Разбор протокола World Of Tanks

в 10:29, , рубрики: Без рубрики
Часть первая: инструментарий мелкосерийного изобретения велосипедов

Почему и зачем: длинная и необязательная преамбула

Хорошо, что опыта игрового модостроительства у меня было немного — так, пару кастомных прицелов для Deer Hunter 2005 и «нелицензионный» недоклиент VATSIM/FSD с сопутствущим «взломом» протокола последнего. Ещё лучше, что ни разу не приходилось с головой погружаться в сколь-нибудь трудоёмкую и длительную отладку и дизассемблирование. То есть, с IDA и OllyDBG я поверхностно знаком, но не как с ежедневными рабочими инструментами.

В WOT играю с начала 2011 года. Не запоем, а, скорее, набегами — по 5-6 боёв вечером. Было время 2 года назад, наш клан состоял в Красном Альянсе, ходил на глобалку по ночам, выполнял какие-то тактические задачи на европейском ТВД, устраивал тренировки и спарринги, вовсю бурлили внутриигровые политические страсти, отпочковывались учебные кланы. Сейчас всего этого уже нет, и наш золотой ёжик превратился в табличку над «Домом Ветеранов».

Впадать в ересь сравнения танков с другими MMO не буду, так как хорошо знаком только с танками. Тем более не знаком ни с одним другим проектом, использующим BigWorld, поэтому искренне верю WarGaming'у на слово, что существуют и (не)тривиально (не)преодолеваются различные техномагические ограничения движка — на размер карты, на максимальную скорость юнита, на численность команд и прочее. Оставаясь в рамках внутренней критики, я также понимаю, что, с точки зрения целевой аудитории танков вообще, и их активного игрового коммьюнити в частности, каждое нововведение из очередного патча, безусловно, гораздо более востребовано и обосновано, сколь бы малым оно ни было. И что оптимизировать Motion Blur на несколько процентов это, безусловно, важнее, чем отменить принципиальную неизменяемость привязки действий на кнопки мыши для тех, кто привык на них ставить движение вперёд-назад (DOOM-стайл, да).

Итак, я уверен, что в обозримом будущем никаких планов по введению полноценного режима спектатора в WOT нет и не будет. Под полноценным режимом спектатора я понимаю множественные подключения игроков в сеанс боя изначально как невзаимодействующих на игру «привидений»-наблюдателей, а не на технике. Это тот самый режим, из-за отсутствия которого комментаторы на чемпионатах WOT вынуждены заходить в бой 15-м танком, убиваемым своими на базе. Это тот самый режим, из-за которого появились моды «командирского zoom» и «кинематографической камеры» — по сути, просто костыли. А нужен такой режим затем, чтобы командир роты занимался командованием, а не скакал впереди на лихом танке по-чапаевски, чтобы он видел ситуацию на карте в целом непрерывно, а не отвлекался на неё в пылу нападения из засады. В идеале, командиру даже не нужны красоты трёхмерного мира — достаточно одной большой карты на весь монитор с игровой ситуацией в реальном времени — HP, повреждениями модулей, членов экипажа, направлениями стволов и прицелов союзной техники, засвеченных в каждый момент вражеских юнитов и прочей вспомогательной информации.

WOT предоставляет широкие возможности модостроительства, но такая идея выходит за рамки классического «заменить пару swf-файлов на свои». Потребуется перехват и разбор самого игрового протокола для того, чтобы иметь возможность передать на командирский планшет своё видение игровой ситуации.

Обход шифрования 0x0A-й дорогой

Первые робкие попытки пролезть в протокол танков я предпринял ещё в 2011 году. Начинать это, как и везде в подобных задачах, стоит с хорошего сниффера (кстати, в случае с VATSIM/FSD на этом можно и остановиться — внезапно оказалось, что протокол там текстовый), и я, вооружившись Microsoft Network Monitor'ом, ринулся в бой. За отчётные 3 года в схеме входа ничего кардинально не поменялось, кроме количества игровых кластеров. Сервис авторизации у каждого кластера живёт на одном IP, к нему уходит один пакет с логином-паролем, и от него приходит один пакет — как минимум, с идентификатором конкретного игрового сервера из этого же кластера, на который клиенту надо переключиться, и с чьим IP происходит весь дальнейший обмен. Выглядит это всё приблизительно так

phase0

Помеченные октеты, судя по тому, что изменяются они мало и более-менее предсказуемо — заголовок пакета. После них идёт равномерный битовый шум, то есть там уже включается шифрование. Тут можно было вспомнить, что записи боёв в WOT шифруются BlowFish'ем, и что ключ шифрования не изменялся с того момента, как стал известен широкой публике, и покопаться глубже — но смысла в этом особого не вижу. Для задуманного гораздо важнее то, что ходит между клиентом и сервером в процессе игры, чем то, как он авторизуется при входе.

