Билайн отказывает в регистрации sim-карт на Госуслугах и шантажирует дорогим тарифом

в 6:50, , рубрики: билайн, госуслуги, Законодательство в IT, Регистрация sim-карт, сотовая связь, услуги связи

Оператор связи отказывается провести регистрацию «корпоративных» sim-карт по новому закону и требует для этого сменить тариф (минимум вдвое дороже). Рассказываем историю о том, как юристы Билайн отказываются прочитать и исполнить требования ФЗ-533.

С конца ноября по всем СМИ прошла информационная волна о том, что до 1 декабря 2021 года требуется провести регистрацию так называемых «корпоративных» sim-карт. Для этого был принят ФЗ-533, который обязывает персонализировать sim-карты и якобы поможет очистить рынок от «серых» sim-карт. К сожалению, не все операторы связи прочитали этот закон и, самое главное, не спешат его исполнять. Возможно, этим продиктовано то, что де-факто закон не исполняется. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, по состоянию на 15 ноября 2021 года примерно половина корпоративных карт прошла регистрацию. Негласно процедуру якобы продлили до февраля 2022 года.

Принято считать, что виноваты во всем пользователи. А операторы якобы так составляют договор, что неправым он быть не может. Но в ситуации с Билайн мы уже несколько раз в своей практике сталкивались с тем, что этот оператор нарушает действующее законодательство в области связи. Например, в самом начале пандемии в мае 2020 года Билайн умудрялся блокировать sim-карты наших сотрудников «за слишком частые звонки через конференц-связь». Да, просто отключали sim-карты. К чести Билайна, тогда они признали свою вину, компенсировали по нашему требованию около трети затрат ежемесячного счета, но договор на оказание услуг связи по-прежнему продолжают нарушать. Возможно, Билайну стоит сменить не только маркетологов и рекламщиков (отвечающих за новые логотипы), но и юридический департамент.

Регистрация sim-карт: что требует закон

Итак. Ситуация очень простая. В ФЗ-533 есть требование, которое можно описать простыми словами: sim-карта должна быть привязана к учетной записи физического лица на Госуслугах либо быть заявлена как используемая в М2М устройствах.

Билайн, видимо, прочитал только первую часть закона - ибо что такое регистрация sim-карт для М2М-устройств юристам оператора неведомо. Корпоративный клиент через свою учетную запись на Госуслугах подает заявление по форме, в котором указывается:

  • наименование устройства;

  • тип устройства;

  • номер телефона;

  • адрес расположения оборудования, в котором установлена sim-карта.

Именно в таком виде заявление мы как клиенты отправили через Госуслуги еще в октябре 2021 года. Буквально через несколько минут пришел отказ без указания причины.

Билайн отказывает в регистрации. Почему?

Мы написали письменное обращение в Билайн. В ответ нам сообщили, что для регистрации sim-карт требуется внести паспортные данные. Далее были попытки выйти на разговор со специалистом на стороне Билайн, кто хоть немного разбирался бы в требованиях ФЗ-533. Как минимум пятеро сотрудников, с которым я лично общался, даже не читали этот закон. И что такое М2М вообще не понимают. Все разговоры заканчивались ничем.

Билайн не любит давать официальные ответы на обращения клиентов (мы иногда годами выбиваем это). Но в данном случае заставили юристов обосновать свою позицию и прислать разъяснение своей позиции. Свелась она к тому, что якобы регистрация sim-карт в М2М устройствах возможна, если подключен тариф для М2М устройств.

Законно ли требование Билайна о наличии тарифа М2М?

ОК, давайте разбираться. В требованиях закона ничего про тариф не написано. Клиент заполняет заявление и направляет оператору через Госуслуги, указывая характер использования устройства: для личных нужд либо для устройств М2М. Задача оператора - проверить данные и внести в систему. Все, больше ничего не требуется. Билайн же начинает нас убеждать, что может провести такую регистрацию, если мы изменим тариф. При этом они сами указывают, что его стоимость будет минимум вдвое дороже.

То есть получается абсурд. Мы продолжаем использовать sim-карты в тех же самых М2М устройствах, характер услуги не меняется, но с другим более дорогим тарифом - и вот уже Билайн готов зарегистрировать sim-карты? А если sim-карта вообще без тарифа (только получили в рамках договора, но еще не активировали)? Билайн, ау! Может не стоит таким образом «рисовать» в отчетах рост выручки?

Билайн может просто повысить тариф на 40%

Важно отметить, что устройства не меняются с 2016 года. Именно тогда под определенный ИТ-проект было обоснование с нашей стороны - Билайн точно знает характер использования устройств. Это устройства, которые используются только в режиме передачи данных. Но Билайн в 2018 году повышает нам тариф минимум на 40% в одностороннем порядке, подключает голосовую связь, sms, платные подписки и непонятные пакеты дополнительных услуг (хотя ранее стоял запрет на это все). И это при деградации качества самой мобильной связи на протяжении стольких лет - и Билайн последний год это сам признает. Правда, ничего так и не меняется - и строительство вышек не спасает, сеть, пожалуй, одна из самых худших среди «большой четверки». Мы, очевидно, посчитали это наглостью и сменили тариф на более выгодный. В итоге, от своих действий Билайн сам и пострадал: платить мы стали вдвое меньше, а другие М2М устройства просто перевели на сеть другого партнера. Это к вопросу эффективности работы Билайн с корпоративным сектором.

Больше двух месяцев мы пытаемся призвать к ответу Билайн и исполнить требования ФЗ-533. Ведь очевидно, что тариф не играет вообще никакой роли в том, где используется sim-карта.

Несколько слов о компетенции сотрудников Билайна

Вишенкой на торте был диалог с менеджером:
- Чем отличается М2М-тариф в Билайне от того, что мы используем?
- Там нет голосовой связи.
- Как нет, если на Вашем сайте описание есть, и даже запредельная цена в 2.4 руб. за минуту.
- Ну, это другая связь. Она там идет по другому каналу.
Занавес.

Это все, что нужно знать о компетенции сотрудников Билайна.

Безусловно, эту ситуацию мы не оставим без внимания. Если Билайн в течение 3-х рабочих дней не обратится к нам для решения этого вопроса, мы готовы составить обращение в Роскомнадзор и проинформировать Министерство цифрового развития о том, как исполняются требования законодательства Билайном. Ведь другие операторы не видят в этом проблемы и проводят регистрацию sim-карт в соответствии с требованиями ФЗ-533.

Автор: Ярослав Дубовиков

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js