- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

«Learning how to learn»: краткий обзор материалов курса

Как учиться лучше и быть эффективнее: простые и полезные техники

Просмотрела курс на Coursera «Learning how to learn» [1], который рассказывает, как лучше учиться, запоминать информацию и быть более эффективным, и составила список из 17 советов-приемов. Возможно, вы найдете их полезными.

  1. Техника «Pomodoro» [2]: 25 минут целенаправленной сфокусированной работы (занятия, чтения и др.) без отвлечения и с вознаграждением себя в конце сессии.
    Методика получила название от кухонного таймера в виде помидора, который использовал ее автор Франческо Чирилло.


    Вы отключаете все, что обычно отвлекает (звук в телефоне, электронную почту и др.), затем ставите таймер на 25 минут и погружаетесь в работу.

    25 минут — это то время, в течение которого любой человек точно способен фокусироваться и не уставать. Вы можете немного адаптировать это время под себя (например, менять на 30 или 24.9 минут — свобода возможностей!).

    После обязательно наградите себя как-либо: погуляйте по Интернету, посмотрите видео с кошечками, сделайте себе чашку кофе и т.д. — это закрепит полезный «рефлекс», что хорошая работа приносит удовольствие.

    У этой техники есть и другой позитивный эффект, описанный в следующем пункте.

  2. Шаг за шагом маленькими частями.

    Лучше запоминать информацию небольшими частями с паузами между ними, вместо того, чтобы пытаться выучить все за один раз. Это позволяет создавать в голове фрагменты — прочно соединенные мысли и части информации, которые помогают вашему «умственному паззлу» становиться все более и более завершенным.

    Лучшая метафора здесь — кирпичная стена: если вы будете выкладывать ее уровень за уровнем, давая высохнуть, вы получите крепкую ровную кладку; если вы попытаетесь скинуть в кучу сразу все кирпичи и цемент, вы не получите ничего, кроме странного месива.

  3. Существует 2 режима мышления [3]:
    — сфокусированный — когда вы полностью держите под контролем свои мысли и буквально следите за ними;
    — рассеянный — когда вы расслабляетесь и даете своим мыслям спокойно течь в голове; это часто помогает найти решение тогда, когда вы немного «застреваете» в какой-то идее.

    Томас Эдисон и Сальвадор Дали использовали [4] этот режим мышления [3]. Когда они работали над какой-то задачей и в какой-то момент заходили в тупик, они садились в кресло, брали в руки какой-нибудь предмет, который бы было слышно при падении, и погружались в легкий сон. Когда предмет выпадал из рук и ударялся о пол, они просыпались, и решение обычно уже было найдено.

  4. Вспоминание (вызов из памяти): когда вы учите что-то, попробуйте в какой-то момент оторваться от источника и попробовать вспомнить то, что вы только что прочитали или услышали. Это работает гораздо лучше, чем просто прочтение еще раз, т.к.иногда нам кажется, что мы вспоминаем что-то, глядя на текст, когда на самом деле мы просто узнаем прочитанное.

    Этот прием позволяет избежать иллюзии знания.

  5. Иллюзия знания — когда кажется, что вы что-то знаете просто потому, что вы понимаете услышанное или узнаете прочитанное. Это также бывает в моменты, когда вы фокусируетесь и заучиваете легкий материал (вместо того, чтобы работать с трудным тоже).
  6. Целенаправленная практика — когда вы не просто читаете и учите что-то, но старайтесь понять это как можно глубже и регулярно практикуетесь.

    Многие люди думают, что секрет мастерства лучших мировых специалистов своего дела кроется в их неком сакральном таланте, недостижимом для простых смертных. Однако в большинстве случаев целенаправленная практика — это именно то, что отличает хорошего студента от блестящего.

  7. Заучивание [5] — не самая удачная практика, когда вы учите одно и то же раз за разом, будто вбивая это себе в голову. В некоторых случаях это полезно — например, когда вы репетируете свою речь для выступления перед большой аудиторией (и в других случаях, когда доля автоматизма приветствуется). Но это плохо сработает, если вы перестараетесь, и может сформировать «установки».
  8. «Установка» (нем. «Einstellung [6]») — когда вы учите что-то, выполняете какое-то действие или думаете о чем-то снова и снова. Так вы формируете устойчивый шаблон и можете заблокировать нахождение других вариантов.
  9. Перенос — когда вы используете какой-то подход или принцип мысли не только в той сфере, где вы его сформировали, но и в других.

    Это моя любимая техника, т.к. она позволяет понять, какое огромное количество законов и принципов в мире является универсальным.

    Можно взять простой пример: я знаю, что если делать упражнения регулярно и с конкретной целью (на определенные группы мышц или для улучшения растяжки, и т.д.), я получу крепкое тело нужной мне формы. И далее я беру этот принцип и переношу на обучение: если я буду делать упражнения для улучшения памяти, скорости чтения, улучшения понимания материала, я буду учиться быстрее и качественнее, т.е. получу работающий нужным мне образом мозг [3].

