- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В какой компании вы работаете: в крупной корпорации или, может, в малом бизнесе? Если вам приходилось попробовать работать и там и там, вы наверняка нашли преимущества и недостатки, выбрали то, что вам ближе и отчасти даже выгоднее. Вне зависимости от наших с вами ощущений, малый и средний бизнес — это основа экономики, та сила, которая способна её вытащить в кризисное время и прокачать в лучшие дни. В ИТ-отрасли очень много компаний малого и среднего бизнеса: от самых ранних и уже повзрослевших до успешных результатов волны стартапов. И эти компании делают крутой софт для бизнеса, пользовательские приложения, аутсорсят, девопсят, поддерживают, внедряют, — делают сильнее и современнее другие компании. Ну как их не любить! Конечно, любить: с достоинствами и недостатками, с конфликтами и инсайтами, с находками и факапами. Поговорим о малом бизнесе?
Атланты держат небо на каменных руках
Дисклеймер
Эта статья является частным мнением сотрудника RegionSoft Developer Studio [1] и перед публикацией не проходила никаких согласований. Мнение компании может совпадать, а может не совпадать с позицией сотрудника.
Однажды очень серьёзный человек сказал мне: «Никогда не работай в бизнесе, в коммерческой среде, — он тебя переедет и убьёт». За 13 лет своей карьеры я прошла через работу в вузе, на госслужбе, и за короткое время очутилась в бизнесе — в противоположность сказанному ровно в тот момент, когда госслужба начала меня переезжать. За 11 лет в ИТ и телекоме я успела поработать в малом бизнесе, в среднем (крупнейший налогоплательщик региона), в большом — в огромной ИТ-компании со всеми причиндалами типа M&M в вазочках, гамаков и игрищ резвых котиков крутых корпоративов. Остановилась, как вы уже могли заметить, на малом. Не то чтобы я взяла вас за пуговицу и рассказываю всю жизнь, нет — просто интро для того, чтобы сказать: всё сказанное проверено на собственной шкуре. И да, говорить я буду об ИТ — во-первых, другого почти не было, во-вторых, мы на Хабре, в-третьих, разработчик и вендор CRM-систем RegionSoft [2] — ИТ-компания. Которой, кстати, сегодня исполнилось 18 лет — достойный повод для того, чтобы написать этот пост.
Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%. Соответствующие данные на своем сайте впервые опубликовал Росстат. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. Так, в Великобритании это 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63% (данные Института экономики роста). (подробнее на РБК [5]).
О роли малого бизнеса в национальной экономике коротко:
Если коротко, то в малом бизнесе ты значимый блок единого механизма, в крупном — полезная или не очень деталька, которую можно относительно быстро заменить. Но это грубо, нюансов гораздо больше.
Меньше уровней управления, открытое и доступное руководство — это, пожалуй то, что определяет все остальные преимущества. Нет сложных иерархий, руководитель находится в максимальной близости от всех остальных сотрудников, нередко он не просто руководитель, а лидер, первый среди равных, сам тащит работу, вникает в неё и разбирается до мелочей едва ли не во всех обязанностях. Мне кажется, это нормальное отношение к своему собственному делу, если, конечно, не доходит до микроменеджмента и тыкания по утрам во все ПК сотрудников (на заре карьеры я прошла через такого руководителя — это никак нельзя преодолеть, либо вы соглашаетесь на такую команду, либо уходите).
Кажется, что же хорошего в том, что руководитель всегда рядом? А хорошего, правда, много.
«Незаменимый», автор: Пётр Бюнау [6]
Бережное отношение к сотрудникам — важная черта малого бизнеса (повторюсь, мы про ИТ, а не про торговые компании, где нередко люди становятся расходным материалом). Привлечь, адаптировать и удержать сотрудника — это не только сложно, но и довольно затратно. Сделать его лояльным и не угрожающим безопасности компании — целое искусство. Малый бизнес понимает, что он находится в непростой конкурентной ситуации, что лояльные сотрудники это ключевой актив, поэтому относится к ним максимально корректно: идёт навстречу в организационных и трудовых вопросах, ищет компромиссы внутри рабочего графика, старается растить сотрудника и сохранять его максимально долго. Если удаётся создать такой коллектив или хотя бы костяк коллектива, успех становится ближе. А в успешной компании успешны и сами сотрудники.
