Пост большой любви к малому бизнесу

в 8:30, , рубрики: CRM-системы, бизнес, бизнес-модели, Блог компании RegionSoft Developer Studio, за бизнес, малый бизнес, управление персоналом

В какой компании вы работаете: в крупной корпорации или, может, в малом бизнесе? Если вам приходилось попробовать работать и там и там, вы наверняка нашли преимущества и недостатки, выбрали то, что вам ближе и отчасти даже выгоднее. Вне зависимости от наших с вами ощущений, малый и средний бизнес — это основа экономики, та сила, которая способна её вытащить в кризисное время и прокачать в лучшие дни. В ИТ-отрасли очень много компаний малого и среднего бизнеса: от самых ранних и уже повзрослевших до успешных результатов волны стартапов. И эти компании делают крутой софт для бизнеса, пользовательские приложения, аутсорсят, девопсят, поддерживают, внедряют, — делают сильнее и современнее другие компании. Ну как их не любить! Конечно, любить: с достоинствами и недостатками, с конфликтами и инсайтами, с находками и факапами. Поговорим о малом бизнесе?

Пост большой любви к малому бизнесу - 1


Атланты держат небо на каменных руках

Дисклеймер

Эта статья является частным мнением сотрудника RegionSoft Developer Studio и перед публикацией не проходила никаких согласований. Мнение компании может совпадать, а может не совпадать с позицией сотрудника.

Однажды очень серьёзный человек сказал мне: «Никогда не работай в бизнесе, в коммерческой среде, — он тебя переедет и убьёт». За 13 лет своей карьеры я прошла через работу в вузе, на госслужбе, и за короткое время очутилась в бизнесе — в противоположность сказанному ровно в тот момент, когда госслужба начала меня переезжать. За 11 лет в ИТ и телекоме я успела поработать в малом бизнесе, в среднем (крупнейший налогоплательщик региона), в большом — в огромной ИТ-компании со всеми причиндалами типа M&M в вазочках, гамаков и игрищ резвых котиков крутых корпоративов. Остановилась, как вы уже могли заметить, на малом. Не то чтобы я взяла вас за пуговицу и рассказываю всю жизнь, нет — просто интро для того, чтобы сказать: всё сказанное проверено на собственной шкуре. И да, говорить я буду об ИТ — во-первых, другого почти не было, во-вторых, мы на Хабре, в-третьих, разработчик и вендор CRM-систем RegionSoft — ИТ-компания. Которой, кстати, сегодня исполнилось 18 лет — достойный повод для того, чтобы написать этот пост.

Ссылки для тех, кто zanuda mode

О том, какие компании относятся к малому и среднему бизнесу в РФ, можно почитать здесь (скучная официальная буква закона). В удобной табличке — здесь.

Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%. Соответствующие данные на своем сайте впервые опубликовал Росстат. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. Так, в Великобритании это 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63% (данные Института экономики роста).  (подробнее на РБК).

О роли малого бизнеса в национальной экономике коротко:

Пост большой любви к малому бизнесу - 2

Почему в малом бизнесе хорошо работать?


Если коротко, то в малом бизнесе ты значимый блок единого механизма, в крупном — полезная или не очень деталька, которую можно относительно быстро заменить. Но это грубо, нюансов гораздо больше.

Меньше уровней управления, открытое и доступное руководство — это, пожалуй то, что определяет все остальные преимущества. Нет сложных иерархий, руководитель находится в максимальной близости от всех остальных сотрудников, нередко он не просто руководитель, а лидер, первый среди равных, сам тащит работу, вникает в неё и разбирается до мелочей едва ли не во всех обязанностях. Мне кажется, это нормальное отношение к своему собственному делу, если, конечно, не доходит до микроменеджмента и тыкания по утрам во все ПК сотрудников (на заре карьеры я прошла через такого руководителя — это никак нельзя преодолеть, либо вы соглашаетесь на такую команду, либо уходите).

Кажется, что же хорошего в том, что руководитель всегда рядом? А хорошего, правда, много.