Итак, если трафик проходит потоковое шифрование, логично предположить, что где-то в глубинах программы есть функция наподобие SendToServer(), в которой есть вызов вроде EncryptBuffer() и в которой, в конечном счёте, выполнение доходит до конкретного sendto(). Наша задача, для начала — найти, где это происходит. Загружаем танки в OllyDbg и перед нажатием на кнопку «Войти» ставим логирующий брейкпоинт на sendto().

sendto bp

Через несколько десятков срабатываний, уже в ангаре, вызовы sendto() становятся более монотонными, в том плане, что адрес буфера для отправки данных не меняется:

77062E14  Call to WS2_32.sendto from WorldOfTanks.00BA5B97
            000004D8  Arg1 = 4D8
            04436A75  Arg2 = 4436A75
            00000010  Arg3 = 10
            00000000  Arg4 = 0
            0018E2DC  Arg5 = 18E2DC
            00000010  Arg6 = 10

Чтобы узнать, где шифруется этот буфер, я сначала пошёл по неправильному пути — начал изучать графы вызовов в IDA и отслеживать вручную возвраты из функций. Где-то на 15-й такой функции мне это надоело, я полностью заблудился в коде и поставил брейк на запись по адресу буфера.

mem1 bp

Брейк сработал внутри вот такой чудесной функции по адресу 0x00BAF76F, чудесность которой состоит в том, что в неё передаются 3 параметра — два адреса буфера и ещё один — их одинаковая длина. Тот самый EncryptBuffer(ptr_src,ptr_dest,len), который нам нужен. Что там лежит в незашифрованном виде, мы пока смотреть не будем, об этом позже.

encfunc

Это что касается отправки данных. Как быть с передачей? Немного сложнее, но, в целом, так же, поэтому не буду утомлять вас большими и страшными скриншотами отладчика. Схема такая — ставим брейк на recvfrom(), смотрим адрес буфера, куда складывается принятый зашифрованный пакет. Ставим брейкпоинт на чтение с адреса буфера и тут нам в очередной раз повезло — брейк срабатывает на вызове функции по адресу 0x00BAFB79, которая занимается расшифровкой блоков по 8 байт и находится, в свою очередь, в теле функции по адресу 0x00BAFB30. А уже эта функция почти такая же чудесная, как и та, что мы нашли выше: она принимает 4 параметра — два адреса буфера, их длину и какой-то флаг.

decfunc

Назовём её DecryptBuffer(ptr_src,ptr_dest,len,flag). Адреса буферов, как видно, совпадают. Что полностью логично, так как при потоковом шифровании стоит ожидать одинаковой длины блоков исходного и шифротекста.

Осталась одна тонкость. Если функцию EncryptBuffer() достаточно перехватывать непосредственно перед её вызовом (т.е. ставим INT3-брейкпоинт вместо CALL) вытаскивая память по адресу ptr_src длиной len, то в момент вызова DecryptBuffer() оба указателя покажут на один и тот же блок, который ещё пока зашифрован. Поэтому перехватывать эту функцию надо перед самым возвратом, который у неё происходит командой RETN 10 по адресу 0x00BAFBA8. В этот момент на стэке лежат те же параметры, за исключением того, что ptr_src равен нулю (это нововведение версии 0.8.11, в предыдущей указатели как-то оставались равны) и адрес возврата. И ptr_dest, конечно, показывает на расшифрованный буфер. Теперь, когда мы знаем, где в клиенте WOT сообщения ещё не зашифрованы и где уже расшифрованы, нужно их оттуда автоматически вытаскивать для дальнейшего анализа.

Что же там внутри?

Здесь матёрые гуру реверс-инжиниринга, в духе «There's an emacs command to do that» подумают: «ага, ну теперь можно написать на питонеэзотерическом языке вот такой скриптплагин для олькииды, который будет делать с этими данными всё что хочешь и даже за пивом сбегает». Но мы пойдём другим путём. Я хочу сразу ориентироваться на то, что ещё до того, как дело дойдёт до разработки командирского планшета, то есть даже для самого полноценного разбора протокола WOT мне понадобятся помощники и тестировщики, далёкие от мира программирования. Им нужен будет простой инструмент с понятным интерфейсом, выдающий легко читаемые данные.

