Высшее образование – анатомия холивара

в 19:12, , рубрики: вузы, высшее образование, образование, обучение программированию, Учебный процесс в IT, метки: , , ,

Высшее образование – анатомия холивараПриблизительно каждые пол года, если не чаще, на хабре поднимаются вопросы о нашем образовании, о нужности или ненужности, о его правильности и неправильности, и прочем. Очередным взносом в копилку холивара стал этот пост. Мой пост изначально должен был стать обычным комментарием, но как-то в процессе разросся… Ну что же. Попробуем пройтись по основным вопросам и мнениям, поднимаемых в этом холивара.

Disclaimer: всё рассмотренное ниже является субъективным мнением. Сам я учился в УГТУ-УПИ (ныне УРФУ). Рассуждать буду исключительно с точки зрения программиста, врачей, учителей и т.п. не рассматриваю.

Кто участвует в споре

Вообще всех людей, хотя бы раз появившихся в споре можно разделить на следующие категории.

  • Тех, кто учился в институте и доволен результатом. Он или верно выбрали направления и всё преподанная теория им пригодилась, или им попались отличные преподаватели или качественный институт. Или они четко знали, знали за чем идут. Короче те, кто получил от института явный профит. Они искренне не понимают, как можно вообще жаловаться на качество образования, у них то всё ок?
  • Те, кто учился – и не доволен результатом. Они не используют в работе преподанную теорию, порой считают время проведённое в институте потерянным. И естественно, они хотят доказать окружающим, что институт – потеря времени. Они же его потеряли, разве может быть иначе?

Заметили, что между ними общего? И те и другие напоминают программистов, которые на описание бага отвечают “а у меня всё работает!”. Они обычно даже не пытаются спуститься со своей колокольни, и представить, что где то что то может идти не так, как у них.

Иногда даже кажется, что обе стороны пытаются себя оправдать. “Я не потерял эти 5 лет, они принесли мне много полезного!” или “я не зря ушел на 3м курсе, институт — бесполезен”! Хотя, каков процент таких людей в обоих лагерях – подсчитать не могу.

Компаниям не нужны студенты без опыта

Был такой в посте аргумент… странный. По моему опыту – берут с удовольствием, если студент имеет минимальный личный опыт, ну т.е. сам хотя бы по верхам копался, хотя бы мелкие какие-то свои проекты писал, утилитки для себя, сетку настраивал и т.п. Ну не может человек, которому интересна тема учиться исключительно на лекциях, явно будет что-то сам копать. Если же ему не интересна тема – ни одном образования не спасёт.

Так вот, о студентах и фирмах. Маленькие компании с удовольствием берут студентов – платить можно меньше, можно отдать ему “скучные задачи по поддержке”, ну и опять же, возможность вырастить специалиста нужного компании профиля.

Крупные компании тоже активно развивают студентов – Контур, ABBYY, Яндекс и прочие с удовольствием берут студентов на стажировку, тратят ресурсы на различные выездные лекции, сотрудничают с институтами, добавляют студентам возможность получить вполне актуальный опыт и знания. Так что и тут полный порядок.

В институте не дают знания, а учат учиться

Позволю себе не согласиться. Методологии самообучения? Тайм-менеджмент? Хоть какие-то советы, как оптимизировать процесс собственного обучения – они у вас были? Если да, то вы счастливчик! В большинстве вузов ничего подобного не преподаётся.

Скорее, наше “обучении учёбе” проводится так: кинем в воду, если выплывет – значит научился. Вы подобным образом будете своего ребёнка учиться плавать? А вот в наших вузах это норма.

Я верю, что где-то есть исключения, просто я о них не слышал. Надеюсь в комментариях найти людей, у которых было реальное обучение учёбе!

Почему идут учиться

В комментариях всплыл такой момент. “Что бы клепать сайтики на %lang_name%, не требуется тратить 5-6 лет на институт!” Оно как и резонно, но люди всё равно идут учиться. Почему?

  • Давление общества. Родители тех, кто шел учиться в конце 2000 ещё считали, что ты “или идёшь в институт, или работаешь дворником“, “кто тебя куда без диплома возьмёт на работу”, “мы учились, почему это ты можешь забить на высшее образования”, многие при этом вполне искренни. Какой сейчас процент так считает, я уже не знаю.
  • Отсрочка от армии. Об этом ниже.
  • Поступает в институт человек обычно в 16-17 лет. В этом возрасте нельзя получить права на вождение транспортного средства, нельзя покупать алкоголь и сигареты, нельзя зарегистрировать брак (или уже можно? Там какие-то ньюансы были…). А вот выбрать, какая профессия тебе по душе и на что ты потратишь ближайшие 5-6 лет – на это у тебя мудрости и ответственности должно хватать, это можно. Звучит несколько… странновато, не находите?
  • Ценность диплома. Об этом тоже ниже.
  • Возможность переехать в другой город. Вы таки будете смеяться, но в отдельных случаях поехать учиться в другой город выйдет дешевле и выгоднее, чем просто туда отправиться искать удачи. Компании позитивнее смотрят на студентов, чем на людей “без опыта и без текущего занятия”, а цены на общежития обычно (по закону?) привязаны к размерам стипендии. У нам место в общежитии стоило, если память не изменяет, 800 рублей в год.
  • Уверенность в том, что в институте дают актуальные практические навыки. Тема отдельного разговора.

