Рубрика «Matreshka.js»

image

Краткий обзор Matreshka.js. В посте используется ECMAScript 2017, который можно переписать на ECMAScript 5.

Основные функции

Функция bindNode связывает свойство и элемент.

const object = { name: 'Brendan' };
const node = document.querySelector('.name');
Matreshka.bindNode(object, 'name', node);
object.name = 'Doug';

Если свойство меняется, меняется и элемент, если элемент меняется (например, пользователь вводит текст), меняется и свойство. Из коробки Matreshka.js умеет обрабатывать любые элементы форм. Можно объявить байндинг для произвольных элементов см. документацию.

Функция calc связывает одно свойство с другими.

Matreshka.calc(object, 'fullName', ['firstName', 'lastName'], (firstName, lastName) => {
    return `${firstName} ${lastName}`
});
object.firstName = 'Brendan';
object.lastName = 'Eich';
// ...
console.log(object.fullName); // "Brendan Eich"

Когда меняется свойство-источник (firstName или lastName), меняется и свойство-цель (fullName).

Вместе с функцией bindNode можно объявлять длинные цепочки зависимостей: свойство a зависит от состояния элемента e1, свойство b зависит от свойства a, свойство c зависит от элементов e2 и e3 и от свойства b, изменение которого, как следствие, меняет e1, e2 и e3...

Такие зависимости можно представить как таблицу в табличном процессоре (например, Excell): в каждый момент времени вы думаете об одной формуле, а не о многочисленных связях все ячеек. Как следствие, получаете меньше багов, так как нужно думать об атомарных сущностях, а не обо всей "таблице" (приложении). Больше информации в документации.

Читать полностью »

Matreshka.js заполняет образовавшуюся за последние годы пропасть между джуном и сеньором

Вышла beta второй версии фреймворка Matreshka.js. Релиз выйдет через неделю (плюс пара дней) после последнего патча, отчет начинается с выходом этого поста. Версию можно считать стабильной, а статус beta — чистой формальностю, так как проект достаточно долго и без серьезных изменений пребывал в статусе prealpha/alpha и проверялся в реальных проектах.

Matreshka.js 2 — самый простой фреймворк во Вселенной - 1

» Репозиторий
» Сайт

Позиционирование фреймворка

Вместо наивного "JavaScript фреймворк для всех", Matreshka.js теперь позиционируется, как "Простой фреймворк для джунов". Позвольте мне, вместо дублирования текста с сайта, разместить ссылку на текст, объясняющий этот момент более детально.

Общие изменения

  • Фреймворк был переписан с нуля, с использованием ECMAScript 2015 и некоторых элементов синтаксиса, еще не вошедших в финальную спецификацию.
  • Все примеры так же переписаны на новый JavaScript.
  • Устранены все потенциальные утечки памяти.
  • Добавлена возможность импортировать только необходимые функции и классы. В документации к каждому статичному методу и классу указан и адрес модуля.

const bindNode = require('matreshka/bindnode');
bindNode(object, key, node);

  • Все сопроводительные материалы так же обновились: статьи, роутер, и пр.
  • Документация собирается с помощью Webpack и самописного плагина, который очень быстро генерирует HTML файлы из JSDoc и GFM.

Читать полностью »

image

Документация на русском
Github репозиторий

1. Чистый JavaScript и HTML

Многие фреймворки пытаются починить веб, создавая собственный язык программирования. Идея Матрешки проста: с вебом всё в порядке. Вся логика, которую пишет программист, находится, как и должна, в JavaScript файлах, а HTML остаётся языком разметки гипертекста. Шутка об HTML программисте должна остаться шуткой.

2. Минимум сущностей

Матрешка не требует создания избыточных сущностей. Благодаря простому синтаксису привязок, связь между JavaScript и HTML может быть описана там же, где и логика. Программисту не требуется задумываться сразу о нескольких вещах, размышляя о балансе полномочий объектов. Вопрос где прописать обработчик: во “вьюхе” или в контроллере отпадает сам по себе. Хотя, никто не запрещает разделить данные и контроллер, разместив их в разных JS файлах.

