Применение ментальных карт для преподавания на примере Cisco CCNA Exploration

в 11:47, , рубрики: Cisco, образование, метки:

В самом начале преподавания в сетевой академии Cisco, я столкнулся с проблемами, с которыми, наверное, сталкивается каждый начинающий инструктор.

Во-первых, не знал каким образом начать курс преподавания, сколько времени выделить на преподавание теоретической и практической части, учитывая, что на весь курс выделяется около шести месяцев.

Во-вторых, какие основные понятия должны освоить студенты для успешного освоения курса и последующей сдачи экзаменов. Столкнувшись с такими проблемами, стал искать решения. Перепробовав многие методы, остановился на ментальных картах, которые по моему мнению является если не идеальным, но упрощающим методом в систематизировании знаний.

Какие задачи преследует данная статья:
1) Дать определение ментальных карт;
2) Описать структуру курсов Cisco CCNA Exploration;
3) Показать примеры использования ментальных карт в данном курсе;
4) Описать преимущества перед обычными методами преподавания.

Майндмэппиг или составление ментальных карт очень эффективная техника визуализирования задач, проблем и т.д. Ее можно применять для анализа, структурирования информации и решения проблем.
Области применения ментальных карт обширные от образования до бизнеса.

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, дает следующие советы по применению ментальных карт:
вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания;

записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова;

ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, очень способствуют запоминанию и могут подкрепляться символическими рисунками.

Немного отойду от темы, если быть достаточно честным, то придерживаться принципов создания ментальных карт, описанных Тони Бьюзаном, не всегда получается. К примеру, связи в ветках у меня больше иерархические, чем ассоциативные. Я еще не до конца продумал этот момент. Но уже работаю в этом направлении.

Более подробно о составлении ментальных карт вы можете прочитать книгу Тони Бьюзена «Книга интеллект-карт: разветвленное мышление».

Теперь можно перейти к курсу Cisco и как я использовал ментальные карты.
Курс Cisco CCNA Exploration имеет взаимосвязанную иерархическую структуру и состоит из четырех частей:
1) Network Fundamentals-Основы сетей;
2) Routing Protocols and Concepts-Протоколы и основные понятия маршрутизации;
3) LAN Switching and Wireless-Коммутация ЛВС и беспроводные сети;
4) Accessing the WAN-Доступ к глобальной сети.

Каждая часть курса разделена по главам. В первой и во второй части по 11 глав, в третьей 7 и в четвертой 8. В свою очередь, каждая глава также делиться на подглавы и т.д. Взяв за основу количество глав в каждой части, я решил создать общую структуру каждой части в виде ментальной карты. Вот что получилось
Применение ментальных карт для преподавания на примере Cisco CCNA Exploration
(ссылка на скачку большего разрешения файла в .pdf )

Каждую главу части Network Fundamentals я выделил отдельным цветом, чтобы в последующем можно было легко ориентироваться по ментальной карте.
Далее все прозаично. Берется каждая глава в отдельности и уже на ее основе составляется своя ментальная карта.
К примеру, возьмем первую главу части «Network Fundamentals-Living in the Network Centric World».
Применение ментальных карт для преподавания на примере Cisco CCNA Exploration
(ссылка на скачку большего разрешения файла в .pdf)
Она состоит из 7 подглав, включая лабораторные работы, вопросы и обобщение.

Выделив ключевые понятия каждой подглавы, у меня получилась иерархическая структура этих понятий первой главы части «Network Fundamentals».

После создания такой вот структуры изучения глав и тем, я обнаружил, что из выделенных 2 часов на одну тему, на теоретическую часть уходит всего около часа, т.е. остается от 40 до 50 процентов времени на выполнение практического задания, с работой над ошибками и вопросами.

Изучая курс в обычном режиме, есть вероятность того, что у студентов могут возникнуть трудности с упорядочиванием информации. А также с прохождением нового семестра, знания, полученные ранее, могут забыться. Поэтому, ментальные карты помогают студентам быстро найти и вспомнить пройденный материал.

Теперь перейдем к тому, что дает данная структура изучения курса.

Во-первых, для инструкторов она дает возможность выделить основные вещи, которые должен освоить студент. Сам курс состоит из большого количества информации. Выделив основное, инструктор может сконцентрировать внимание студентов на главном, тем самым повысив эффективность осваивания информации. Таким образом, можно выделить больше времени на изучение практических заданий, которого при обычных методах преподавания катастрофически не хватает.

Во-вторых, на основе ментальной карты можно создавать дополнительные вопросы и тесты для проверки глубины освоенного материала студентами. Причем можно варьировать варианты тестов и вопросов для каждого студента в отдельности.

В-третьих, работая совместно со студентами, можно дополнять и обновлять ключевые понятия на ментальной карте. Совместная работа над ключевыми понятиями также повышает эффективность усваивания материала.

Ну и в-четвертых, можно систематизировать полученные теоритические и практические знания для подготовки к сдаче экзамена на сертификат по курсу Cisco CCNA.

Вывод:
Данный метод можно использовать не только в рамках курсов Cisco, также и при преподавании и изучении любого другого материала.

Автор: gissarsky

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js