  • Доступность в обсуждении рабочих вопросов — не нужны проекты, презентации, согласования, ожидание пяти чтений и ста совещаний. Можно просто подойти и изложить идею, сообщить о баге, задать вопросы. Кстати, заметила по себе: привычку делать презентации и громко и чётко озвучивать их перед руководителем, как в больших конторах, очень трудно изжить — ровно до тех пор, пока ты вдруг не понимаешь, что разговор-то принял человеческий облик и не нужно держать оборону с ограждением из слайдов на большом экране.
  • Лёгкое разрешение конфликтных ситуаций — грамотный руководитель всегда оказывается настоящим арбитром и аккуратно разводит стороны по углам, не доводя до увольнений и саботажа.
  • Ты знаешь мнение руководителя по рабочим вопросам из первых уст, а не отфильтрованное и доработанное замом, замом-по-туту и замом-по-таму. Таким образом, сокращается время ожидания результата и остаётся больше на решение задачи или внесение корректив.

Пост большой любви к малому бизнесу - 3

«Незаменимый», автор: Пётр Бюнау

Бережное отношение к сотрудникам — важная черта малого бизнеса (повторюсь, мы про ИТ, а не про торговые компании, где нередко люди становятся расходным материалом). Привлечь, адаптировать и удержать сотрудника — это не только сложно, но и довольно затратно. Сделать его лояльным и не угрожающим безопасности компании — целое искусство. Малый бизнес понимает, что он находится в непростой конкурентной ситуации, что лояльные сотрудники это ключевой актив, поэтому относится к ним максимально корректно: идёт навстречу в организационных и трудовых вопросах, ищет компромиссы внутри рабочего графика, старается растить сотрудника и сохранять его максимально долго. Если удаётся создать такой коллектив или хотя бы костяк коллектива, успех становится ближе. А в успешной компании успешны и сами сотрудники.

Разностороннее включение в проект, понимание бизнеса и процессов в целом — самая любимая фича малого бизнеса. Больше мне нравится только зарубежное определение, которое переводится как «примерить много шляп». Работая в малом бизнесе, сотрудник неизбежно взаимодействует с проектом в комплексе, а не с отдельным его куском. Условно говоря, в большой ИТ-компании ты сидишь и пилишь свою часть кода, иногда даже не зная его реальную судьбу после коммита, а в малом бизнесе ты можешь писать код для разных задач, участвовать во внедрении, поддерживать клиентов по сложным техническим вопросам и т.д. Как бонус, нередко сотрудники включаются в весь бизнес-процесс, обсуждают дизайн, интерфейс, юзабилити и т.д. — то есть видят все грани программного проекта и процесса его реализации. Это здорово прокачивает общую ценность тебя как профессионала и заметно добавляет веса на рынке труда.

Простота горизонтального перемещения. В случае профессионального выгорания, потери интереса или даже получения дополнительного образования можно легко переместиться на другую должность: из продажников в тестировщики, из инженеров по тестированию — а разработчики, из тех. поддержки в продажи и проч. Такие перемещения помогают крепко и основательно осваивать своё дело с разных сторон, делают вас универсальным специалистом. Но это не супер ценность — супер ценность в том, что подобные перемещения помогают делать лучше сам продукт или услугу: побывав в шкуре продажника, вы будете ближе к клиенту и поймёте, каким на самом деле должен быть интерфейс или какой должна быть процедура установки (тут я не могу не съехидничать и не передать привет CRM-щикам, которые высылают 12 страниц инструкции по установке, в то время как наша RegionSoft CRM разворачивается в несколько кликов — ну пиарщик я или где!).

Быстрые изменения — интересное и немаловажное для карьеры преимущество малого бизнеса. Масштабировать изменения на небольшую компанию проще, проще опробовать что-то новое, например, стек технологий или методологию работы с клиентами. В крупных компаниях внедрение чего-то экспериментального заглохнет на первом круге согласований.

Вообще, нередко главным отличием малого и среднего бизнеса от крупного является роль руководителя: в крупном бизнесе это нередко назначенный человек, который относится к компании как любой другой наёмный работник, а в малом и среднем — это владелец, человек, кровно заинтересованный в том, чтобы компания жила, развивалась и процветала (ну если он без отклонений и маний). И этот настрой передаётся всем сотрудникам.

Почему с малым бизнесом хорошо работать?


С малым бизнесом хорошо работать — он отвечает за свою работу, не тянет резину согласований, имеет огромный и довольно компактный опыт (не раскинутый на 150 сотрудников), ценит клиентов.