3. Работай с данными, забудь о представлении

Попробовав популярный (но уступающий под натиском более современных продуктов) фреймворк Backbone, сталкиваешься с серьезным неудобством: объявляя данные, зависящие от UI и UI, зависящий от данных, вам, как правило, требуется создать два обработчика события. Один ловит изменения данных, второй ловит пользовательские действия. Проблема подкрепляется еще тем, что HTML элементы, как правило, совершенно идентичны в рамках приложения: input, select, кастомные виджеты из jQuery UI могут многократно встречаться на странице. Программисту, который реализует еще одну “единицу” приложения (например, форму), приходится пользоваться “копипастой”.

С Матрешкой всё намного проще. Вам нужно лишь однажды объявить привязку (в одном месте, а не в двух), затем работать с данными (как с обычными JavaScript объектами), забыв, что у нас вообще есть представление.
Читать полностью »

image

Документация на русском
Github репозиторий

Всем привет! В этой статье я расскажу, как пользоваться Матрешкой на трех несложных примерах. Мы рассмотрим базовые возможности Матрешки, познакомимся с тем, как работать с данными и разберем коллекции.

Пост является краткой компиляцией первых четырех статей о Матрешке с актуальными ссылками на документацию, обновленными методами и синтаксисом.

Напомню, Матрешка — front-end фреймворк, соблюдающий несколько важных принципов, среди которых

  • Никакой логики в HTML
  • Минимум сущностей
  • Произвольная архитектура

Матрешка реализует простой синтаксис двустороннего связывания данных и активно использует акцессоры (геттеры и сеттеры).

this.bindNode( 'x', 'input.my-node' );
this.on( 'change:x', function() {
    alert( this.x );
});
this.x = 'Wow!';

Программист имеет доступ к данным, как к обычным свойствам объекта, а коллекции генерируют HTML дерево самостоятельно при добавлении, удалении и сортировке элементов. Задав несколько правил, описанных в документации, вы можете не обращать внимания на состоянии представления и работать только с данными.
Читать полностью »

image
Репозиторий на Github

Всем привет! Спешу сообщить радостную новость. Наконец, вышла первая (1.0) версия фреймворка Матрешка. В этом посте я расскажу о самых важных изменениях во фреймфорке, о новом сайте и русскоязычной документации.

Напомню, Матрешка — JavaScript фреймворк для создания одностраничных приложений, соблюдающий несколько важных принципов:

  • Никакой логики в HTML
  • Минимум сущностей
  • Произвольная архитектура

Матрешка реализует простой синтаксис двустороннего связывания данных и активно использует акцессоры (геттеры и сеттеры).

this.bindNode( 'x', 'input.my-node' );
this.on( 'change:x', function() {
	alert( this.x );
})
this.x = 'Wow!';

Читать полностью »

Введение
Наследование
MK.Object
MK.Array
Matreshka.js v0.1
Matreshka.js v0.2
Реализация TodoMVC

Всем привет! В этом кратком посте, представляю на суд общестивенности долгожданную реализацию «Hello, world на стероидах» — TodoMVC на базе фреймворка Матрешка.
Matreshka.js — долгожданная реализация TodoMVC
Напомню, одной из идей Матрешки является удобное связывание данных и HTML элементов с помощью простых функций, которое имеет следующие преимущества перед решением той же задачи в других фреймворках:
1. Никакой логики в HTML коде. Мне, как человеку, который с трепетом относится к JavaScript и HTML, хотелось бы, чтоб язык программирования так и остался языком программировния, я язык разметки — языком разметки.
2. Не нужно отдельно слушать события данных, для того, чтоб обновить UI, и слушать события UI для того, чтоб обновить данные. Это возволяет избежать ошибок, типа «забыл повесить обработчик», так как не приходится хранить в голове несколько сущностей сразу. Вы задаёте правила, как данные синхронизируются с видом, а дальше работаете исключительно с данными.

this.bindElement( 'x', 'select.my-select' );

Подробности в статьях по ссылкам выше.