Разностороннее включение в проект, понимание бизнеса и процессов в целом — самая любимая фича малого бизнеса. Больше мне нравится только зарубежное определение, которое переводится как «примерить много шляп». Работая в малом бизнесе, сотрудник неизбежно взаимодействует с проектом в комплексе, а не с отдельным его куском. Условно говоря, в большой ИТ-компании ты сидишь и пилишь свою часть кода, иногда даже не зная его реальную судьбу после коммита, а в малом бизнесе ты можешь писать код для разных задач, участвовать во внедрении, поддерживать клиентов по сложным техническим вопросам и т.д. Как бонус, нередко сотрудники включаются в весь бизнес-процесс, обсуждают дизайн, интерфейс, юзабилити и т.д. — то есть видят все грани программного проекта и процесса его реализации. Это здорово прокачивает общую ценность тебя как профессионала и заметно добавляет веса на рынке труда.
Простота горизонтального перемещения. В случае профессионального выгорания, потери интереса или даже получения дополнительного образования можно легко переместиться на другую должность: из продажников в тестировщики, из инженеров по тестированию — а разработчики, из тех. поддержки в продажи и проч. Такие перемещения помогают крепко и основательно осваивать своё дело с разных сторон, делают вас универсальным специалистом. Но это не супер ценность — супер ценность в том, что подобные перемещения помогают делать лучше сам продукт или услугу: побывав в шкуре продажника, вы будете ближе к клиенту и поймёте, каким на самом деле должен быть интерфейс или какой должна быть процедура установки (тут я не могу не съехидничать и не передать привет CRM-щикам, которые высылают 12 страниц инструкции по установке, в то время как наша RegionSoft CRM [2] разворачивается в несколько кликов — ну пиарщик я или где!).
Быстрые изменения — интересное и немаловажное для карьеры преимущество малого бизнеса. Масштабировать изменения на небольшую компанию проще, проще опробовать что-то новое, например, стек технологий или методологию работы с клиентами. В крупных компаниях внедрение чего-то экспериментального заглохнет на первом круге согласований.
Вообще, нередко главным отличием малого и среднего бизнеса от крупного является роль руководителя: в крупном бизнесе это нередко назначенный человек, который относится к компании как любой другой наёмный работник, а в малом и среднем — это владелец, человек, кровно заинтересованный в том, чтобы компания жила, развивалась и процветала (ну если он без отклонений и маний). И этот настрой передаётся всем сотрудникам.
С малым бизнесом хорошо работать — он отвечает за свою работу, не тянет резину согласований, имеет огромный и довольно компактный опыт (не раскинутый на 150 сотрудников), ценит клиентов.
Малый бизнес ближе к клиентам, он их лучше знает — как с точки зрения типичных проблем и «болей», так и с позиции аналитики. Для малого бизнеса важен не только сегмент, но и клиент как персонифицированный субъект. Соответственно, диалог идёт не на языке бюрократии, а на языке живых деловых людей. Правда, без ТЗ никак — но на то разработка и есть точная дисциплина, некоторые формулировки стоит надёжно зафиксировать. Кстати, именно малый и средний бизнес внедряет CRM-систему [2] или систему бизнес-аналитики не для красоты или отката, а именно для работы, анализа, хранения и систематизации клиентской базы. Это здорово помогает работать с клиентами быстро и продуктивно.
Скорость работы и реализации проектов, как ни странно, у небольших компаний выше. Вроде бы и ресурсов меньше, и субподрядчиков, и партнёров — а сделки закрываются одна за другой, проекты реализуются, всё запараллелено и буквально горит в руках. Во многом это обусловлено опять же неглубокой иерархией и высокой скоростью принятия решений — ответственный человек приближен к проекту максимально плотно, и нередко ему делегировано право принятия самостоятельных решений.