Малый бизнес ближе к клиентам, он их лучше знает — как с точки зрения типичных проблем и «болей», так и с позиции аналитики. Для малого бизнеса важен не только сегмент, но и клиент как персонифицированный субъект. Соответственно, диалог идёт не на языке бюрократии, а на языке живых деловых людей. Правда, без ТЗ никак — но на то разработка и есть точная дисциплина, некоторые формулировки стоит надёжно зафиксировать. Кстати, именно малый и средний бизнес внедряет CRM-систему или систему бизнес-аналитики не для красоты или отката, а именно для работы, анализа, хранения и систематизации клиентской базы. Это здорово помогает работать с клиентами быстро и продуктивно.

Скорость работы и реализации проектов, как ни странно, у небольших компаний выше. Вроде бы и ресурсов меньше, и субподрядчиков, и партнёров — а сделки закрываются одна за другой, проекты реализуются, всё запараллелено и буквально горит в руках. Во многом это обусловлено опять же неглубокой иерархией и высокой скоростью принятия решений — ответственный человек приближен к проекту максимально плотно, и нередко ему делегировано право принятия самостоятельных решений.

Гибкость и выживаемость на рынке, увы, это не всегда про малый бизнес. Когда экономику штормит, ему труднее всего выжить, потому что общий отток клиентов может достигнуть критической массы. Но, с другой стороны, при правильном управлении персоналом и в отсутствии разбрасывания денег из окна, у малого бизнеса больше шансов выжить и даже избежать сокращений в силу того, что компания может быстро перестроиться, в корне изменить маркетинговую стратегию или даже разработать новый продукт. Во всяком случае, это точно не тот случай, когда сотрудники будут пережидать кризис сложа руки и скрестив пальцы.

Контролируемость и прозрачность процессов — очень сильное преимущество СМБ. Каким бы сложным ни был процесс (а в малом бизнесе они бывают ого какие), усечённая иерархия значительно повышает ответственность холдеров каждого звена и позволяет процессу проходить быстро, продуктивно и без серьёзных зависаний (типа потерянных договоров, вечных документов на согласовании или забытых клиентов).

Высокое качество обслуживания — малый бизнес дорожит клиентами, и если это ИТ-бизнес, стремится наладить отличную техническую поддержку, работать оперативно, идти на компромиссы.

Мнение

Татьяна, гуру продаж и богиня клиентского сервиса в RegionSoft,  14 лет в компании

Наши клиенты ценят работу менеджеров RegionSoft за отзывчивость, за готовность оперативно помочь, за то, что общение бывает неформальным, не шаблонным. Ценят, что для нас главное не продать продукт, а сделать так, чтобы компания его внедрила, работала уже с ним и получала прибыль.

Расскажу интересный случай. Помнится, было внедрение в компанию, как обычно, через руководство и общение соответственно было на уровне руководства. Потом как-то через пару месяцев при очередном звонке в компанию попала на менеджера, т.к. руководителя не было. Выяснив компанию, из которой я звоню, менеджер сказала следующее: «Если бы вы позвонили месяц назад, то я высказала бы Вам очень много недовольства, но сейчас мы оценили все плюсы внедрения продукта и самое главное увеличение прибыли!»  Это, кстати, к слову об адаптации к новому ПО — отличный позитивный пример.

Поскольку в большинстве случаев мы общаемся с руководством, они ценят нашу помощь в том, как правильно преподнести продукт сотрудникам, донести до них мысль, что это не контроль, а помощь и необходимый инструмент для работы.

Иногда в целях оперативности менеджеры даже могут подключиться к клиенту, чтобы разобраться в проблеме или устранить её самостоятельно, силами самого менеджера. Менеджер RegionSoft всегда идет на контакт с клиентом, нет ограничений в консультациях, иногда общение происходит даже в нерабочее время.

Мы стараемся идти навстречу, находить индивидуальный подход к каждому, даже местами радовать :-) Так, наш 1000 клиент получил в подарок  дополнительную лицензию, чему был очень приятно удивлен. Но и в других случаях мы умеем найти выход из ситуации, придумать выгодные для всех условия сделки. Клиенты довольны, а мы держим марку.

Более специализированные, проработанные продукты и услуги + концентрированный опыт. Клиенты для малого бизнеса — ещё и источник запросов и требований, компания всегда стремится быть на острие запросов и делать продукт, который реально нужен и будет работать. И если большая корпорация может позволить себе вести разработку ради разработки, прикручивать нейросети или «искусственный интеллект» как маркетинговую фишку, тем самым удорожая продукт, то малый бизнес делает то, что нужно клиентам — быстро, своевременно и в точном соответствии с запросами. Кроме того, малый и средний бизнес умеет накапливать опыт, чтобы использовать его по максимуму, а не просто держать в корпоративной системе знаний. Их опыт = их прибыль.

