- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Что объединяет скалолазание и развитие подводных магистралей — потенциальные сложности

Научные специалисты, увлекающиеся альпинизмом, обратили внимание на малоизученную проблему в области строительства подводных кабельных систем. Обсудим, в чем тут дело.

Flickr.com / Ministerio TIC Colombia
Flickr.com / Ministerio TIC Colombia

В чем проблема

Страховочное устройство [1], через конструкцию которого альпинисты пропускают веревку, может быть выполнено в нескольких форм-факторах [раз [2] и два [3]], но суть от этого не меняется — его части формируют дополнительное трение, способствующее плавному торможению при спуске. Однако иногда веревка может образовывать так называемые «барашки», осложняющие протягивание веревки и использование других механизмов. Такое кручение часто может идти винтом по сердцевине, если уровень сцепления с ней оплетки веревки оказывается слабым.

Оборудование судов, прокладывающих коммуникации под водой, в некоторой степени напоминает спусковые устройства, которыми пользуются альпинисты. А кручение кабеля, как предположили ученые, может [4] вызывать похожий эффект «внутреннего трения», что в итоге приводит к ряду крайне нежелательных последствий. Начиная от сложностей на этапе переброски кабеля на борт с места производства, когда его могут изогнуть в различных направлениях, и до локальных повреждений в процессе укладки.

Последняя ситуация может потребовать ремонта или полной замены кабеля, если не получится с достаточно высокой точностью установить проблемное место.


Что почитать у нас в блоге:


На что это влияет

Если смотреть на телекоммуникационные линии, то сейчас в мире их более трех сотен [8]. Обслуживают такие системы подрядчики ведущих корпораций вроде Google, которая буквально на днях запустила еще одну систему — кабель Dunant. В этом случае длина линии превысила 6 тыс. километров, а в проекте с Facebook под названием Pacific Light Cable Network [PLCN] — она оказалась вдвое больше. Длина еще одной магистрали DARE1 составила 5 тыс. километров.

Потери, вызванные кручением или другими причинами [9] повреждений кабеля — вроде якорей рыболовецких судов и тайфунов — при таких масштабах могут исчисляться десятками млн долларов [10], причем подобным проблемам подвержены не только телеком-компании. Аналогичным образом обстоят дела и в других сферах, где задействуют подводные кабели — например, в нефтяной отрасли и в ситуациях с ветряками, расположенными на расстоянии от берега.

Что будут делать

Группа ученых вместе с профильными компаниями и ведущими энергетическими корпорациями вроде Hellenic Cables, Equinor [11], Aker Solutions [12] и Petrobras [13] уже сформировала так называемый «Torsion Joint Industry Project». Данная рабочая группа подтянет научную базу, предложит подходы для моделирования соответствующих процессов и займется проектированием стендов для тестирования различных типов кабелей на предмет уязвимости к «вредоносному» кручению, а потом разработает методологию для его отслеживания в боевых условиях и обучит инженеров и служебный персонал судов, отвечающих за строительство подводных магистралей.

Однако в этой области могут появиться вызовы не только со стороны сил природы и законов физики, но и американских регуляторов. Так, процесс «верификации» телеком-вендров, запущенный [14] госсекретарем Майклом Помпео, кажется, дойдет и до операторов, обслуживающих крупнейшие подводные магистрали вроде тех, что соединяют США и Китай. Руководство комиссия по связи [Federal Communications Commission, FCC] считает нужным удостовериться [15] в том, что «партнеры» не вмешиваются в работу подводных линий. В свете этих событий секция кабеля PLCN, идущая в Китай, скорее всего так и останется неактивной, а планы по строительству магистрали между Сан-Франциско и Гонконгом будут отложены в «долгий ящик».

Unsplash.com / Simon Migaj
Unsplash.com / Simon Migaj

На фоне заморозки этих проектов внимание аналитиков привлек Arctic Connect, который должен связать страны Северной Европы, Японию и Китай, плюс — решить ряд задач российского рынка телекоммуникаций. Для этого разработчики запустят [16] две самостоятельные линии, а максимальная длина одной из них может составить 18 тыс. километров. Поэтому проектировщикам еще предстоит побороться с проблемой кручения и рядом других сложностей, очевидным образом связанных с расположением и эксплуатацией данных магистралей.


Дополнительное чтение у нас на Хабре:


Автор: VAS Experts

Источник [19]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/issledovaniya-i-prognozy-v-it/361613

Ссылки в тексте:

[1] Страховочное устройство: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%8C%D0%BC%D1%91%D1%80%D0%BA%D0%B0_(%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)

[2] раз: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Belaying8.jpg

[3] два: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Types_of_Figure_eight.jpg?uselang=ru

[4] может: https://norwegianscitechnews.com/2021/01/what-does-a-rock-climbing-belay-device-have-in-common-with-a-subsea-cable-installation-vessel/

[5] До свидания, ESNI. Привет, ECH: https://vasexperts.ru/blog/bezopasnost/esni-ech/

[6] Новые сетевые технологии: компактный обзор: https://vasexperts.ru/blog/bezopasnost/texnologii-shifrovaniya/

[7] Проект «Доступный интернет»: промежуточные итоги: https://vasexperts.ru/blog/telekom/dostupnyj-internet/

[8] более трех сотен: https://www.submarinecablemap.com/

[9] другими причинами: https://habr.com/ru/company/vasexperts/blog/494968/

[10] десятками млн долларов: https://www.sintef.no/en/projects/2019/torsion/

[11] Equinor: https://en.wikipedia.org/wiki/Equinor

[12] Aker Solutions: https://en.wikipedia.org/wiki/Aker_Solutions

[13] Petrobras: https://ru.wikipedia.org/wiki/Petrobras

[14] запущенный: https://habr.com/ru/company/vasexperts/blog/537932/

[15] считает нужным удостовериться: https://www.capacitymedia.com/articles/3826521/fcc-sets-sights-on-subsea-cables

[16] запустят: https://www.highnorthnews.com/en/arctic-subsea-cables-knowns-and-unknowns

[17] «От слов к делу»: Starlink запускают в США и уже используют за пределами страны: https://habr.com/ru/company/vasexperts/blog/541220/

[18] «Больше хот-спотов, пожалуйста»: обсуждаем грандиозную инициативу в Индии: https://habr.com/ru/company/vasexperts/blog/535250/

[19] Источник: https://habr.com/ru/post/542282/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=542282