- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Написать книгу: стоит ли игра свеч?.. От автора книги «Высоконагруженные приложения»

Привет!

Сложно переоценить успех книги "Designing Data-Intensive Applications [1]" которая вышла в русском переводе и неизменно допечатывается у нас под названием "Высоконагруженные приложения [2]"

Написать книгу: стоит ли игра свеч?.. От автора книги «Высоконагруженные приложения» - 1

Не так давно автор разместил в своем блоге честный и подробный пост о том, как ему далась работа над этой книгой, сколько она позволила заработать, и чем кроме денег измеряется польза авторского труда. Публикация обязательна к прочтению для всех, кто хоть раз задумывался стать литературной суперзвездой нашим автором, но до сих пор не определился, а стоит ли браться за столь амбициозный проект.

Читаем с удовольствием!

Недавно была продана первая сотня тысяч [3] экземпляров моей книги «Высоконагруженные приложения». В прошлом году моя книга занимала второе место по продажам во всем каталоге O’Reilly, пропустив вперед только книгу [4] Орельена Жерона по машинному обучению. Несомненно, машинное обучение – очень горячая тема, поэтому второе место в данном случае меня весьма устраивает.

Я совершенно не ожидал, что книгу ждет такой успех; я ожидал, что она получится несколько нишевой, поэтому поставил для себя цель продать 10 000 экземпляров, пока книга не устареет. Вдесятеро превзойдя эту планку, я решил оглянуться назад и вспомнить, как это было. Пост не планировался чрезмерно нарциссическим; я ставил своей целью рассказать, какова бизнес-составляющая писательского труда.

Оправдан ли такой проект с финансовой точки зрения?

Большинство книг приносят совсем мало денег как автору, так и издателю, но иногда появляется книга вроде «Гарри Поттера». Если вы собираетесь писать книгу, настоятельно рекомендую исходить из того, что ваши будущие роялти окажутся близки к нулю. Все равно, как если собрать с друзьями музыкальную группу и надеяться, что вас ждет слава рок-звезд. Сложно спрогнозировать заранее, что станет хитом, а что провалится. Может быть, это касается технических книг в меньшей степени, чем беллетристики и музыки, но, подозреваю, даже среди технических книг хитов совсем мало, а большинство продается весьма скромными тиражами.
Учитывая вышесказанное, рад сообщить, что в ретроспективе моя книга оказалась финансово выгодным проектом. На графике показаны роялти, которые я получил с тех пор, как книга поступила в продажу:

Написать книгу: стоит ли игра свеч?.. От автора книги «Высоконагруженные приложения» - 2

Общая сумма роялти

Написать книгу: стоит ли игра свеч?.. От автора книги «Высоконагруженные приложения» - 3

Распределение роялти в помесячном выражении

На протяжении первых 2½ лет книга находилась в состоянии “early release” (черновиков): я все еще работал над ней, и мы реализовывали ее в неотредактированной форме, по главе по мере готовности, только в формате ebook. Затем в марте 2017 года состоялась официальная публикация книги, и печатное издание поступило в продажу. С тех пор продажи колебались месяц к месяцу, но в целом оставались удивительно стабильными. В какой-то момент я стал ожидать, что рынок вот-вот насытится (то есть, большинство тех, кто хотел купить книгу, ею обзаведутся), но пока этого, по-видимому, не произошло: более того, в конце 2018 года продажи заметно выросли (почему – не знаю). Ось x заканчивается в июле 2020 года, поскольку после продажи проходит пара месяцев, пока отчисления поступят на мой счет.

В соответствии с контрактом, я получаю 25% выручки издателя от продажи электронных книг, от онлайн-доступа и лицензирования, а также 10% выручки от продаж печатной книги и 5% роялти от переводов. Это процент от оптовой цены, уплачиваемой ритейлерами/дистрибьюторами издателю, то есть, в нем не учитывается розничная надбавка. Цифры, приведенные в этом разделе – это уплаченные мне роялти, полученные после того, как ритейлер и издатель забрали свою долю, но до вычета налогов.

С самого начала общие продажи составили (в долларах США):

  • Печатная книга: 68 763 экземпляра, роялти $161 549 ($2,35/экз.)
  • Электронная книга: 33 420 экземпляров, роялти $169 350 ($5,07/экз.)
  • Онлайн-доступ на сайте O’Reilly: роялти $110 069 (я не знаю, сколько раз книга была прочитана через данный канал)
  • Переводы: 5 896 экземпляров, роялти $8 278 ($1.40/экз.)
  • Другие виды лицензирования: роялти $34 600
  • Всего: 108 079 экземпляров, роялти $477 916

Куча денег, но сколько времени я в это вложил! Полагаю, что потратил около 2,5 лет полноценного фултайма на работу над книгой и сопутствующие исследования – в течение 4 лет. Из этого периода целый год (2014-2015) я полностью потратил на работу над книгой, без какого-либо дохода, а остальное время мне удавалось совмещать подготовку книги с частичной занятостью.