Мнение

Free_Mic_RS,  автор этого безобразия и ответственный за звучание RegionSoft в онлайне, 6 лет в компании

Малому бизнесу всегда есть что сказать, и, мне кажется, он должен говорить: на Хабре ли, в своём ли блоге. Это не просто передача опыта, это обмен мнением с аудиторией, живой диалог. Нас нередко благодарят за статьи и материалы, спрашивают, не жалко ли весь опыт отдавать в такой вот контентный open source. Ответ прост: нет, не жалко. Мы знаем, что компании среднего и малого бизнеса нуждаются в нормальной нерекламной информации относительно CRM и автоматизации, у них контентный голод — мы сознательно выдаём свои знания, добавляя немного рекламы. И даже когда другие компании нагло тырят заимствуют идеи и целиком посты, нам не жалко: кто-то умён своим умом, кто-то чужим. Это жизнь. Контент для нас стал важным и сложным пластом работы и вроде бы у нас получается :-)

И что, совсем без недостатков?


Ну нет, конечно. Свои недостатки есть везде, абсолютно в любой работе и в любой форме существования трудовых отношений. И было бы несправедливо сказать, что их можно не заметить.

  • Первый и самый главный — потолок роста. В какой-то момент исчезают перспективы, достигается предел и ты понимаешь, что ходишь по кругу, взять что-то новое для себя и сгенерировать новое для компании просто невозможно или не востребовано. К слову, потолок ощущается не во всех компаниях — только в тех, где продукт в силу своих особенностей статичен на протяжении большого периода времени: торговые компании, FMCG (не всегда), HoReCa, автодилеры и т.д. ИТ-сферы это касается в меньшей степени, потому что новые продукты, мажорный релиз раз в 1,5-2 года и минорные релизы постоянно — это вообще ни разу не статика.
  • Второй — тесный коллектив. С одной стороны, это прекрасно, все друг друга знают, все притёрлись, сдружились или наоборот установили почтительное расстояние. С другой — в таком коллективе легко могут быть нарушены рамки личного пространства, возникнуть конфликты, не связанные с трудовой деятельностью или наоборот, будут скрыты важные рабочие инциденты исходя из принципа «рука руку моет». Ну и худший вариант: формируются группировки и начинается передел. В корпоративной сфере он, конечно, выглядит лайтово, однако работе и нервам — вред. Но это опять же какие-то исключительные ситуации.
  • Третий — понты. Говорить «Я работаю в Google» понтово. Лечится опытом работы в крупных компаниях и легко меняет звучную формулировку на настоящую ценность: «Я работаю в компании, которая делает мощную CRM-систему для малого и среднего бизнеса. Мы умеем круто автоматизировать и делать бизнес клиентов лучше». Вообще, я бы всем советовала пройти стажировку, практику или поработать в крупнейших компаниях: вы поймёте, что там мёдом не намазано, и если снять блеск, убрать митапы и стряхнуть бриллиантовую пыль — разработка как разработка, коммерция как коммерция, у каждого на своём месте. Поймёте, что это ваше — устремитесь, чтобы закрепиться, поймёте, что нет — оцените малый и средний бизнес.
  • Четвёртый недостаток — на любителя. В малом бизнесе абсолютно невозможно отлынивать от выполнения своих обязанностей, прикрываться митингами, летучками, бесконечными созвонами и прочей имитацией деятельности. Все на виду у руководства, в том числе самого высшего. Прилетает мгновенно. А в крупных компаниях можно тянуть резину по принципу «солдат спит, служба идёт» и спокойно получать заработную плату практически без проблем и палева (отдельные джедаи обходят даже системы контроля времени — времени же, не результата). Хорошо это или плохо — дело ваших амбиций и вашей совести. Горячая голова везде работу найдёт.
  • Пятый недостаток пересекается со многими крупными компаниями, тут, скорее, видение управленцев: в малом и среднем бизнесе гораздо реже встречается социальный пакет и ДМС. Тут тоже дело выбора: можно выбрать интересную работу, заработать и самому оплатить такси и посещение врачей, а можно выбрать стоматологию по ДМС :-) Я посчитала по себе — по ДМС за 4 года в большой компании я выбрала услуг на 75 000 и то, с двумя супер сложными случаями травмы, без них — 30 000. По мне так, ради одного только ДМС и соц. пакета тянуть нелюбимую лямку вряд ли стоит. Ну если ты не акула с 300 кариозными зубами, тут да, экономия решает.