  10. Создание метафор и аналогий помогает лучше понимать и запоминать. Особенно хорошо это работает в отношении каких-то абстрактных вещей (вроде некоторых элементов высшей математики). Чем более яркими будут образы, которые вы создадите, тем лучше.
  11. Измените свои мысли, и вы измените свою жизнь. История Рамон-и-Кахаля.

    Сантьяго Рамон-и-Кахаль [7] — испанский врач и гистолог, один из основоположников современной нейробиологии, который вместе с Камилло Гольджи изобрел современный метод окрашивания нервных тканей. В детстве этот ученый не отличался примерным поведением и уже в 11 лет оказался в тюрьме. Но в 20 лет он начинает путь в области классической медицины, и, благодаря своим усилиям и постоянной целенаправленной работе, он смог добиться больших результатов, получить Нобелевскую премию по физиологии и медицине и стать известным в истории как отец современной нейробиологии.

  12. После принятия решения мысленно отступите назад и посмотрите на него «правым полушарием».

    Когда вы долго фокусируетесь на чем-то, пытаясь решить проблему или понять материал, вы становитесь слишком сосредоточенными на деталях и можете «не видеть леса за деревьями». Возьмите небольшую паузу и попробуйте увидеть большую картину того, что вы делаете, и ясен ли смысл того, что вы хотели сказать.

    Левое полушарие помогает увидеть детали, но именно правое позволяет суммировать информацию и понять что-то в целом.

  13. Начните с трудного — перепрыгните на простое.

    Когда вам нужно выполнить какое-то задание (например, тест), просмотрите весь список и остановитесь на том, которое кажется наиболее трудным. После того, как вы прочитаете и поймете смысл задания, подумайте над ним некоторое время и переходите к простым заданиям. Делая так, вы переместите ваше сложное задание в формат размышления в рассеянном режиме, о котором говорилось выше. Когда вы вернетесь к тому заданию, вы найдете решение гораздо быстрее.

  14. Измените трактование сигналов вашего организма.

    Если вы нервничаете (например, перед важной встречей, ответственным мероприятием или экзаменом) — у вас потеют руки, учащается сердцебиение — измените интерпретацию этих признаков с «мне страшно» на «я возбужден — м-м-м, это поможет мне лучше и с большим удовольствием выполнить задание!».

    Дело в том, что есть физическое ощущение или другие сигналы, которые нам дает организм, а есть их понимание на уровне того, что это означает. И эти два процесса независимы — в том смысле, что мы способны научить себя «переводить» эти сигналы самым различным образом.

  15. Глубокое дыхание животом может помочь, если вы нервничаете. Так вы управляете своей реакцией «бежать или драться» [8], которая выдается симпатической нервной системой в стрессовых ситуациях.
  16. Создайте список вопросов, который поможет вам оценить качество вашей работы и понять, является ли она действительно стоящей.
  17. Синдром самозванца [9] (+подробнее на русском [10]).

    Иногда, когда вы находитесь в компании коллег или сокурсников, может казаться, что вы не так умны, компетентны, знающи, как остальные. Будто вы самозванец и оказались среди них по ошибке.

    На самом деле, это ощущение испытывают практически все люди в разные моменты жизни. Как показал опрос, проведенный на сайте курса, только 5% респондентов ответили, что с ними этого никогда не происходило. Это значит, у вас есть 95% друзей по несчастью.

    Самое главное — просто отпустить мысли на этот счет, продолжать работать, стремиться к росту, общаться с коллегами и работать с ними в команде. И, возможно, вы даже узнаете, что совсем не одиноки в своем страхе.

Автор:

Источник [11]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gtd/69293

Ссылки в тексте:

[1] «Learning how to learn»: https://class.coursera.org/learning-001

[2] Техника «Pomodoro»: https://en.wikipedia.org/wiki/Pomodoro_Technique

[3] мышления: http://www.braintools.ru

[4] использовали: https://en.wikipedia.org/wiki/Hypnagogia#Cognitive_and_affective_phenomena

[5] Заучивание: https://en.wikipedia.org/wiki/Overlearning

[6] Einstellung: https://en.wikipedia.org/wiki/Einstellung_effect

[7] Сантьяго Рамон-и-Кахаль: https://en.wikipedia.org/wiki/Santiago_Ram%C3%B3n_y_Cajal

[8] реакцией «бежать или драться»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%C2%AB%D0%B1%D0%B5%D0%B9_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%B1%D0%B5%D0%B3%D0%B8%C2%BB

[9] Синдром самозванца: https://en.wikipedia.org/wiki/Impostor_syndrome

[10] на русском: http://www.factroom.ru/facts/45960

[11] Источник: http://habrahabr.ru/post/236349/