Как Яндекс торгует воздухом

в 6:04, , рубрики: яндекс бизнес, яндекс.карты

В июле 2023 года моя супруга зарегистрировалась как самозанятая, арендовала торговую площадь и решила свою точку зарегистрировать на Яндекс.Карты и 2ГИС (о последней мне сказать нечего кроме высоких цен на услуги, но БЕСПЛАТНЫЕ сервисы работают как и заявлено, далее я всегда говорю исключительно о Яндексе).

Регистрация не вызвала больших проблем, супруга изучала предложение о платном продвижении за 3000 рублей в месяц.

Спустя небольшое время с нами связался представитель Яндекса и предложил рассмотреть вопрос с платным продвижением. Так как ранее по работе я пересекался с другим локальным городским сервисом по рекламе, то предположил, что в Яндексе всё или так же или лучше. Теперь разбиваю повествование на части. Поехали.

Первый звоночек

Нам предложили план на 6 месяцев за 42 000 ₽ В разговоре фигурировало понятие «клиент», за эти деньги я, якобы, получаю от 600 до 900 клиентов (уточню, речь не про просмотры, какие‑то действия по кликам на баннеры или что-то еще, речь именно про тех людей которые придут к моей супруге за услугой).

У меня сразу возник вопрос — как Яндекс может предсказать определенное число клиентов? Ответ я на него не получил, но и далее ответом всегда была подобная фраза «наши умные алгоритмы». Нет, я понимаю что можно заниматься аналитикой, смотреть на похожие сервисы в других местах, но это всё равно будет «вилами по воде».

Мы отказались от такого плана, так как у нас в голове 3 умноженное на 6 никак не давало 42, о чём мы и сообщили. Собственно в реальной жизни я с любой организацией, которая так формирует ценообразование или нагло врёт будущим клиентам, прекращаю разговор. Но в нашей стране больше никого нет с похожим сервисом.

Началось

Поэтому общение продолжилось и нам предложили план на 3 месяца за половину цены, что-то в районе 20000 руб. Нас это тоже не устроило и тогда был предложен вариант 15000 на три месяца, 5000 бонусом от яндекса (позже я узнал что они его сейчас всем дают и это не был какой-то эксклюзив ради нас таких замечательных) и 10000 руб на доставку яндекса (так ни разу и не воспользовались, поэтому не скажу насколько это полезно).

Закончилось

Финал простой - мы отказались от рекламы спустя неполный месяц, истратив 2666 рублей, остальные ждём возвратом через 14 дней (всегда забавно как они еще пользуются твоими деньгами, хотя на возврат нужен максимум один операционный день).

Так как статью начал писать несколько раньше и не факт что стал бы публиковать, то прошло еще немного времени, а точнее 23 дня, уже обращался в поддержку, со мной созванивались, но денег на возврат так и нет. Видимо владельцам Яндекса немного не хватает на жизнь и они так крутят мои 130 баксов в надежде заработать еще копеечку.

Собственно - почему такой финал

На чем базировались наши претензии (изначально это были просто вопросы в чате Яндекс.Бизнес):

  1. Нет абсолютно никакой информации - на каких именно площадках показывают нашу рекламу. Яндекс категорически отказывается предоставлять эту информацию. То есть формально может нас крутят на порно-хабе, а может на сайте по продаже подгузников или автозапчастей и ничего, что вы "типография торгующая Библиями". Кстати вы наверное все замечали, что стоит вам зайти на сайт по ссылке от приятеля, который показывает вам какой они купили диван и всё, месяца два вы везде и всюду будете читать и смотреть про диваны и плевать всем что я диван покупать не собираюсь.

  2. Мы абсолютно никак не можем влиять на рекламную кампанию - ни графическое оформление, ни шрифт, ни цвет, ни размеры, ни категории клиентов или какие-то укрупнённые сегменты потребителей. Скажем вы не можете запустить рекламу для женщин 40-50 лет проживающих сугубо на территории расположения компании. (тут я немного поясню, позже мы уже по статистике поняли, что каждый показ - это минус из бюджета, поэтому нас и стал волновать вопрос - зачем показывать тем, кто не является нашим потенциальным покупателем и тратить наш бюджет на абсолютно нерелевантную рекламу?)

