Учеба в Германии

в 12:36, , рубрики: германия, учеба, Учебный процесс в IT, метки: ,

Добрый день дамы и господа.

В этом топике я предлагаю вам небольшое описание учебы на программиста в Германии. Я живу в этой гостеприимной стране уже семь лет, пять из которых учусь в маленьком специальном высшем учебном заведении (институте?). Первые два года я потратил на оформление бумаг, посещение всяческих курсов и на добровольно-принудительные работы. Мой диплом учителя физики тут не признали, так что официально у меня был только школьный аттестат. С таким образованием нормальную работу не найдешь, поэтому меня и заставили/настойчиво попросили поработать за символическую оплату, но с пользой для общества. Целый год я делал вполне нормальную работу, а получал в десять раз меньше. Через год я наконец то понял, что дальше так нельзя, пошел в местную высшую школу и задал простой вопрос: возьмете? Ответ был: приходи, даже денег дадим! Так началась моя студенческая жизнь в Германии, а так как у меня за плечами две учебы в российских институтах, то у меня есть с чем сравнивать. Если вам интересно в чем различия, прошу под кат.

Итак начнем.

Школа

Да, школа. Высшая, но все таки школа, она так тут и называется: школа. Вот ее сайт и пусть наш админ ломает теперь голову почему сервер упал и что этим русским тут надо. Школа самая простая, не элитная, не известная, провинциальная. Несколько больших компьютерных залов, в каждой аудитории проектор, доска, ничего не обычного. Есть столовка, поесть можно на 2-3 евро. Еда не особо конечно, но и не совсем плохая.

Система оценок

В России принята четырехбальная система оценок. Официально она пятибальная, но т.к. единицу все равно не ставят, то считайте, что оценок всего четыре. При этом двойка это худшая оценка, а пятерка-лучшая. В Германии все немного сложнее. Во первых тут все наоборот, чем меньше оценка тем лучше. Во вторых тут оценок не четыре, а… одиннадцать! А именно 1.0, 1.3,1.7, 2.0 и т.д. до четырех. Четыре это последняя оценка, когда экзамен считается сданным. Потом идет пятерка, что означает провал. Чисто теоретически существует еще и шестерка, но ее ставят альтернативно одаренным, я таких не встречал. Немецкая система нравиться мне намного больше, т.к. представляет намного больше возможностей для оценки работы.

Предметы

Что мне тут сразу понравилось — никаких левых предметов типа психологии, физкультуры и истории древнего Рима. Все намного прагматичней и это не может не радовать. Хотя есть такие предметы как экономика и управление предприятием.

Каждый предмет оценивается в определенное количество пунктов, так называемых ECTS. Есть предметы «маленькие»(3 пункта), «большие»(6) и «совсем большие»(9). Каждый пункт соответствует одному блоку(90 минут) в неделю. Т.е. предмет на 3 пункта читается один блок в неделю, на 6 пунктов два блока и т.д. По правилам во время учебы надо набрать определенное количество пунктов. Предметы также делятся на обязательные и на предметы по выбору. Диплом это тоже «предмет». За него дается как правило порядка 20 пунктов.

Почти по всем предметам дают домашнюю работу, которая делается как правило в небольших группах(2-3 человека) и со сроком сдачи в неделю. Сдача происходит весьма просто: отправляется майл преподу. Если ответа нет, все хорошо. Домашки считаются засчитанными, если сдано не менее 80%.

Есть еще контрольные работы (тесты). Происходит это так. Группу запускают в компьютерный класс, дают пароль на вход в систему. Каждому раздают листок бумаги с заданием. Разрешено иметь пару чистых листков и ручку. Никакого интернета, никаких книг или конспектов. В задании как правило 3-5 задач, например реализовать какой нибудь алгоритм. Тест считается сданным, если правильно решены половина задач, плюс написана хотя бы одна строчка в еще одной. Красота кода никого не интересует, главное что бы работало. Иногда ставят дополнительные условия, например запрещено использовать рекурсию или определенные пакеты/библиотеки. Через 90 минут компьютеры выключаются, не сохранился, написал в последнюю секунду лишний символ и прога теперь не компилируется — сам виноват.

Уровень проваливших составляет как правило 60-70%. И дело даже не в том, что задания сложные(как раз таки нет), а в стрессе. Куча народа начинает стучать по клавишам, все спешат, правда через полчаса становится намного спокойней, т.к. народ понимает, что написал в попыхах полный бред и пора бы уже подумать.

Контрольная не одна, а несколько. Правило гениально простое: зачет получаешь, если сданы половина плюс еще один тест, но не меньше двух. Пример: если сдал первые две контрольные, зачет получен, следующие тесты можно не сдавать. Если написал всего четыре теста, сдал из них только два, то обязан идти еще на один, и т.д. Т.е. с одной стороны никто тебе не говорит, извини, ты не сдал, приходи в следующем семестре, а с другой стороны семестр тоже не резиновый и когда нибудь заканчивается. К тому же препод обязан провести всего три теста, а там как у него настроение будет.