Армия

Идиотизм тратить 5-6 лет в институте, лучше 1 год отслужить – и дальше занимайся чем хочешь.

Я не буду никого осуждать или называть идиотом. У каждого свой путь, каждый живёт как считает нужным. Да, нехилая часть людей не идёт в армию, потому что “служить не вариант” и поступает в институт исключительно ради этого. При этом такие люди идут по одному из двух путей:

  • Поступить на военную кафедру. В результате после обучения у них будет примерно месяц военно-полевых сборов и всё, вот вам военный билет.
  • Поступить чисто для выигрыша времени, получить качественный рабочий опыт, заработать на откуп и бросить институт. Или доучиться ради того же диплома.

Ценность диплома

Во-первых, гос.учреждения. Будь вы хоть семи пядей во лбу, без бумажки повышения и продвижения вам не видать.

Во-вторых, ситуация с дипломом чем-то похожа на ситуацию с зарплатой, которая, как часто упоминают, “не может мотивировать, но может демотивировать”. В случае с дипломом его наличие обычно не является серьезным плюсом (ну кроме может дипломов каких-то совсем топовых учебных учреждений). Но его отсутствие может стать минусом. Кто-то может выкинуть ваше резюме не читая дальше, кто-то просто отправить в конец списка.

В-третьих, некоторые компании с подозрением относятся к людям, бросившим институт на 3-5 курсе. “Не смог завершить начатое, может он так же и работать будет?”.

Пункты 2 и 3 в этом списке мне лично кажутся очень сомнительными, но я видел комментарии на хабре, слышал отзывы знакомых о том, что такое отношение действительно встречается. Насколько широко, сказать не могу, мне попадались компании, смотрящие исключительно на скилл человека, а не на бумажки, но тем не менее, раз такое встречается – надо об этом напомнить.

Социализация

Институт – это клёвые тусы, это новые знакомства.

Ну да, общения в институте на занимать, особенно если живёшь вчетвером в комнате, рассчитанной на троих/двоих. Впрочем, мне опять повезло и мы жили вдвоём – ещё двое числились в комнате, но реально снимали себе комнаты/квартиры, и я их видел только в день заселения. Лайфхак, товарищи студенты, берите на заметку.

Правда, не могу сказать, что меня дико радовала жизнь в общежитии, где ни единого шанса уединиться. Но вот шанс завести полезные и интересные знакомства в институте очень высок, этого не отнять.

Институт – это лучшее время в моей жизни!

Ну не могу я удержаться от этой цитаты, уж очень она грустная. Обидно, когда у человека лучшее время – где-то в прошлом…

В институте учат командной работе.

Я за 5 лет помню только один проект по программированию, которую нужно было делать в команде. Причем командной организации опять же не учат, т.е. ничего нового со школы не будет, разбирайтесь сами.

Или речь идёт об обмене конспектами, образцами рефератов и т.п.? Опять же ничего нового по сравнению со школой.

Хотя нет, одно “обучение групповой работе" было. Преподаватель по физике на первом курсе не допускал никого до экзамена, пока все (!) в группе не сдавали все колоквиумы, отчеты и промежуточные зачеты. Хочешь сдать экзамен – дай списать соседу, а лучше реши его вариант. Не правда ли, отличный способ обучения командному взаимодействию?

Учат исключительно теории

Ну почему же! Была у нас и практика.

Например, практика по веб-разработке. Там нам рассказали, что Microsoft FrontPage – это вершина эволюции веб-разработки, а CMS’ки – это тупая и бессмысленная трата ресурсов.

Была практика и по компьютерной графике, Photoshop и CorelDRAW, по принципу “заучить нахождение нужных для сдачи лабораторной пунктов меню и параметров”.

Была и инженерная графика. Все чертежи – только от руки. Потому что современные инженеры всё чертят руками, верно? Программы вроде “компаса” — для слабаков!

Электротехника и основы схемотехники выполнялись в виде лабораторных работ в симуляторах.

По физике какие-то живые лабораторные были… опять же, школьный уровень. Сделай по алгоритму, запиши циферки, сделай очевидные выводы.

Программирование тоже было вполне практическое. Мы с нуля реализовывали кучу вариантов сортировок и деревьев, например, по принципу “вот вам описание алгоритма, реализацию пишите сами”. Нет, если без иронии – программирование я вспоминаю с удовольствием, там были и вполне полезные работы, примеры и советы. Алгоритмических задач можно было бы конечно и побольше сделать (а ассемблера поменьше), но тем не менее, было интересно.

Выводы

Никаких выводов. Я просто хотел собрать в одном месте основные аргументы и контраргументы двух спорящих сторон. Вспомните ещё аргументы – пишите в комментариях.

Автор: Newbilius

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js