Шок будущего: Добро пожаловать!

в 7:01, , рубрики: Блог компании ASUS Russia, будущее здесь, Семантическая Сеть

Шок будущего: Добро пожаловать!

Уверен, что многие на Хабрахабре читали замечательную книгу британского публициста Элвина Тоффлера «Шок будущего», написанную еще в 1970-х годах, но не потерявшей актуальности и сегодня. Я позволил себе позаимствовать заголовок этого замечательного произведения, потому как считаю, что он как нельзя лучше подходит к теме этого хабрапоста.

Мы с вами, человечество, люди, живем в эпоху, предсказанную еще в 70-х годах прошлого столетия. Шок будущего — это то, что окружает нас каждую минуту, и производители новой техники и технологий только приближают момент, когда широким массам придется столкнуться с изменениями, уже произошедшими в окружающей среде.

Наше общество переживает огромные структурные изменения — переход от индустриального общества к супер-индустриальному. И это изменение переполняет людей. Ускорение темпов технологических и социальных изменений оставляет людей отключенными, они страдают от «сокрушительного стресса и дезориентации», вызываемых шоком будущего.

За примерами далеко ходить не надо. Как давно вы сталкивались с задачей помочь вашим родителям разобраться с непослушной техникой? Какой процент людей не использует никаких других возможностей смартфонов, кроме звонков? Но тем не менее в 2013 г., по прогнозу Gartner, смартфонов будет продано около 1 млрд штук, в то время как все продажи мобильных телефонов достигнут 1,9 млрд штук. Уже в этом году любой покупатель телефона (независимо от своего желания) с вероятностью 2/3 приобретет смартфон. Еще немного, и пользователь уже не сможет купить телевизор без «Smart TV».

В борьбе за покупателя и пользователя происходит «великая битва экосистем» — каждый производитель старается расширить сферы своего влияния на конечного потребителя. Какая основная отличительная черта происходящего сейчас от такой же борьбы в прошлом (например, «раздел рынка» ПК между Windows и другими ОС)? Очень просто — скорость происходящих изменений. Сколько времени понадобилось IE для того чтобы укрепится на позициях монополиста? Появившись в 1995 г., он являлся наиболее широко используемым web-браузером, начиная с 1999 г., достигнув в 2002—2003 гг. по этому показателю максимальной отметки — 95%. Chrome, появившийся в 2008 г., на текущий момент занимает треть рынка, четверть принадлежит Mozilla Firefox.

Есть ли общие черты у новых игроков на рынке браузеров? Безусловно, «гонка версий». Непрерывные обновления — единственный шанс поспеть за все ускоряющимся темпом событий. Некоторые продукты иногда даже вынуждены отказываться от своих ключевых особенностей, чтобы хоть как-то выжить в этой гонке (вспомним Opera и ее отказ от собственного движка).

Хотите больше примеров? Извольте: выпуск Firefox OS в качестве операционной системы для мобильных устройств. Помните шутку о том, кто выпустит первым свою ОС — Nero или ACDSee? Оказалось, первым будет браузер. Или, к примеру, Ubuntu for phones и Ubuntu for tablets — этот пример еще интереснее. Чтобы расширить сферу влияния, пользователю «настольной» Ubuntu предлагается установить ее на устройство, произведенное другим производителем (ASUS, Samsung) и выпущенным под другой торговой маркой (Nexus). Открытый загрузчик и открытость устройств Nexus сыграла с Google занимательную шутку. Осталось лишь посмотреть, принесет ли этот «рейдерский захват» Ubuntu успех. Борьба экосистем? Безусловно.

Шок будущего: Добро пожаловать!

Для удержания внимания потребителя производители окружают его экосистемой своих продуктов. Уже бессмысленно приводить в качестве примера «облака» и «контент» — с массовым распространением цифровой фотографии и музыки (равно как и других данных) за право их хранить и доставлять борются гиганты рынка — iCloud, SkyDrive, Picasa, Google Drive, Dropbox, Evernote, Yandex.Disk и прочие, ведь объем информации беспрерывно растет, мегабайтов и гигабайтов становится недостаточно, и вот уже на помощь спешат безлимитные хранилища, ограниченные лишь скоростью интернета. А ведь нас еще ждет пришествие «носимых компьютеров» — Google Glass: выбор такого устройства также автоматически «привяжет» пользователя к определенной экосистеме.

Шок будущего: Добро пожаловать!

Нужно ли приводить в пример гонки мегапикселей — сначала в цифровых фотоаппаратах, а затем и среди цифровых камер в смартфонах? А ведь нас еще ждет гонка разрешений экранов среди настольных носимых ПК (ноутбуки уже захватили этот пьедестал). В подобных случаях все чаще ищут виноватых — «проклятые маркетологи!», «снова они придумали, как запудрить нам мозг!». Однако на самом деле причина в том, что существующие технологии действительно позволяют удваивать разрешение как на мобильных, так и на других устройствах. В прошлом маркетологи просто не смогли бы «популяризировать» такие резкие переходы только потому, что они были технически невозможны.

Шок будущего: Добро пожаловать!