Начиная где то с третьего семестра вводятся всякого рода проекты. Домашки соответственно исчезают. Тему для проекта как правило выбираешь сам и группа для него организуется тоже самостоятельно. В конце все группы презентируют свои проекты. Для того что бы презентация выглядела нормально, ввели даже специальный предмет, где учат как эту самую презентацию делать и как себя вести. Так что фолии «вырви глаз» очень редки и «разговор со стеной» тоже большое исключение.

Экзамены

На экзамены надо регистрироваться. Делается это через специальную систему. Если зарегистрировался, не пришел и справки от врача нет, сам себе злой буратино, попытка пропала. Если не зарегистрировался, а на экзамен пришел, выгонят из аудитории. Экзамен длится как правило 90 минут. Что можно использовать решает каждый препод сам. Есть у нас один математик, он разрешает использовать все: интернет, ноут, книги. Звонок другу и помощь зала, правда, запрещены. Казалось бы: интернет! аська!(тоже запрещена, но как он это проконтролирует?) Wolframalpha! Не, не помогает.

Все экзамены письменные, за все время у меня был один единственный устный. Иногда вместо экзамена предлагают сделать какой нибудь довольно большой проект. Никаких «автоматов». Списать можно, но не нужно, т.к. если поймают, то сразу же теряется две попытки из трех возможных. Последняя попытка всегда письменная и принимается минимум двумя преподами. Не сдал-вылетел. Если вылетел, теряешь право учить эту специальность на всей территории Германии. Здесь правда есть куча всяких нюансов, слава богу, мне не довелось ими интересоваться.

Как и везде есть экзамены легкие и тяжелые. Например на програмировании процент не сдавших в 70% считается полностью в норме. А на предмете «взаимодействия человека и компьютера»(как то так, не знаю как по русски) не особенно большая редкость несдача у 98%. Математика, как правило, тоже трэш полный.

Преподаватели

Все преподаватели очень хорошие спецы. Все имеют многолетний опыт реальной работы. Другой вопрос, что как преподаватели половина из них вообще никакие. Простые вещи объясняют так сложно и нудно, что студенты засыпают. Это настоящая беда.

У каждого препода есть определенные часы для консультаций, просто приходишь и разговариваешь. Так же можно написать майл и всегда получаешь ответ. В общем с коммуникацией все в порядке.

Камрады

А что камрады? Люди как люди, только немцы. Ко мне относятся вполне нормально, проблем у меня с ними никогда не было. Друзей (немецких) я правда так и не завел. Но немцы и сами даже среди своих «кучкуются». Звериное лицо капитализма, каждый сам за себя.

Практика

В пятом семестре есть предмет, который так и называется: «Проект». Делят группу на несколько мелких групп, по 5-6 человек( в случайном порядке), дают адрес некоторой фирмы и говорят: у этой фирмы к вам заказ, вперед. Считайте, что это настоящая работа, с ТЗ и прочими прелестями. Все взаправду, только денег не платят. Естественно, что этот проект в семестре не один, есть еще и другие. Но этот главный, за него дают 12 пунктов.

В шестом семестре необходимо пройти трехмесячную практику. Где именно ищешь сам. Я делал во франкфуртском аэропорту. Весьма интересно, мне понравилось. Потом проработал там полтора года как стажер. После практики сразу же нужно писать бакалаврскую работу. Естественно желательно ее писать там же где и делал практику. За практику дают 15 пунктов, за работу еще 15.

Отсев

На первом семестре нас было более 70 человек, в аудитории сидеть было негде, сидели в проходах между рядами. Диплом сейчас пишут 9, из них двое из других институтов.Места теперь много, что есть хорошо.

Резюме

Я не знаю как сейчас обстоят дела в России, но мое российское образование нервно курит в сторонке, хотя я и взяток то в России не давал, все сдавал сам. Причем обратите внимание, я учусь в захолустье, в городке с населением в 30 тыс. человек. Почти деревня.

P.S.

И все равно большую часть статей на хабре я читаю и чувствую себя идиотом, такие дела.
Я надеюсь, статья получилось не очень сухой, если есть вопросы, с удовольствием отвечу.

Ну а в конце я таки озвучу главную цель этой статьи:

Господа, если есть тут (есть, я уверен!) программеры живущие в доичьляндии, ищущие соратников по борьбе за светлое будущее своего кармана и желающие что нибудь эдакое замутить на пользу своего банковского счета, пишите мне плиз! Идеи у меня есть, рук всего две, я терпелив и вроде как адекватен, готов выслушать чужие идеи/предложения. Работать на дядю не хочу(за недорого), а время поджимает, скоро я свой диплом закончу и вопрос встанет ребром!

Автор: schroeder


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js