Теперь, в ретроспективе, понятно, что эти 2,5 года были потрачены не зря, так как доход, который принесла мне эта работа – того же порядка, что и зарплата программиста из Кремниевой Долины, которую я мог бы получить, если бы не ушел из LinkedIn в 2014 году ради работы над книгой. Но, конечно, я не мог этого предвидеть! Роялти вполне могли оказаться в 10 раз меньше, и такая перспектива была бы гораздо менее привлекательной с финансовой точки зрения.

Не роялти едиными

Отчасти успех моей книги может объясняться тем, что я потратил массу усилий на ее продвижение. С тех пор, как книга пребывала в состоянии early release, я прочитал почти 50 докладов на крупных конференциях, плюс у меня еще множество «приглашенных» выступлений в компаниях и университетах. В каждом из этих выступлений я хотя бы вскользь рекламировал мою книгу. Я действовал как рок-музыкант, отправляющийся в тур с презентацией нового альбома, и, подозреваю, именно благодаря этим выступлениям книга получила широкую известность. Весьма популярны оказались и пара постов в моем блоге, они, вероятно, также привлекли к книге внимание потенциальных читателей. В настоящее время я значительно меньше выступаю с лекциями, поэтому, полагаю, что информация о книге распространяется в основном по сарафанному радио (в соцсетях; читатели рекомендуют книгу коллегам).

Сочетая лекции и продвижение книги, а сумел стать узнаваемым в сообществе и наработать себе хорошую репутацию в этой области. Я получаю гораздо больше приглашений выступить на разных конференциях, чем реально могу принять. Сами по себе такие выступления не являются источником дохода (на хороших отраслевых конференциях докладчикам обычно оплачивают проезд и проживание, но сами выступления оплачиваются редко), однако, такая репутация полезна в качестве рекламы – к тебе обращаются как к консультанту.

Я совсем немного занимался консалтингом (и сегодня регулярно отклоняю такие запросы от разных компаний, так как основное внимание уделяю моим исследованиям), но, подозреваю, что в текущей ситуации мне не составило бы труда создать прибыльный консалтинговый и обучающий бизнес – связываться с компаниями и помогать им решать проблемы, связанные с инфраструктурой данных. Вас признают как авторитетного специалиста и эксперта в отрасли, а компании готовы платить хорошие деньги за консультации таких экспертов.

Я уделил столько внимания финансовой целесообразности авторского труда, поскольку считаю книги исключительно полезным образовательным ресурсом (подробнее об этом ниже). Я хочу, чтобы как можно больше людей писали свои книги, а значит, такой труд должен быть самодостаточным видом деятельности.

Я смог потратить немало времени на исследовательские поиски, связанные с книгой, поскольку мог позволить себе целый год жить без зарплаты, а многим такое удовольствие недоступно. Если бы люди могли получать достойную оплату [5] за подготовку образовательных материалов, то хорошей литературы такого рода было бы все больше.

Книга – доступный образовательный ресурс

Книга не только может принести немалую финансовую пользу; у такой работы немало других достоинств.

Книга отличается универсальной доступностью: позволить себе купить книгу может практически кто угодно, во всем мире. Она несопоставимо дешевле университетского курса или корпоративного тренинга; чтобы воспользоваться книгой, не приходится ехать в другой город. Люди, живущие в сельской местности или в развивающихся странах, могут читать книги с той же отдачей, что и жители глобальных технологических центров. Книгу можно просто пролистать или проштудировать от корки до корки, как угодно. Для чтения книги даже не нужно соединения с Интернетом. Разумеется, в чем-то книга уступает университетскому образованию, например, не дает индивидуальной обратной связи, не позволяет налаживать профессиональные контакты, социализироваться. Но в качестве средства передачи знаний книга практически неоспоримо эффективна.

Разумеется, существует и множество других онлайновых ресурсов: Википедия, блоги, видео, Stack Overflow, документация API, исследовательские статьи, т.д. Они хороши в качестве справочного материала для ответа на конкретные вопросы (например, «каковы параметры функции foo?»), но, на самом деле, такая информация кусочная, и эти фрагменты сложно структурировать для полноценного образования. С другой стороны, в хорошо написанной книге предоставляется аккуратно подобранная и продуманная программа обучения, а также нарратив, который особенно ценен, когда впервые пытаешься осмыслить сложную тему.
Книга неизмеримо лучше масштабируется по сравнению с занятиями вживую. Даже если бы на протяжении всей оставшейся карьеры я читал лекции в самом большом амфитеатре моего университета, то не охватил бы занятиями и 100 000 человек. В случае индивидуальных занятий и занятий в небольших группах эта пропасть еще шире. Но книга позволяет охватить такую широкую аудиторию без особого труда.

