- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Приблизительно каждые пол года, если не чаще, на хабре поднимаются вопросы о нашем образовании, о нужности или ненужности, о его правильности и неправильности, и прочем. Очередным взносом в копилку холивара стал этот пост [1]. Мой пост изначально должен был стать обычным комментарием, но как-то в процессе разросся… Ну что же. Попробуем пройтись по основным вопросам и мнениям, поднимаемых в этом холивара.
Disclaimer: всё рассмотренное ниже является субъективным мнением. Сам я учился в УГТУ-УПИ (ныне УРФУ). Рассуждать буду исключительно с точки зрения программиста, врачей, учителей и т.п. не рассматриваю.
Вообще всех людей, хотя бы раз появившихся в споре можно разделить на следующие категории.
Заметили, что между ними общего? И те и другие напоминают программистов, которые на описание бага отвечают “а у меня всё работает!”. Они обычно даже не пытаются спуститься со своей колокольни, и представить, что где то что то может идти не так, как у них.
Иногда даже кажется, что обе стороны пытаются себя оправдать. “Я не потерял эти 5 лет, они принесли мне много полезного!” или “я не зря ушел на 3м курсе, институт — бесполезен”! Хотя, каков процент таких людей в обоих лагерях – подсчитать не могу.
Был такой в посте аргумент… странный. По моему опыту – берут с удовольствием, если студент имеет минимальный личный опыт, ну т.е. сам хотя бы по верхам копался, хотя бы мелкие какие-то свои проекты писал, утилитки для себя, сетку настраивал и т.п. Ну не может человек, которому интересна тема учиться исключительно на лекциях, явно будет что-то сам копать. Если же ему не интересна тема – ни одном образования не спасёт.
Так вот, о студентах и фирмах. Маленькие компании с удовольствием берут студентов – платить можно меньше, можно отдать ему “скучные задачи по поддержке”, ну и опять же, возможность вырастить специалиста нужного компании профиля.
Крупные компании тоже активно развивают студентов – Контур [2], ABBYY [3], Яндекс [4] и прочие с удовольствием берут студентов на стажировку, тратят ресурсы на различные выездные лекции, сотрудничают с институтами, добавляют студентам возможность получить вполне актуальный опыт и знания. Так что и тут полный порядок.
Позволю себе не согласиться. Методологии самообучения? Тайм-менеджмент? Хоть какие-то советы, как оптимизировать процесс собственного обучения – они у вас были? Если да, то вы счастливчик! В большинстве вузов ничего подобного не преподаётся.
Скорее, наше “обучении учёбе” проводится так: кинем в воду, если выплывет – значит научился. Вы подобным образом будете своего ребёнка учиться плавать? А вот в наших вузах это норма.
Я верю, что где-то есть исключения, просто я о них не слышал. Надеюсь в комментариях найти людей, у которых было реальное обучение учёбе!
В комментариях всплыл такой момент. “Что бы клепать сайтики на %lang_name%, не требуется тратить 5-6 лет на институт!” Оно как и резонно, но люди всё равно идут учиться. Почему?
Идиотизм тратить 5-6 лет в институте, лучше 1 год отслужить – и дальше занимайся чем хочешь.
Я не буду никого осуждать или называть идиотом. У каждого свой путь, каждый живёт как считает нужным. Да, нехилая часть людей не идёт в армию, потому что “служить не вариант” и поступает в институт исключительно ради этого. При этом такие люди идут по одному из двух путей:
Во-первых, гос.учреждения. Будь вы хоть семи пядей во лбу, без бумажки повышения и продвижения вам не видать.
Во-вторых, ситуация с дипломом чем-то похожа на ситуацию с зарплатой, которая, как часто упоминают, “не может мотивировать, но может демотивировать”. В случае с дипломом его наличие обычно не является серьезным плюсом (ну кроме может дипломов каких-то совсем топовых учебных учреждений). Но его отсутствие может стать минусом. Кто-то может выкинуть ваше резюме не читая дальше, кто-то просто отправить в конец списка.