  3. Рейтинг - если вдруг кто-то не знал (я узнал совсем недавно например), но рейтинг на Картах не является средним арифметическим. То есть если кто-то всем всегда ставит 5 звёзд, то его голос минимально влияет на рейтинг (Яндекс считает вас бестолковым придурком, который всегда на таблетках позитиве), а если он, вдруг, поставил 4, то влияние будет большим (то есть позитивный придурок оказался чем-то недоволен, может вещества закончились?). По логике Яндекса (и я её не разделяю) - человек всегда на позитиве и раз поставил 4, то этому есть веская причина, но на причины Яндексу плевать. Как пример со мной, я ставлю почти всегда 5 звёзд и никогда не ставлю 2-3-4, то есть если что-то не так, я ставлю 1. Так как я оценку ставлю по признаку - остался доволен или недоволен. Я не могу быть доволен на 4 звезды (ибо абсолютный противник логики - а что я хотел за такие деньги, я всегда хочу что написано или заявлено самим бизнесом и если пирожок с мясом за 10 руб, то там не должно быть капусты), я уже получил отрицательные эмоции и я недоволен. Собственно о чём я - у нас рейтинг 4.2 и ни одного отзыва ниже 5. Яндекс называет это - справедливым рейтингом. В целом - тема спорная, но мне положение вещей не по нраву.

  4. Когда я сделал поиск по группе услуг на Картах сидя в офисе рядом с супругой, мне жирным нарисовался шарик на карте в 500 метрах от меня, и нет - это не ошибка геолокации, так как шарик был от конкурирующей компании. Как я выяснил в ходе очень долгой переписки - показ шарика компании рядом с местом поиска в первую очередь зависит от рейтинга (смотрите п.3, а у нас рейтинг на дне по соображением справедливости) и, ВНИМАНИЕ!, от того, тратятся ли системой в данный момент деньги на показ нашего кружочка на карте. Вопрос даже не в платных услугах, Яндекс в целом вам как клиенту, который ищет услугу, не собирается показывать сервис или компанию рядом, они за вас принимают решение куда же вам идти за услугой. Хотите пирожок с мясом? Значит вот вам пиццерия в 20 км от вас, там нам платят много за рекламу и кружок мы большой нарисовали и красный флаг и танцующих рядом дам лёгкого поведения, ты главное иди туда за своим пирожком и поверь, всякие лоховские закусочные в 10 метрах от тебя - это плохо, фуфуфу.

    Все кто полез проверять моё утверждение, я немного поясню - кружок (кружки) рисуются примерно в километровой зоне и чтобы карта не превратилась в кашу большинство кружков просто не рисуется, в том числе возле вас. Рисуются рейтинговые и, важно, те кто платит больше. То есть решающим фактором является не удобство и полнота информации для клиента, а интересы компаний - как рекламодателей и интересы Яндекса, как продавца рекламы. То есть тот кто платит больше, получает больше клиентов и потом платит еще больше - профит. А вам, как клиенту, должно быть пофигу куда ходить и чьи услуги потреблять, вы же понимаете, что рекламные расходы компенсируются из вашего кармана? Но если вы пальцами измените масштаб карты до 100-200 метров, то есть шанс что появятся точки рядом с вами. У конкурентов Яндекса (если так их можно назвать) подход иной.

Подводим итоги - что же такое реклама на Яндексе - это оплата денег за воздух, полное бесконтрольное отображение рекламы (а она действительно показывается или просто мне рисуют картинки с графиками в личном кабинете?), невозможность настройки качества рекламного материала, и главное, тот кто занёс Яндексу больше денег всё равно будет показан в выигрышном виде (у нас например было забавным то, что точка всё же рисовалась при изменении масштаба до 500 метров, но она рисовалась под баннером конкурента, то есть Яндекс не смог расположить на экране две таблички (не смог, не захотел или имел намерение).

картинка является коллажем и не отражает реальную карту, компании и масштаб

картинка является коллажем и не отражает реальную карту, компании и масштаб

Нам предложили перевести все деньги только на рекламу на картах, но, "дефект" с отображением "они устранить не могут так как это умный алгоритм", ну вы поняли. Поэтому мы отказались от рекламной кампании и оформили возврат.