Гибкость и выживаемость на рынке, увы, это не всегда про малый бизнес. Когда экономику штормит, ему труднее всего выжить, потому что общий отток клиентов может достигнуть критической массы. Но, с другой стороны, при правильном управлении персоналом и в отсутствии разбрасывания денег из окна, у малого бизнеса больше шансов выжить и даже избежать сокращений в силу того, что компания может быстро перестроиться, в корне изменить маркетинговую стратегию или даже разработать новый продукт. Во всяком случае, это точно не тот случай, когда сотрудники будут пережидать кризис сложа руки и скрестив пальцы.
Контролируемость и прозрачность процессов — очень сильное преимущество СМБ. Каким бы сложным ни был процесс (а в малом бизнесе они бывают ого какие), усечённая иерархия значительно повышает ответственность холдеров каждого звена и позволяет процессу проходить быстро, продуктивно и без серьёзных зависаний (типа потерянных договоров, вечных документов на согласовании или забытых клиентов).
Высокое качество обслуживания — малый бизнес дорожит клиентами, и если это ИТ-бизнес, стремится наладить отличную техническую поддержку, работать оперативно, идти на компромиссы.
Мнение
Татьяна, гуру продаж и богиня клиентского сервиса в RegionSoft, 14 лет в компании
Наши клиенты ценят работу менеджеров RegionSoft [2] за отзывчивость, за готовность оперативно помочь, за то, что общение бывает неформальным, не шаблонным. Ценят, что для нас главное не продать продукт, а сделать так, чтобы компания его внедрила, работала уже с ним и получала прибыль.
Расскажу интересный случай. Помнится, было внедрение в компанию, как обычно, через руководство и общение соответственно было на уровне руководства. Потом как-то через пару месяцев при очередном звонке в компанию попала на менеджера, т.к. руководителя не было. Выяснив компанию, из которой я звоню, менеджер сказала следующее: «Если бы вы позвонили месяц назад, то я высказала бы Вам очень много недовольства, но сейчас мы оценили все плюсы внедрения продукта и самое главное увеличение прибыли!» Это, кстати, к слову об адаптации к новому ПО — отличный позитивный пример.
Поскольку в большинстве случаев мы общаемся с руководством, они ценят нашу помощь в том, как правильно преподнести продукт сотрудникам, донести до них мысль, что это не контроль, а помощь и необходимый инструмент для работы.
Иногда в целях оперативности менеджеры даже могут подключиться к клиенту, чтобы разобраться в проблеме или устранить её самостоятельно, силами самого менеджера. Менеджер RegionSoft всегда идет на контакт с клиентом, нет ограничений в консультациях, иногда общение происходит даже в нерабочее время.
Мы стараемся идти навстречу, находить индивидуальный подход к каждому, даже местами радовать :-) Так, наш 1000 клиент получил в подарок дополнительную лицензию, чему был очень приятно удивлен. Но и в других случаях мы умеем найти выход из ситуации, придумать выгодные для всех условия сделки. Клиенты довольны, а мы держим марку.
Более специализированные, проработанные продукты и услуги + концентрированный опыт. Клиенты для малого бизнеса — ещё и источник запросов и требований, компания всегда стремится быть на острие запросов и делать продукт, который реально нужен и будет работать. И если большая корпорация может позволить себе вести разработку ради разработки, прикручивать нейросети или «искусственный интеллект» как маркетинговую фишку, тем самым удорожая продукт, то малый бизнес делает то, что нужно клиентам — быстро, своевременно и в точном соответствии с запросами. Кроме того, малый и средний бизнес умеет накапливать опыт, чтобы использовать его по максимуму, а не просто держать в корпоративной системе знаний. Их опыт = их прибыль.