TodoMVC — эталонное приложение, включающее в себя наиболее распространенные и «неудобные» задачи, у которого есть спецификация и которое призвано помочь программисту выбрать понравившийся фреймворк. На одноименном сайте размещен список реализаций приложения, используя самые популярные фреймворки. На github проекта — больше (папка labs).

Реализацию приложения на базе Матрешки можно посмотреть здесь. А по этой ссылке — исходный код с аннотациями. Для тех, кто предпочитает русский язык английскому, прошу сюда.

Приложение, как вы можете видеть, состоит из трех файлов:
app.js — инициализация глобальных переменных (требуемых спецификацней TodoMVC) и приложения.
todos.js — само приложение (список дел) и коллекция этих дел. Включает в себя основную часть логики приложения и реакцию интерфейса. Там можно увидеть специальный переопределяемый метод itemRenderer, который возвращает HTML узел (или HTML строку), являющийся HTML узлом модели. Напомню, масссив можно менять: добавлять, удалять элементы, сортировать (с помощью методов, позаимстсованных из Array.prototype), UI будет реагировать смотстоятельно, без вмешательства разработчика.
todo.js — элемент коллекции (пункт списка дел).
Читать полностью »

(Напомню, репозиторий находится здесь)

Приветствую всех. Предыдущую статью я закончил на том, что нам может потребоваться массив данных. Массивом в проекте Matreshka.js являются экземпляры класса MK.Array. Чем они отличается от обычных массивов? Почти ничем. Прототип MK.Array содержит все методы, которые есть у «традиционного» массива, конструктор принимает те же аргументы, что и оригинальный Array, а экземпляры имеют несколько интересных особенностей.

MK.Array — это массив на стероидах, который умеет:

  • Всё, что умеет Array
  • Генерировать события при модификации
  • Использовать цепочечный вызов методов там, где это возможно
  • Умеет то, что умеет Матрешка: привязывать элементы к свойствам и генерировать кастомные события

Код для привлечения внимания:

mkArray
	.on( 'push', function() {
		alert( 'push' );
	})
	.push( 1, 2, 3, 4 )
	.unshift( 0 )
	.shift()
	.pop()
	.push( 5 )
	.forEach( function() { ... } )
	.sort()
	.reverse()
;

Помните гифку из первой статьи серии?

Matreshka.js — MK.Array

Читать полностью »

В предыдущих статьях мы познакомились с общими принципами Матрешки: привязка элементов, события, наследование. В конце предыдущей статьи я задал себе вопрос: «Как разграничить состояние приложения (показать ли пользователю пароль) и данные приложения (логин, пароль, «запомнить меня»)».

Класс, который нам в этом поможет, называется MK.Object, который наследуется от класса Matreshka. Идея проста: у нас есть множество ключей, отвечающих за данные в экземпляре класса и мы считаем, что остальные свойства отвечают лишь за состояние приложения и не являются бизнес моделью.

Как устроено множество ключей

За множество ключей отвечает псевдоприватное свойство ._keys, которое является объектом со значениями, которые нам безразличны. Массив бы нам не подошел, потому что, перед добавлением нового ключа надо было бы проверять, есть ли ключ в массиве, а при удалении, пришлось бы узнавать индекс, затем сдвигать следующие элементы. В случае объекта, мы получаем полноценное множество строк, для добавления нового ключа не нужно проверять его наличие, а для удаления требуется лишь вызов оператора delete.

Для того, чтоб установить свойство, которое отвечает за данные, используется метод .jset:

var mkObject = new MK.Object();
mkObject.jset( 'a', 1 );
console.log( mkObject.toJSON() ); // { a: 1 }

Читать полностью »

Приветствую всех читателей и писателей Хабра.
В предыдущей статье мы поговорили об основах работы с Матрешкой. В этой, я хочу рассказать, как наследовать Матрешку и как строить пока что небольшие приложения на её базе.

