорта Франции обещает, что «оборудование будет обновлено к 2017 году». Фиакр считает, что это слишком оптимистичный прогноз. Он уверен, что обновление в лучшем случае произойдёт к 2019, если не к 2021.

К счастью, сбой в системе не поставил под угрозу жизни и здоровье пассажиров. Авиадиспетчеры приняли все необходимые меры, в том числе отменили ряд рейсов.

Если вы думаете, что для аэропортов инструмент, который работает на операционной системе почти двадцатипятилетней давности, это что-то из ряда вон выходящее, то вы ошибаетесь. В декабре 2014 года воздушное пространство над Лондоном было закрыто на тридцать шесть минут [5], пятьдесят полётов были отменены из-за сбоя в программном обеспечении пятидесятилетнего возраста, пишет Vice News. Летом 2015 года два хакера получили [6] от компании United Airlines пожизненный статус PremiumGold-клиентов и по миллиону миль для путешествий за то, что обнаружили баги в системе: один из сбоев в июне 2015 года привел к нарушению [7] расписания трёх с половиной тысяч рейсов.

image
Лондон. © ТАСС/EPA/WILL OLIVER

Аналогичные проблемы есть у других транспортных служб. Значительную часть оборудования Нью-Йорского метрополитена не обновляли более 100 лет [8]: сотрудники вручную ведут журнал движения поездов и вручную управляют стрелками и сигналами, которые сообщают операторам поездов, когда именно можно безопасно пройти через тот или иной участок путей.

image

image

Все помнят анекдот, оканчивающийся фразой: «Тогда ради бога, сынок, ничего не трогай, ничего не меняй». Случаи сбоев в устаревших системах говорят о том, что пора что-то менять.

Автор: ivansychev

Источник [9]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/windows/103607

Ссылки в тексте:

[1] «Париж-Орли»: http://

[2] ошибки в Windows 3.1: https://news.vice.com/article/windows-31-is-still-alive-and-it-just-killed-a-french-airport

[3] Windows 3.1: http://geektimes.ru/post/262440/

[4] выходит на пенсию: http://geektimes.ru/post/264832/

[5] закрыто на тридцать шесть минут: http://www.theguardian.com/uk-news/2014/dec/13/london-airport-chaos-computer-failure-nats-heathrow-gatwick-airspace

[6] получили: http://www.bbc.com/news/technology-33552195

[7] привел к нарушению: http://www.cnbc.com/2015/07/08/all-united-airlines-flights-in-us-grounded-due-to-computer-system-glitch.html

[8] Значительную часть оборудования Нью-Йорского метрополитена не обновляли более 100 лет: http://geektimes.ru/post/264232/

[9] Источник: http://geektimes.ru/post/265784/