Приносить больше пользы, чем получать

Когда пишешь книгу, ты приносишь больше пользы, чем получаешь [6]. Чтобы подтвердить это, попробую грубо оценить пользу, которую принесла моя книга.

Допустим, из 100 000 человек, уже купивших мою книгу, две трети собираются ее прочесть, но пока у них до нее не дошли руки. Далее допустим, что треть из уже прочитавших ее смогли применить некоторые из идей, изложенных в книге, а остальные прочли ее чисто ради интереса.

Итак, давайте возьмем консервативную оценку: 10% из тех, кто купил книгу, смогли извлечь пользу из нее.

Какова может быть такая польза? В случае с моей книгой такая польза заключается в основном в принятии верных архитектурных решений при создании хранилищ данных. Если как следует справиться с этой работой, то можно создавать еще более классные системы, а если ошибиться – то можно годами выпутываться из той неразберихи, в которую вы сами себя загнали.
Этот показатель сложно квантифицировать, но давайте допустим, что читатель, применивший идеи из моей книги, смог избежать неверного решения, на устранение которого потребовался бы реальный человеко-месяц [7]. Следовательно, 10 000 читателей, применивших эти знания, высвободили примерно 10 000 человеко-месяцев или 833 человеко-года, которые удалось потратить на вещи куда более полезные, чем выпутывание из неразберихи.

Если я потратил на работу над книгой 2,5 года, чем сэкономил другим людям в общей сложности 833 года времени, то получил от своей работы более чем 300-кратную отдачу. Если предположить, что средняя зарплата программиста составляет $100k в год, то ценность, обеспеченная книгой, составляет $80m. Читатели потратили примерно $4m на покупку этих 100 000 книг, поэтому принесенная польза в 20 раз выше, чем приобретенная. Причем, еще раз отмечу, это очень осторожные оценки.

Книга приносит далеко не только ту пользу, о которой шла речь выше. Например, многие читатели признавались мне, что, благодаря моей книге успешно прошли собеседование, нашли работу мечты, обеспечили финансовую безопасность для своей семьи. Я не знаю, как измерить подобную ценность, но считаю, что она колоссальна.

Выводы

Написать техническую книгу непросто, но хорошая техническая книга:

  • ценна (помогает людям лучше справляться со своей работой),
  • масштабируется (пользу от книги может получать огромное количество людей),
  • доступна (практически каждому) и
  • экономически целесообразна (на этом можно хорошо заработать).

Эту работу было бы интересно сравнить с опенсорсной разработкой – еще одним видом деятельности, который приносит большую пользу, но почти не монетизируется [8]. На этот счет у меня пока нет четкого мнения.

Необходимо отметить, что писать книгу реально сложно, как минимум, если вы хотите сделать это хорошо. Для меня это было сопоставимо по сложности с разработкой и продажей стартапа [9], и в процессе работы я пережил не один экзистенциальный кризис. Не могу сказать, что этот процесс благотворно сказался на моем душевном здоровье. Поэтому я не спешу приступать к следующей книге: шрамы от первой еще слишком свежи. Но шрамы постепенно сходят и, я надеюсь (возможно, немного наивно), что в следующий раз дело пойдет проще.

В сухом остатке я считаю, что писать техническую книгу – стоящее дело. Ощущение, что ты помог множеству людей, очень окрыляет. Также такая работа дает существенный личностный рост. Кроме того, нет лучшего способа выучить что-либо, чем объясняя это другим.

Автор: ph_piter

Источник [10]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/programmirovanie/357775

Ссылки в тексте:

[1] Designing Data-Intensive Applications: https://www.amazon.com/Designing-Data-Intensive-Applications-Reliable-Maintainable/dp/1449373321/

[2] Высоконагруженные приложения: https://www.piter.com/product_by_id/99340612

[3] первая сотня тысяч: https://dataintensive.net

[4] книгу: https://www.amazon.com/Hands-Machine-Learning-Scikit-Learn-TensorFlow/dp/1492032646/

[5] получать достойную оплату: https://jvns.ca/blog/2018/09/01/who-pays-to-educate-developers-/

[6] ты приносишь больше пользы, чем получаешь: http://radar.oreilly.com/2009/01/work-on-stuff-that-matters-fir.html

[7] реальный человеко-месяц: https://www.piter.com/product_by_id/191898722

[8] почти не монетизируется: https://www.amazon.com/Working-Public-Making-Maintenance-Software/dp/0578675862/

[9] стартапа: https://www.crunchbase.com/organization/rapportive

[10] Источник: https://habr.com/ru/post/522862/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=522862