«Learning how to learn»: краткий обзор материалов курса

в 10:57, , рубрики: coursera, gtd, обучение, Учебный процесс в IT, эффективность
Как учиться лучше и быть эффективнее: простые и полезные техники

Просмотрела курс на Coursera «Learning how to learn», который рассказывает, как лучше учиться, запоминать информацию и быть более эффективным, и составила список из 17 советов-приемов. Возможно, вы найдете их полезными.

  1. Техника «Pomodoro»: 25 минут целенаправленной сфокусированной работы (занятия, чтения и др.) без отвлечения и с вознаграждением себя в конце сессии.
    Методика получила название от кухонного таймера в виде помидора, который использовал ее автор Франческо Чирилло.


    Вы отключаете все, что обычно отвлекает (звук в телефоне, электронную почту и др.), затем ставите таймер на 25 минут и погружаетесь в работу.

    25 минут — это то время, в течение которого любой человек точно способен фокусироваться и не уставать. Вы можете немного адаптировать это время под себя (например, менять на 30 или 24.9 минут — свобода возможностей!).

    После обязательно наградите себя как-либо: погуляйте по Интернету, посмотрите видео с кошечками, сделайте себе чашку кофе и т.д. — это закрепит полезный «рефлекс», что хорошая работа приносит удовольствие.

    У этой техники есть и другой позитивный эффект, описанный в следующем пункте.

  2. Шаг за шагом маленькими частями.

    Лучше запоминать информацию небольшими частями с паузами между ними, вместо того, чтобы пытаться выучить все за один раз. Это позволяет создавать в голове фрагменты — прочно соединенные мысли и части информации, которые помогают вашему «умственному паззлу» становиться все более и более завершенным.

    Лучшая метафора здесь — кирпичная стена: если вы будете выкладывать ее уровень за уровнем, давая высохнуть, вы получите крепкую ровную кладку; если вы попытаетесь скинуть в кучу сразу все кирпичи и цемент, вы не получите ничего, кроме странного месива.

  3. Существует 2 режима мышления:
    — сфокусированный — когда вы полностью держите под контролем свои мысли и буквально следите за ними;
    — рассеянный — когда вы расслабляетесь и даете своим мыслям спокойно течь в голове; это часто помогает найти решение тогда, когда вы немного «застреваете» в какой-то идее.

    Томас Эдисон и Сальвадор Дали использовали этот режим мышления. Когда они работали над какой-то задачей и в какой-то момент заходили в тупик, они садились в кресло, брали в руки какой-нибудь предмет, который бы было слышно при падении, и погружались в легкий сон. Когда предмет выпадал из рук и ударялся о пол, они просыпались, и решение обычно уже было найдено.

  4. Вспоминание (вызов из памяти): когда вы учите что-то, попробуйте в какой-то момент оторваться от источника и попробовать вспомнить то, что вы только что прочитали или услышали. Это работает гораздо лучше, чем просто прочтение еще раз, т.к.иногда нам кажется, что мы вспоминаем что-то, глядя на текст, когда на самом деле мы просто узнаем прочитанное.

    Этот прием позволяет избежать иллюзии знания.

  5. Иллюзия знания — когда кажется, что вы что-то знаете просто потому, что вы понимаете услышанное или узнаете прочитанное. Это также бывает в моменты, когда вы фокусируетесь и заучиваете легкий материал (вместо того, чтобы работать с трудным тоже).
  6. Целенаправленная практика — когда вы не просто читаете и учите что-то, но старайтесь понять это как можно глубже и регулярно практикуетесь.

    Многие люди думают, что секрет мастерства лучших мировых специалистов своего дела кроется в их неком сакральном таланте, недостижимом для простых смертных. Однако в большинстве случаев целенаправленная практика — это именно то, что отличает хорошего студента от блестящего.

  7. Заучивание — не самая удачная практика, когда вы учите одно и то же раз за разом, будто вбивая это себе в голову. В некоторых случаях это полезно — например, когда вы репетируете свою речь для выступления перед большой аудиторией (и в других случаях, когда доля автоматизма приветствуется). Но это плохо сработает, если вы перестараетесь, и может сформировать «установки».
  8. «Установка» (нем. «Einstellung») — когда вы учите что-то, выполняете какое-то действие или думаете о чем-то снова и снова. Так вы формируете устойчивый шаблон и можете заблокировать нахождение других вариантов.
  9. Перенос — когда вы используете какой-то подход или принцип мысли не только в той сфере, где вы его сформировали, но и в других.