Мнение
Free_Mic_RS [7], автор этого безобразия и ответственный за звучание RegionSoft в онлайне, 6 лет в компании
Малому бизнесу всегда есть что сказать, и, мне кажется, он должен говорить: на Хабре ли, в своём ли блоге. Это не просто передача опыта, это обмен мнением с аудиторией, живой диалог. Нас нередко благодарят за статьи и материалы, спрашивают, не жалко ли весь опыт отдавать в такой вот контентный open source. Ответ прост: нет, не жалко. Мы знаем, что компании среднего и малого бизнеса нуждаются в нормальной нерекламной информации относительно CRM и автоматизации, у них контентный голод — мы сознательно выдаём свои знания, добавляя немного рекламы. И даже когда другие компании
нагло тырятзаимствуют идеи и целиком посты, нам не жалко: кто-то умён своим умом, кто-то чужим. Это жизнь. Контент для нас стал важным и сложным пластом работы и вроде бы у нас получается :-)
Ну нет, конечно. Свои недостатки есть везде, абсолютно в любой работе и в любой форме существования трудовых отношений. И было бы несправедливо сказать, что их можно не заметить.
Уверена, что в комментариях сейчас накидают свои минусы — очень интересно прислушаться к опыту других обитателей Хабра.
Я честно пыталась открывать небольшой торговый бизнес, но это не айтишная и не хабровская история из 2006-2007 гг. Три подхода — и три провала, хотя нам с «партнёрами» (однокурсниками) удалось создать ООО, внести уставный капитал, получить первую прибыль… Сегодня дух предпринимательства летает в воздухе и кажется, вот оно — набирай заказы и работай. Но не стоит путать своё дело с фрилансом, это совершенно разные вещи. Первое, что должно быть, — идея, вокруг которой всё и завертится. Как только ты становишься предпринимателем, ты перестаёшь принадлежать себе и своим привычкам, как берёшь первого человека — несёшь гору ответственности. Когда ты его, первого, увольняешь — не спишь неделю. Дальше мы не пошли.
Ваше время будет съедено. Здесь я расскажу свой любимый анекдот: одному программисту надоело работать в найме по 9-10 часов сутки, надоели бесконечные деплои и пожары на проде, он уволился, открыл своё дело. Теперь он работает по 19 часов в сутки.
Излишне пессимистично? На самом деле, свой бизнес даёт ощущение свободы, автономности, полёта и прилив колоссального трудолюбия — ведь ты теперь делаешь СВОЁ. Другое дело, через что придётся пройти. Поэтому призываю: если тянет — дерзайте, но не сжигайте за собой мосты. Кстати, о мостах. Заметила интересную особенность: работодатели очень не любят брать в штат бывших предпринимателей, они боятся излишнего свободолюбия, независимости и глубокого понимания положения вещей в компании. Так что, если вам приходится возвращаться в найм, осторожнее с этой строчкой в резюме.
А теперь я назову одно-единственное слово, которое в корне отличает СМБ от крупного: доверие. Если в компании есть доверие, работа проходит совершенно иначе, многие решения принимаются с максимальной взаимной пользой. И да, доверие может быть только обоюдным — если доверие столкнётся с равнодушие и пофигизмом, ничего не выйдет.
А так, представители малого бизнеса, это «не боги — человеки, привыкшие к труду». И я точно знаю: эти атланты держат экономику на каменных руках.
Ну и в конце просто и коротко: с днём рождения, РегионСофт [1]! Главный подарок в том, что ты есть у нас, а мы — у тебя. Пусть так будет и дальше. Чин-чин.
Автор: Free_Mic_RS
Источник [8]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/biznes/320056
Ссылки в тексте:
[1] RegionSoft Developer Studio: http://www.regionsoft.ru
[2] разработчик и вендор CRM-систем RegionSoft: http://regionsoft.ru/
[3] можно почитать здесь: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/#dst100019
[4] здесь: https://buhguru.com/effektivniy-buhgalter/kriterii-malykh-predpriyatiy-2018.html
[5] подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7
[6] Пётр Бюнау: http://hiero.ru/Buenau
[7] Free_Mic_RS: https://habr.com/ru/users/free_mic_rs/
[8] Источник: https://habr.com/ru/post/455018/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=455018
Нажмите здесь для печати.