Рабочие моменты

в 5:57, , рубрики: gtd, human resources, идеи, рабочий процесс, развитие, метки: , ,

Введение

В продолжение статьи habrahabr.ru/post/150065/ обсудим конфликтные ситуации, возникающие в процессе работы над одним проектом. Случаи “кровной мести” или принципа “глаз за глаз” рассматривать не будем, так как в этом случае стоит подумать, а так ли нужен конфликтный человек команде.

Все рассматриваемые случаи чаще всего возникают в крупных компаниях с десятилетними проектами. Молодые и малые компании подвержены этим проблемам гораздо меньше.

Речь пойдет о скрытых конфликтах, часто они вовсе не проявляются – сотрудник просто меняет место работы. Конфликт новичка, конфликт профессионала. Конфликт, прежде всего с самим собой. Они возникают по разным причинам, зависят от отношения к работе, ответственности за конечный результат, сопереживания за работу и являются узкой гранью между открытым противодействием и внутренним смятением.

Примеры

Будем считать, что все работники адекватны и профессиональны.

Пример 1. В первую очередь стоит сказать о ситуациях, когда один человек не желает работать с другим по своим личным воззрениям. Он старается избегать взаимодействовать с кем-либо, при этом спокойно работает с другим человеком. При этом не учитываются профессиональные навыки каждого и работа, соответственно, делается не оптимально.

Пример 2. Работник предлагает новую идею по модернизации десятилетней системы. В ответ же получает комментарий, что этого сделать нельзяневозможнодорогоникому не нужно или предлагают сделать самому, а потом уже все посмотрят. Если проект уже достаточно зрелый, то он исчерпал почти все идеи с “wow” — эффектом. Все предложения будут требовать рутинной работы и, часто, сильной переделки кодовой базы. В итоге внутренняя обида работника на всю компанию — ничего не дают менять, ничего не хотят менять, они устарели.

Пример 3. Предложенную идею работника разнесли в пух и прах коллеги. Сказали, что она ничего не стоит, но работник достаточно рьяно защищает идею до тех пор, пока не убедится в ее абсолютной несостоятельности. На то она и идея, чтобы ее отстаивать и защищать! Только в споре рождается истина. Автор частенько защищает свои идеи :)

Пример 4. Новый сотрудник проработал в компании несколько месяцев и уже предлагает все тут поменять. Его идеи воспринимаются в штыки. Конфликт виден не вооруженным взглядом.

Симптомы

“Больные” компании выделяются, прежде всего, в поведении коллектива. Поэтому, часто, высшее управление об этом не подозревает до самого конца.

Основные признаки:

  • Отписки по любому поводу и без него;
  • Нежелание обсуждать коллективно новые предложения и идеи (review идей и предложений);
  • Как ни странно, полная и постоянна тишина в офисе;
  • Наказуемость любой инициативы. Предложил идею, докажи ее состоятельность и реализуй, а мы посмотрим.
  • Замалчивание назревающих проблем и их игнорирование при опубликовании;
  • Отсутствие “кладовки идей” (о ней ниже).
  • Текучка кадров. Люди уходят в другие компании на аналогичные условия;
  • Отсутствие спонтанных совещаний-минуток, по различным проблемам и обсуждениям;
  • При использовании agile-методик некоторые из пунктов пропаду, но всегда можно добавить новые. Важно как методика используется.
  • Причины
  • Почти в любом резюме можно встретить слово “коммуникабелен”. Часто его объясняют умением гибко подстраиваться под рабочий процесс и избегать конфликтов. Могу с уверенностью сказать, что в этом случае коммуникабельность превращается в бездействие.

В современном рабочем процессе, где со всех сторон давят сроки, граница рентабельности, технологические возможности и конкуренция, конфликтов избежать невозможно. Все работают на пределе.

В эти моменты и проявляется истинная коммуникабельность. Умение сказать “данет” при любом давлении с грамотной оценкой и мотивировкой — непосредственный признак профессионализма. Умение подвергать критике любое предложение, в том числе и свое, рождает самые удачные решения.

Критикуемая идея, без защиты со стороны ее создателя, ничего не стоит. Можно было ее и не обнародовать. Конфликт интересов, критический взгляд, обсуждение и дискуссии придадут необходимую огранку идее.

Можно придти к странному выводу: отсутствие малых конфликтов признак некоммуникабельности работников. На самом деле без таких малых конфликтов, без критики и споров успешно завершить проект проблематично, потому что видно, что в участники в нем мало заинтересованы.

Последствия

Последствия такой “коммуникабельности” самые плачевные. Это текучка кадров, угасание творческого потенциала, отсутствие новых “революционных” идей.

Индивидуальное недовольство сотрудника приводит как минимум к его уходу в другую компанию. Самым же плохим случаем для компании является снижение его производительности, отсутствие заинтересованности в результате, просиживание часов.

Также стоит сказать, что нарастает общее эмоциональное напряжение в коллективе. А это всегда вредит общему делу.

Кладовка идей

Когда все участники проекта достаточно сильно загружены, то некогда оперативно реагировать на предложения и идеи, некогда проводить их анализ. Надо иметь настроение, чуточку свободного времени и желание сделать продукт лучше.

Поэтому не стоит ожидать мгновенной реакции на предложение или идею. Ее скорее всего просто оставят без должного внимания.

Более удачным вариантом предложения идей является добавление их в специальный раздел корпоративной базы знаний. В этом случае идея уже не забудется и не потеряется в ворохе писем. Ее можно наглядно обсуждать и предлагать новые варианты. К этому разделу обращаются при наличии свободного времени и желания сделать что-то новое. Почтовый ящик не превращается в свалку.

Такой раздел можно назвать “кладовкой идей”. Важно не вести в нем строгую модерацию. Принимать любые, даже достаточно фантастические предложения. Обсуждать коллективно и описывать результат стараний.

Заключение

При общей заинтересованности в результате, кладовка идей будет бесценным разделом, открывающим просторы в далекое будущее вашему продукту. Мнение, идеи и предложения коллег не будут замалчиваться, станут открытыми и более ценными.

Важно проводить постоянный мониторинг идей и предложений. Не должно появляться “залежавшихся” идей. Надо выделять время на анализ, коллективные обсуждения. Отбрасывать несостоятельные идеи, принимать “в работу” стоящие.

Ведь только от нас с вами зависит, не превратится ли “кладовка идей” в “кладбище мертвых идей”!

Автор: VaiMR

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js