Огромное количество, казалось бы, невозможных вещей происходит (более того, уже произошли) прямо сейчас. Перечитайте свои старые посты на Хабрахабр, посмотрите добавленное в «Избранное», вспомните, как часто люди писали: «Кому это нужно? Этого никогда не будет!». Однако вокруг нас сети 4G LTE. В наших карманах устройства с многоядерными процессорами. IE больше не главный браузер на планете. Произошел первый сеанс видеосвязи между браузерами. Android занял половину рынка. Мы смотрим на фото с Марса и прямые трансляции прыжков из стратосферы. Устройства x86 держат заряд батареи на уровне ARM. Недостаточно невероятно? А уж сколько было прогнозов про мобильные устройства… До сих пор с умилением вспоминаю самый длинный комментарий на Хабрахабре (увы, не могу найти на него ссылку), где автор долго, несколькими абзацами, аргументировано и уверенно объясняет, почему iPad никогда-никогда-никогда не будет популярным. А ведь он опирался на свой опыт, на ситуацию в мире, которая казалась ему прозрачной и доступной для анализа, он не был ущемлен в возможности «знать».

Тоффлер не зря популяризировал термин «информационная перегрузка» — мы встречаем ее посредством рекламы на телевидении и радио, через баннеры в интернете, отбиваемся от потока спама (шутка ли, доля спама среди всех отправляемых писем уже давно достигает 80%!).

Шок будущего: Добро пожаловать!

Что будет дальше? Дальше будет только хуже, если это термин можно применить к техническим новинкам. На самом деле технологии будут все лучше и лучше, но это самым губительным образом скажется на всех нас, жителях XXI века, любителях смартфонов и планшетов.

Нас ждет видео 4K, которое не смогут проигрывать наши флагманы. Нас ждет ужесточение борьбы экосистем — Android в холодильнике, системы «умный дом», позволяющие гасить и включать свет или экономить электричество, первые биоэлектронные протезы… Это только вершина айсберга, первый прилив перед цунами или первая снежинка лавины. Посмотрите на устройства, готовящие нас к этому: продукты от Google — представьте себе свежепрезентованный Chrome Pixel вместе с подключением к Google Fiber (1 Gb/сек).

Шок будущего: Добро пожаловать!

С такими скоростями доступа к «облачному хранилищу» размером 1 Тб (которое, кстати, предоставляется аж на 3 года — весьма оптимистичный прогноз жизненного цикла устройства) можно понять, почему в устройстве объем постоянной памяти так невелик. Мы уже не представляем себе устройство, не подключенное к сети постоянно. Фактически следующий качественный переход в сфере элементов питания может дать просто невообразимый рост этому рынку, эра «post PC» действительно началась и ее уже не остановить. А в мире аппаратных составляющих транзисторы ждут своей замены, которая вытеснит их куда как более быстро, нежели они победили вакуумные лампы. Вспомним про нейрокомпьютеры, про Wetware — по аналогии с Software (программное обеспечение — «мягкий продукт») и Hardware (электронное аппаратное обеспечение — «твердый продукт»), разработки, основанные на соединении биологических нейронов с электронными элементами получили наименование Wetware (англ.) — «влажный продукт».

Шок будущего: Добро пожаловать!

Вы обратили внимание, с какой скоростью внедряются и тут же уходят со сцены новинки? 3D-мониторы, 3D-телевизоры, 3D-смартфоны, 3D-планшеты — и вот уже на MWC’2013 разыскать «три дэ» не представляется возможным. Мы ругаем Почту России (и не только ее) за многое, но в основном за неспособность соответствовать нашему темпу жизни. Мы не представляем, как можно организовать встречу в обусловленном месте без использования сотовых телефонов, как найти дорогу в незнакомых местах без карт, мы критикуем Google Glass за странный вид, но с нетерпением ждем, когда ношение таких гаджетов станет нормальным. Парадокс? Еще бы.

И если прямо сейчас вы занесли руку над клавиатурой или сенсорным экраном, чтобы написать резкий ответ («Глупости, люди все осилят и освоят, я же освоил!»), вспомните, что вы технически продвинутый пользователь, а кроме вас есть множество людей, для которых технологии до сих пор являются чудом и загадкой. Не стоит думать, что «шок будущего», или, в некотором допущении, «шок настоящего» может настигнуть только дикаря с отдаленного острова, чудом оказавшегося в цивилизации.

Все, что нас окружает, все, к чему мы привыкли, безнадежно устаревает каждую секунду. Видите ли вы разницу между слуховой трубой и первыми слуховыми аппаратами? Между очками с диоптриями и очками дополненной реальности? Какая пропасть лежит между деревянным костылем и протезами с нейроинтерфейсом? Как быстро человечество научится использовать смоделированный человеческий мозг? Насколько мгновенно большая часть идей из научной фантастики окажется реализованной?

Шок будущего: Добро пожаловать!

Вспомните живые примеры о том, как в 1970-х годах в Сингапуре обычные, в меру образованные люди, после переселения в многоэтажные дома не могли отказаться от содержания кур или свиней. Вспомните о первых ЭВМ, занимающих умопомрачительные пространства, и о том, что все это происходило не когда-то и не в фантастических книгах, а здесь и сейчас, среди нас. Вспомните ваших родителей или родственников — так ли легко им дается знакомство с технологиями, как вам? Ведь дело не только в возрасте.
Задумайтесь об этом. И добро пожаловать в будущее!

Автор: Kpyto

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js