В-третьих, некоторые компании с подозрением относятся к людям, бросившим институт на 3-5 курсе. “Не смог завершить начатое, может он так же и работать будет?”.
Пункты 2 и 3 в этом списке мне лично кажутся очень сомнительными, но я видел комментарии на хабре, слышал отзывы знакомых о том, что такое отношение действительно встречается. Насколько широко, сказать не могу, мне попадались компании, смотрящие исключительно на скилл человека, а не на бумажки, но тем не менее, раз такое встречается – надо об этом напомнить.
Институт – это клёвые тусы, это новые знакомства.
Ну да, общения в институте на занимать, особенно если живёшь вчетвером в комнате, рассчитанной на троих/двоих. Впрочем, мне опять повезло и мы жили вдвоём – ещё двое числились в комнате, но реально снимали себе комнаты/квартиры, и я их видел только в день заселения. Лайфхак, товарищи студенты, берите на заметку.
Правда, не могу сказать, что меня дико радовала жизнь в общежитии, где ни единого шанса уединиться. Но вот шанс завести полезные и интересные знакомства в институте очень высок, этого не отнять.
Институт – это лучшее время в моей жизни!
Ну не могу я удержаться от этой цитаты, уж очень она грустная. Обидно, когда у человека лучшее время – где-то в прошлом…
В институте учат командной работе.
Я за 5 лет помню только один проект по программированию, которую нужно было делать в команде. Причем командной организации опять же не учат, т.е. ничего нового со школы не будет, разбирайтесь сами.
Или речь идёт об обмене конспектами, образцами рефератов и т.п.? Опять же ничего нового по сравнению со школой.
Хотя нет, одно “обучение групповой работе" было. Преподаватель по физике на первом курсе не допускал никого до экзамена, пока все (!) в группе не сдавали все колоквиумы, отчеты и промежуточные зачеты. Хочешь сдать экзамен – дай списать соседу, а лучше реши его вариант. Не правда ли, отличный способ обучения командному взаимодействию?
Ну почему же! Была у нас и практика.
Например, практика по веб-разработке. Там нам рассказали, что Microsoft FrontPage – это вершина эволюции веб-разработки, а CMS’ки – это тупая и бессмысленная трата ресурсов.
Была практика и по компьютерной графике, Photoshop и CorelDRAW, по принципу “заучить нахождение нужных для сдачи лабораторной пунктов меню и параметров”.
Была и инженерная графика. Все чертежи – только от руки. Потому что современные инженеры всё чертят руками, верно? Программы вроде “компаса” — для слабаков!
Электротехника и основы схемотехники выполнялись в виде лабораторных работ в симуляторах.
По физике какие-то живые лабораторные были… опять же, школьный уровень. Сделай по алгоритму, запиши циферки, сделай очевидные выводы.
Программирование тоже было вполне практическое. Мы с нуля реализовывали кучу вариантов сортировок и деревьев, например, по принципу “вот вам описание алгоритма, реализацию пишите сами”. Нет, если без иронии – программирование я вспоминаю с удовольствием, там были и вполне полезные работы, примеры и советы. Алгоритмических задач можно было бы конечно и побольше сделать (а ассемблера поменьше), но тем не менее, было интересно.
Никаких выводов. Я просто хотел собрать в одном месте основные аргументы и контраргументы двух спорящих сторон. Вспомните ещё аргументы – пишите в комментариях.
Автор: Newbilius
Источник [5]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/obuchenie-programmirovaniyu/56217
Ссылки в тексте:
[1] этот пост: http://habrahabr.ru/post/214159/
[2] Контур: http://habrahabr.ru/company/skbkontur/blog/211729/
[3] ABBYY: http://habrahabr.ru/company/abbyy/blog/192542/
[4] Яндекс: http://company.yandex.ru/job/intern/
[5] Источник: http://habrahabr.ru/post/214331/
Нажмите здесь для печати.