Матрешка устроенна в виде класса, сконструтированного при помощи кастомной функции Class. Это немного измененная версия функции, о которой я писал на форуме javascript.ru (ссылка на доку).

Так почему классы? Класс — это лишь слово, не противоречащее парадигме прототипного программирования. Если взглянуть на документацию того же Backbone.js, то вы увидите, что и они оперируют словом «класс» без всяких стеснений. Мы можем поспорить о том, что в Javascript нет классов, есть конструкторы, и я с вами соглашусь, но, на деле, имеет ли этот спор смысл? Если конструктор выглядит как класс, плавает как класс, и крякает как класс, то это, наверное, и есть класс?

От лирики к делу. Итак, Матрешка создана в виде класса:

window.MK = window.Matreshka = Class({ ... });

Аргумент класса — прототип конструктора, который можно определить так:

var MyClass = Class({
  constructor: function() { ... }
});

… который затем и возвращается из функции Class. Если конструктор не определен, то им станет пустая функция.

Один класс может быть унаследован от другого класса (в данном случае MyClass наследуется от Матрешки):

var MyClass = Class({
  'extends': MK
});

(Для 'extends' кавычки нужны не только для того, чтоб избежать ошибки синтаксиса (extends — зарезервированное слово), но и для подсветки синтаксиса. Остальные свойства могут быть без кавычек.)

При наследовании Матрешки есть важное правило: конструктор должен быть всегда и в нем должен вызываться метод .initMK, который, в данном случае, инициализирует псевдоприватные свойства: __id (идентификатор экземпляра для внутреннего использования), объект .__events (объект событий) и объект .__special (хранящий значения «специальных» свойств, их акцессоры и привязанные элементы). Это же правило верно и для классов, которые будут объяснены в следующих статьях: MK.Array и MK.Object.
Читать полностью »

Приветствую всех читателей и писателей хабра.

Хочу познакомить вас с компактным фреймворком (4.44KB gzipped, 14.04KB uncompressed), который позволяет несколько изменить взгляд на структурирование приложений. В «Матрешку» вложено чуточку магии, раскрыть которую позволит серия статей, озаглавленных следующим образом:

  • Введение
  • Наследование
  • MK.Object
  • MK.Array

Код для привлечения внимания:

mk.on( 'change:x', function() {
	alert( 'x is changed to ' + this.x );
});
mk.x = 2; // alerts "x is changed to 2"

И это работает в… IE8.

Что такое Матрешка?

Матрешка, как фреймворк
Компактный размер и легкая в изучении архитектура даёт возможность строить крупные расширяемые приложения. Этим сегодня никого не удивишь, но я постараюсь.
Матрешка, как библиотека
Если фичи, предоставляемые Матрешкой вам понравятся, то не обязательно менять свой код. Матрешкой можно пользоваться, как набором классов с интересными методами.
Матрешка, как платформа для создания собственного фреймворка
Матрешка — расширяемый фреймворк общего назначения, который не позиционируется, как MVC, MVVM или %your_design_pattern% фреймворк, поэтому программист имеет возможность реализовать собственную архитектуру, которая будет уметь желаемый набор шаблонов проектирования.

Зачем?

Мне часом надоело думать о представлении и о том, чтоб его менять написанным мной кодом. Все костыли синхронизации данных и представления в Javascript вызывают у меня негативные чувства, и амбиционной, направленной в будущее, целью Матрешки является возможность полностью забыть о том, что у нас есть UI, оперируя только данными. Конечно же, решить эту задачу невозможно на 100%, но мы, программисты, должны выжимать максимум из данных нам инструментам, дабы сделать код чище, короче и гибче. Пора встряхнуть свой код и стать злым.

Гифка для привлечения внимания

Matreshka.js — Введение

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js