Так что предвидя скептические ухмылки, я засел за Lazarus и набросал в нём специализированный win32-отладчик, основной функцией которого является поставить два INT3-брекпоинта в нужных местах и по их срабатыванию вытаскивать данные по адресу и длине буфера, лежащим на стеке по известным смещениям. Ещё он умеет вести txt.gz лог с hexdump'ами пакетов и записывать все прошедшие пакеты так, что их потом можно заново «проиграть» через парсер. Вот что получилось. Так WOT клиент только начинает входить в ангар.

preenter

А вот так он себя ведёт уже находясь в ангаре.

kapstat

Какие выводы можно сделать, даже не смотря на пояснения к пакетам, которые я поленился убрать для этих скриншотов? Сразу несколько.

Во-первых, видно, что все пакеты начинаются либо с 0x48, либо с 0x58, либо с 0x78; какой-нибудь закономерности на этот счёт я ещё не уловил, кроме того, что пакеты с уже известной функцией свой значащий байт не меняют.

Во-вторых, почти в каждом пакете есть один или несколько счётчиков сообщений; например, в keep-alive и ответах на них этим занимается третий и четвёртый байт в заголовке, кроме того сам пакет содержит ещё счётчик сообщений общий (включая keep-alive) и какой-то специфический (считающий пакеты без учёта количества keep-alive); всё это имеет отношение к контролю доставки пакетов, который пришлось прикрутить к UDP, вероятно, для оценки потерь и пересылки BLOBов (об этом позже).

Размеры всех пакетов выравнены по границам 8 байт, что ненавязчиво указывает нам на размер блока всё того же BlowFish; пока я до этого догадался, прошло немало времени в попытках обьяснить странную «контрольную сумму» в конце, да ещё и переменной длины. В конце концов, получив в этом паддинге вместо простого мусора слово «Flags» я, наконец, прозрел.

Ну и в лучших хакерских традициях, в конце каждого пакета находится сигнатура мёртвой говядины; кто бы мог подумать где мы её найдём :)

После получения Session ID от сервера приезжает пакет, содержащий номер игрока в неожиданно текстовом формате (792067). А вот пакет, который начинается на 0x78 0x00 на первом скриншоте — особо интересен. Сочетание сигнатуры 0x80 0x20 вкупе с тем, что перед каждым строковым литералом в нём стоит 0x55 и байт длины строки, а после каждого 0x71 находится возрастающий номер, должно насторожить опытных питонщиков — это же, чёрт побери, Python Pickle со своим запихиванием всего подряд в мемо! Вот он такой:

Pickle

Dct[15]:(xmpp_host = wot-ru.loc
captchaKey = 6Lc8GcASAAAAAKffZdxeZZvOvmSTNXbZvsy6CgBR
voipDomain = www.wotp.vivox.com
file_server = Dct[6]:(clan_emblems_small = Dct[1]:(url_template = http://ce.worldoftanks.ru/dcont/clans/emblems/%d/emblem_32x32.png)
clan_emblems_big = Dct[1]:(url_template = http://ce.worldoftanks.ru/dcont/clans/emblems/%d/emblem_64x64.png)
rare_achievements_images_big = Dct[1]:(url_template = http://ce.worldoftanks.ru/dcont/achievements/medals/180x180/%d.png)
clan_emblems = Dct[1]:(url_template = http://ce.worldoftanks.ru/dcont/clans/emblems/%d/emblem_64x64_tank.png)
rare_achievements_images = Dct[1]:(url_template = http://ce.worldoftanks.ru/dcont/achievements/medals/67x71/%d.png)
rare_achievements_texts = Dct[1]:(url_template = http://ce.worldoftanks.ru/dcont/achievements/medals/medals_%s.xml))
newbieBattlesCount = 100
roaming = Lst[4]:(1,1,Lst[3]:(Lst[4]:(1,1,499999999,RU),Lst[4]:(2,500000000,999999999,EU),Lst[4]:(3,1000000000,1499999999,NA)),Lst[0]:())
xmpp_enabled = True
jdCutouts = 0
xmpp_port = 5222
isTutorialEnabled = True
wallet = Lst[2]:(True,True)
xmpp_connections = Lst[1]:(Lst[2]:(xmppcs.worldoftanks.net,5222))
xmpp_resource = wot
regional_settings = Dct[2]:(starting_day_of_a_new_week = 0
starting_time_of_a_new_day = 0)
reCaptchaParser = )

В следующей части, если она заинтересует уважаемых обитателей Хабра, я расскажу о том, как в протоколе WOT передаются файлы, размеры которых намного больше реалистичного размера UDP пакета и MTU. И о том, что эти файлы оказывается сжатыми zlib'ом а внутри у них всё тот же Python Pickle с разными неожиданными вещами.

Спасибо за внимание!

Автор: Incidence

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js