Вот немного инфографики из статистики, те 13 человек из 56000, которые с определенной вероятностью и были нашими клиентами, не являются клиентами привлеченными с платной подписки, я даже удивлён, что люди смогли нас найти, сейчас специально зашёл на Карты и сделал поиск по категории услуг - проблема с отображением осталась (сделал скриншот, а то потом подправят и скажут, что я слепой).

Статистика
Как Яндекс торгует воздухом - 2
Как Яндекс торгует воздухом - 3
Как Яндекс торгует воздухом - 4
Как Яндекс торгует воздухом - 5

Каждый клиент обошелся нам в 200 рублей, средний чек - 100 руб. Из 600 клиентов которые обещал Яндекс у нас получилось 26 (13 за две недели умножил на 2). За последующие две недели после отключения рекламы клиентская база выросла в 3 раза, но за счет других площадок и локальной рекламы в районе, включая сарафанное радио.

Теперь про работу "персонального" менеджера - она абсолютно ничего не объясняла по работе с сервисом. Как я и отметил ранее - у меня был опыт работы с локальной рекламой в городе и там и сервис и гибкость были на три головы выше чем у Яндекса. Я лично сейчас воспринимаю Яндекс как корпоративную помойку (черную дыру), которая собирает деньги, ни за что не отвечает, работает как и любой монополист в РФ, как Ростелеком или Сбер. Так вот, менеджер весьма неплохо рассказывала про сервис и возможности и в целом с её слов они ГАРАНТИРОВАЛИ поток в 300-600 клиентов в месяц. Не представляю как. Может это некий процент от показа по какой-то статистике? Какой? Как они узнают какие клиенты посмотревшие что-то в сети стали клиентами реальными? Загадка. Опять "умный алгоритм". Просто люди в разных районах города даже активны по-разному, я знаю в городе много мест при огромной проходимости любой магазин там живёт не дольше полугода.

Сам я никогда не пользуюсь картами яндекса как раз по причине их неполноты, есть другие сервисы где это реализовано лучше. Но речь не идёт о замене Яндекса, то есть полноценного конкурента у них нет. (или пока нет)

В финале - за один месяц с бесплатного сервиса мы получили столько же клиентов, сколько с платного. Яндекс это объяснил тем, что их "очень умный сервис" не очень умный и ему нужно три месяца чтобы настроиться и эффективно работать, поэтому мы сделали неправильно что выбрали план на три месяца, нужно было брать на 6-12 и тратить много, очень много денег.

Как экономист по первому образованию, я всё же считаю, что лучше снизить цены и нарабатывать клиентскую базу, чем их задрать из-за рекламного бюджета и получить больше непостоянных клиентов. Слишком большие флуктуации спроса, слишком завышенные ожидания клиентов, что автоматом рождает новые расходы и опять поднимает цены. Я понимаю что кому-то важно ожидая заказ пить халявный кофе, но куда большему числу людей важна конечная цена услуги - бесплатный только сыр сами знаете где. Собственно к нам эти люди и приходят - простые обычные жители города.

PS: Если вдруг Хабр или Яндекс будут заниматься проверкой правдивости моих слов, то со мной можно связать через личные сообщения. Озвучивать публично данные о себе и компании, о которой шла речь - не имею желания. Чеки взяты из писем от яндекса, статистика из ЛК Я.Бизнес, переписка из чата с ТП Я.Бизнес.

PPS: А ещё я не люблю как активно внедряют тупых "роботов" в переписку с клиентами, вообще это называется - отказ в услуге, то есть лет 40 назад в любой цивилизованной стране это считалось фуфуфу. А сейчас это норма? Или фича?

Понятно что я мог написать "позвать оператора" изначально, но тут вопрос в том, мне это нужно или яндекс хочет моих денег? Кстати проблема не была решена как бы это можно было подумать, вход в аккаунт не приводил ко входу в рекламную компанию, оказывается это отдельный сервис и внутри ЛК есть другая ссылка. И - интуитивность.

Понятно что я мог написать "позвать оператора" изначально, но тут вопрос в том, мне это нужно или яндекс хочет моих денег? Кстати проблема не была решена как бы это можно было подумать, вход в аккаунт не приводил ко входу в рекламную компанию, оказывается это отдельный сервис и внутри ЛК есть другая ссылка. И - интуитивность.

Всем мира, добра и поменьше вот таких «яндексов» в жизни.

Автор:
Zara6502

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js