    Это моя любимая техника, т.к. она позволяет понять, какое огромное количество законов и принципов в мире является универсальным.

    Можно взять простой пример: я знаю, что если делать упражнения регулярно и с конкретной целью (на определенные группы мышц или для улучшения растяжки, и т.д.), я получу крепкое тело нужной мне формы. И далее я беру этот принцип и переношу на обучение: если я буду делать упражнения для улучшения памяти, скорости чтения, улучшения понимания материала, я буду учиться быстрее и качественнее, т.е. получу работающий нужным мне образом мозг.

  10. Создание метафор и аналогий помогает лучше понимать и запоминать. Особенно хорошо это работает в отношении каких-то абстрактных вещей (вроде некоторых элементов высшей математики). Чем более яркими будут образы, которые вы создадите, тем лучше.
  11. Измените свои мысли, и вы измените свою жизнь. История Рамон-и-Кахаля.

    Сантьяго Рамон-и-Кахаль — испанский врач и гистолог, один из основоположников современной нейробиологии, который вместе с Камилло Гольджи изобрел современный метод окрашивания нервных тканей. В детстве этот ученый не отличался примерным поведением и уже в 11 лет оказался в тюрьме. Но в 20 лет он начинает путь в области классической медицины, и, благодаря своим усилиям и постоянной целенаправленной работе, он смог добиться больших результатов, получить Нобелевскую премию по физиологии и медицине и стать известным в истории как отец современной нейробиологии.

  12. После принятия решения мысленно отступите назад и посмотрите на него «правым полушарием».

    Когда вы долго фокусируетесь на чем-то, пытаясь решить проблему или понять материал, вы становитесь слишком сосредоточенными на деталях и можете «не видеть леса за деревьями». Возьмите небольшую паузу и попробуйте увидеть большую картину того, что вы делаете, и ясен ли смысл того, что вы хотели сказать.

    Левое полушарие помогает увидеть детали, но именно правое позволяет суммировать информацию и понять что-то в целом.

  13. Начните с трудного — перепрыгните на простое.

    Когда вам нужно выполнить какое-то задание (например, тест), просмотрите весь список и остановитесь на том, которое кажется наиболее трудным. После того, как вы прочитаете и поймете смысл задания, подумайте над ним некоторое время и переходите к простым заданиям. Делая так, вы переместите ваше сложное задание в формат размышления в рассеянном режиме, о котором говорилось выше. Когда вы вернетесь к тому заданию, вы найдете решение гораздо быстрее.

  14. Измените трактование сигналов вашего организма.

    Если вы нервничаете (например, перед важной встречей, ответственным мероприятием или экзаменом) — у вас потеют руки, учащается сердцебиение — измените интерпретацию этих признаков с «мне страшно» на «я возбужден — м-м-м, это поможет мне лучше и с большим удовольствием выполнить задание!».

    Дело в том, что есть физическое ощущение или другие сигналы, которые нам дает организм, а есть их понимание на уровне того, что это означает. И эти два процесса независимы — в том смысле, что мы способны научить себя «переводить» эти сигналы самым различным образом.

  15. Глубокое дыхание животом может помочь, если вы нервничаете. Так вы управляете своей реакцией «бежать или драться», которая выдается симпатической нервной системой в стрессовых ситуациях.
  16. Создайте список вопросов, который поможет вам оценить качество вашей работы и понять, является ли она действительно стоящей.
  17. Синдром самозванца (+подробнее на русском).

    Иногда, когда вы находитесь в компании коллег или сокурсников, может казаться, что вы не так умны, компетентны, знающи, как остальные. Будто вы самозванец и оказались среди них по ошибке.

    На самом деле, это ощущение испытывают практически все люди в разные моменты жизни. Как показал опрос, проведенный на сайте курса, только 5% респондентов ответили, что с ними этого никогда не происходило. Это значит, у вас есть 95% друзей по несчастью.

    Самое главное — просто отпустить мысли на этот счет, продолжать работать, стремиться к росту, общаться с коллегами и работать с ними в команде. И, возможно, вы даже узнаете, что совсем не одиноки в своем страхе.

Автор:

Источник

* - обязательные к заполнению поля