Уверена, что в комментариях сейчас накидают свои минусы — очень интересно прислушаться к опыту других обитателей Хабра.

А я свой бизнес сделаю!


Я честно пыталась открывать небольшой торговый бизнес, но это не айтишная и не хабровская история из 2006-2007 гг. Три подхода — и три провала, хотя нам с «партнёрами» (однокурсниками) удалось создать ООО, внести уставный капитал, получить первую прибыль… Сегодня дух предпринимательства летает в воздухе и кажется, вот оно — набирай заказы и работай. Но не стоит путать своё дело с фрилансом, это совершенно разные вещи. Первое, что должно быть, — идея, вокруг которой всё и завертится. Как только ты становишься предпринимателем, ты перестаёшь принадлежать себе и своим привычкам, как берёшь первого человека — несёшь гору ответственности. Когда ты его, первого, увольняешь — не спишь неделю. Дальше мы не пошли.

Пост большой любви к малому бизнесу - 4

  • Бизнес — это не безопасность. Да, тебе кажется, что тебя уже не уволят, не лишат премии, не накажут и не поваляют на ковре за ошибку. Всё верно — ты сам с собой всё это сделаешь, потому что своё дело в начале страшнее любого увольнения, ты фактически живёшь в панике. Впрочем, если всё удастся, ты узнаешь настоящую ценность слов безопасность и независимость.
  • Бизнес — это не Бентли с багажником денег. Это минус багажник денег, который придётся вложить в старт, найм, инструменты, идею, аренду и т.д. — зависит от конфигурации своего дела. И в какой-то момент ты поймёшь, что эти деньги отняты ещё и у семьи. В моём случае партнёрства с сокурсниками это вылилось в долги и попрошайничество у родителей всех трёх горе-предпринимателей. Тогда мы просто не созрели для понимания того, что такое затраты и как ими можно управлять.
  • Если у вас есть эмоциональная идея, у вас нет ничего. Увы, только холодный разум и настоящая, живучая идея позволят стартовать успешно. Если вы формулируете «моё мобильное приложение для планирования дел покорит этот мир и сделает меня Цукербергом», не увольняйтесь с работы, сядьте в свободное время, сделайте приложение выложите его в сторы или на сайт-визитку, посмотрите на среднюю скорость покорения мира, умножьте на года и если вы готовы прожить эти 630 презренных лет, рискуйте.
  • Будет много трудных решений — от увольнения сотрудников до кредитов, проблем с паблишерами и т.д.
  • Появятся новые отношения которые не доставят удовольствия — вы познакомитесь с налоговой, органами власти и другими структурами, которые отнимут у вас время, силы и, скорее всего, (не)много денег.
    Пост большой любви к малому бизнесу - 5

Ваше время будет съедено. Здесь я расскажу свой любимый анекдот: одному программисту надоело работать в найме по 9-10 часов сутки, надоели бесконечные деплои и пожары на проде, он уволился, открыл своё дело. Теперь он работает по 19 часов в сутки.

Излишне пессимистично? На самом деле, свой бизнес даёт ощущение свободы, автономности, полёта и прилив колоссального трудолюбия — ведь ты теперь делаешь СВОЁ. Другое дело, через что придётся пройти. Поэтому призываю: если тянет — дерзайте, но не сжигайте за собой мосты. Кстати, о мостах. Заметила интересную особенность: работодатели очень не любят брать в штат бывших предпринимателей, они боятся излишнего свободолюбия, независимости и глубокого понимания положения вещей в компании. Так что, если вам приходится возвращаться в найм, осторожнее с этой строчкой в резюме.

А теперь я назову одно-единственное слово, которое в корне отличает СМБ от крупного: доверие. Если в компании есть доверие, работа проходит совершенно иначе, многие решения принимаются с максимальной взаимной пользой. И да, доверие может быть только обоюдным — если доверие столкнётся с равнодушие и пофигизмом, ничего не выйдет.

А так, представители малого бизнеса, это «не боги — человеки, привыкшие к труду». И я точно знаю: эти атланты держат экономику на каменных руках.


Ну и в конце просто и коротко: с днём рождения, РегионСофт! Главный подарок в том, что ты есть у нас, а мы — у тебя. Пусть так будет и дальше. Чин-чин.   

Автор: Free_Mic_RS

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js